На берегу. Этюд

Небольшой курортный город. Лето. На пляже еще довольно много отдыхающих, но большинство уже складывают полотенца, убирают всё в пляжные сумки, собираются уходить. 
  Маша, худенькая девочка лет 11, с коротенькими волосами, в простом платьице, стоит на гладком мокром песке, вода мягкими волнами накатывается на ее босые ноги. Девочка задумчиво смотрит куда-то вдаль. Небо чистое, но кажется бледным, разряженным -  уже почти что вечер. Сзади слышны разговоры отдыхающих и голоса детей. Маша оборачивается. У нее серьезный взгляд, нахмуренные брови делают даже немного комичным ее детское лицо со светлыми, выгоревшими бровями и ресницами.
   Сзади двое детей, мальчик лет 6-7, и девочка постарше, заняты разборкой с крабом. Девочка выпускает его из детского ведерка на песок.
- Куда ты, убежит! – возмущается мальчик.
- Не убежит, он же морской. Он только плавает. Видишь? – девочка деловито трогает его маленькой палочкой, доказывая, что краб не может двигаться.
На заднем плане две женщины, видимо, мамы детей, не переставая разговаривать, складывают полотенца и убирают вещи.
- Он живой вообще? – угрюмо спрашивает мальчик, разочарованный неподвижностью краба, и осторожно тянет к нему палец.
- Бу! – девочка хватает краба за спину и резко сует его мальчику в лицо.
Мальчик вскакивает и испуганно кричит, девочка смеется.
Маша заинтересованно смотрит на них и чуть-чуть улыбается. Но, когда история с крабом заканчивается, осторожно касается, как будто гладит воду одной ладонью, а потом двумя.
- Прощай, - говорит шепотом.
 Забирает свои сандалии, поставленные рядом, и босиком идет к выходу с пляжа. Проходит мимо мам и детей - мальчик на что-то жалуется своей маме, а девочка пытается поймать краба, который-таки решил убежать от нее по песку.

Маша идет по городу. Он милый, тихий, небольшой. За столиками открытых кафе кое-где сидят отдыхающие, пока их еще не много. Сейчас то промежуточное время, когда многие уже вернулись с пляжа, но еще не вышли на вечерне-ночную жизнь. Маша идет, щурясь от солнца и думая о чем-то своем.
- Маша! – окликает ее какой-то человек. Маша оглядывается и подходит к лавке, где продают бублики, пирожные, пряники, разные кондитерские изделия. Для пущей убедительности на лотке стоит самовар, а продавец – пожилой добродушный мужчина – одет в фартук поверх обычной одежды.
- Привет, - он добродушно улыбается ей и облокачивается на прилавок.
- Здрасте, - Маша смотрит на него, с подозрением нахмурив брови, - опять хотите мне что-то дать? Я бесплатно не возьму.
- Ну что ты, - смеется мужчина, - я просто удивился, что ты тут бегаешь. Ты ведь завтра уезжаешь? А кто же вещи  собирает?
- Да собрали уже всё, - так же хмуро отвечает девочка, опускает голову и переминается с ноги на ногу.
  Несколько мгновений они молчат. Продавец с заботливым вниманием смотрит на девочку.
- Чего же недовольная такая? Там, уедешь, некогда будет грустить.
Девочка поднимает на него глаза.
- Папа сказал, сегодня вечером отмечать будем. Вы приходите тоже.
- Да? – со странной интонацией переспросил продавец, - спасибо, обязательно приду.
Девочка делает пару шагов от прилавка, собираясь уходить.
- Ладно… мне пора…
- Погоди! – продавец наклоняется, исчезает под прилавком.
- Да я ж говорю, не надо мне… - недовольно говорит Маша, однако останавливается.
Продавец появляется снова и ставит на прилавок шоколадную фигуру – сказочный зАмок в прозрачной упаковке. Он не очень большой, но все детальки сделаны тщательно  и хорошо просматриваются: остроконечные башенки, окна,  крепостная стена, мост…
- Вот, гляди, - гордо говорит продавец, - вчера привезли. Эксклюзив.
Маша не может удержаться и подходит обратно к прилавку. 
- Он что, шоколадный?
- А как же? Можно съесть, а можно поставить и любоваться.
Маша наклоняется и восхищенно рассматривает замок.
- Тут даже человека видно, - показывает на фигурку часового на крепостной стене.
Продавец довольно улыбается.
- Хотела бы в таком жить?
- Побывать хотела бы.
- Может, и будешь когда-нибудь. И не в таком, а лучше, - он берет замок и заворачивает его в упаковочную бумагу.
  Маша выпрямляется и на ее лицо снова возвращается серьезное выражение.
- Да ну…
- А как же! Ведь это место, куда ты едешь, Маша,  это, у-у… всё равно что Хогвартс, только настоящий.  Будешь ездить в другие страны, увидишь и другие моря, и замки, и… чего только не узнаешь. Конечно, и трудно будет, но… На, держи, - он ставит перед ней на прилавок упакованный замок, - на счастье.
  Девочка рассеянно берет его в руки, некоторое время держит, потом ставит обратно и качает головой.
- Я не хочу уезжать. Это будет не честно. До свиданья,  -  и торопливо уходит по дорожке вон от прилавка.
- Маша! – кричит ей вслед кондитер.

Кухня в квартире.  Еще не поздний, но темный южный вечер. Открыто окно, в которое доносятся разный шум, голоса, музыка. На столике у окна стоит торт, в нем горят свечи, и можно разглядеть цифру 12, нарисованную в центре шоколадным кремом немного криво. Другого освещения нет, поэтому трудно рассмотреть обстановку. Свет свечей выхватывает из темноты лица Маши, сидящей напротив нее девушки лет 17-18, и сидящего сбоку мальчика лет 8-9.
- Вы чего? – удивляется Маша, - еще же почти два месяца.
- Это Колька придумал, - улыбается девушка.
Маша хмуро поворачивается к Кольке, тот так же недовольно хмурится в ответ:
- Иначе вообще не отметим!
Девушка, улыбаясь, кивает:
- Давай.
- Мама говорила, раньше нельзя, - упрямится Маша.
Улыбка исчезает с лица девушки, она спокойно добавляет:
- Иногда можно.
Маша набирает побольше воздуха в грудь и дует – свечки гаснут. Становится совсем темно. Колька смеется.
- И что теперь? – спрашивает Маша.
- Ничего. Спать ложиться, - слышен голос девушки.
Чиркает спичка, и девушка зажигает три большие свечи в подсвечнике. Расставляет три тарелки, стоявшие до этого одна в другой, берет большой нож и уже примеривается, как разрезать торт.
- Подожди! – Колька хватает ее за руку, - вдруг он еще придет.
Девушка строго смотрит на него.
- Он не придет.
- Он же обещал! – настаивает Колька.
Девушка кладет нож, и поворачивается к Кольке,  чтоб начать уговаривать его. Маша бесцеремонно кладет руки на стол, опускает голову на руки, и, хмуро глядя на свечки, говорит:
- Если он не придет, я никуда не поеду.
Девушка растерянно переводит взгляд с Кольки на Машу.
- Что? – сердито спрашивает Маша, - его скоро совсем с работы выгонят, и что вы делать будете?
 Девушка отвечает так же сердито:
- Маш, а какая тут от тебя польза? Была б ты постарше, могла бы работать, а так… нам же лучше будет, если уедешь.
 Маша некоторое время молчит, потом говорит, уже не сердито, но упрямо:
- Но так не честно. Мы же тогда договорились, что мы все вместе.
- Кроме него, - всхлипывает Колька.
Разговор ему явно не нравится, он сидит, опустив голову и чуть не плача. Девушка тоже опускает взгляд, все, кажется, погрузились в невеселые мысли. Через некоторое время девушка спрашивает:
- А если б мама была жива, поехала бы?
- Тогда бы совсем всё по-другому было, - мрачно отвечает Маша, не глядя на сестру.
- Ну вот и уезжай, - девушка решительно берет нож и начинает резать торт, - знаешь, она ведь всегда думала, что у тебя что-нибудь такое получится… а мы вот с Колькой будем  ходить и всем рассказывать, где ты учишься, какая ты умная. Будешь тут знаменитостью. Правда, Колька?
 Колька так же сидит, опустив голову, и только хлюпает носом в ответ.
- Да хватит хныкать! – девушка пихает его локтем, - мы же празднуем! Ты сам предложил. На, вот, - кладет ему на тарелку кусок торта.
- Это папа предложил, - еле слышно отвечает Колька себе под нос.
Вдруг хлопает входная дверь. Все вздрагивают, и даже Колька поднимает заплаканное лицо.
  В комнату входит мужчина, сначала его невозможно разглядеть из-за темноты.
- Привет, молодежь, - слышен его знакомый голос, - чего дверь-то не  закрыли? И в темноте… я уж думал, случилось что.
  Он подходит к столу – уже обыкновенно одетый, но такой же седой и добродушный продавец-кондитер.
- А-а… у вас тут праздник, - замечает странные взгляды, устремленные на него, и обращается к девушке, как к самой старшей:
- Я извиняюсь… Маша пригласила меня…
- Да, - девушка встает,  указывает на четвертый, свободный стул, - конечно… садитесь… я сейчас принесу,  - и уходит куда-то в темноту комнаты. Маша и Колька хранят молчание. Но продавец, как старый знакомый, не смущается и берет ситуацию в свои руки.
- Ну, раз праздник, - садится и ставит на стол шоколадный замок в прозрачной упаковке, - то тебе точно придется это взять. В подарок. Я уже всё равно не продам  Можно хоть сейчас съесть.
  Колька тут же берет подарок в руки и начинает разглядывать. Маша тоже задумчиво смотрит на него, потом с грустью опускает голову.
- Спасибо.
 Снова появляется старшая сестра, ставит перед гостем тарелку и садится. Маша резко встает, и по-детски, за шею, обнимает соседа-кондитера.


 Платформа. Маша и старшая сестра стоят около открытых дверей вагона, внутрь садятся люди с сумками, рюкзаками. Проводница на входе невозмутимо проверяет билеты. Ярко светит солнце, жаркий южный день, но спасает ветер.  Он треплет цветную юбку платья девушки и играет с ее длинными волосами, завязанными в хвост.
- Ну всё, - девушка приседает перед Машей, отбрасывает с лица несколько выбившихся прядей, - тебя там должны встретить… если что – звони. Ну, в любом случае звони. Расскажешь как там, что, - она радостно улыбается.
  Маша, одетая в джинсы и футболку – в таком наряде здесь явно жарко – просто кивает в ответ.
- Мне надо на работу бежать, - извиняющимся тоном добавляет девушка, и обнимает сестру, - Машка! Как тебе повезло!.. Не подведи нас… будь там самой умной. Даже самой умной из всех этих… одаренных…
  Маша ей ничего не отвечает, она занята какими-то своими мыслями.
- Ну всё, - повторяет девушка, выпрямляется и берет за ручку сумку  на колесиках.

Проводница проверяет билет, с подозрением смотрит на Машу, которой предстоит ехать одной, но пропускает. Маша поднимается в вагон, девушка помогает ей втащить сумку с собой. Маша стоит в дверях. Девушка машет ей, улыбаясь, Маша тоже поднимает руку в ответ. Девушка, не переставая махать, делает несколько шагов назад, потом посылает Маше воздушный поцелуй, разворачивается и убегает.
   Маша видит, как она бежит к зданию вокзала и исчезает в нем.
  - Девочка, мешаешь, - говорит проводница.
В вагон еще заходя люди. Маша отходит от двери.
   
Идет по плацкартному вагону, глядя на билет, ищет глазами свое место.

Сидит в плацкартном купе, смотрит в окно. Мимо проходят люди. Другие места  купе еще свободны. Маша достает из кармана сумки, еще не убранной в багажное отделение, что-то вроде рекламного листа. Читает. В заглавии написано: «Физико-математическая школа-интернат, имени академика … …». А чуть ниже – текст помельче:
   «Основанная в 19… … году, школа  ежегодно принимает в ученики одаренных детей со всей России и ближнего зарубежья.  Преподаватели – профессора и доценты ведущих российских ВУЗов… учебная программа предполагает всестороннее развитие с изучением двух иностранных языков и культур других стран…. культурная программа включает экскурсионные поездки в Италию, Испанию и другие страны Евросоюза, которые полностью финансируются школой… выпускники школы на данный момент работают в самых передовых научных институтах по всему миру…»
 
Платформа. Поезд сдвигается с места, медленно отъезжает. Под окнами стоят люди, провожающие, машут руками в окна, и сдвигаются с места вместе с поездом, идут к краю платформы. Он медленно набирает скорость.
   Из двери вагона, уже на самом краю платформы, выпрыгивает Маша. Пытается вытащить за собой сумку, но она застревает в закрывающихся дверях, и девочка некоторое время упорно воюет с дверями, тянет ручку сумки на себя. Наконец, ей удается вытащить сумку, Маша падает, но тут же вскакивает.
  Поезд уезжает, а Маша бежит прочь, быстро, как только позволяет ей сумка, которая от резких движений качается и норовит завалиться набок.

Берег моря. Дикий пляж, узкая полоска песчаного берега рядом со скалой. Видимо, секретное место, известное только местным. Маша идет по берегу, тянет за собой сумку, которая вязнет в песке.
  Маша бросает ее. Опускается на колени и по-детски, в голос, плачет.
   Волны мягко подкатываются почти к ее коленям. Вокруг очень тихо.

Снова квартира. Коридор. Маша оставляет сумку у стены. Входит на кухню.
Шторы раздернуты, светло.  Комната маленькая, но не тесная. И обстановка не выглядит убогой.  Белая полупрозрачная тюль кажется слегка золотистой от солнца.
   За столом, лицом к двери, задумчиво сложив руки, сидит мужчина, отец Маши. Больше дома никого нет.
- Маша? – удивленно спрашивает он, - ты не уехала?
Маша останавливается в дверях. Видно, что у ее джинсов мокрые колени. Она молча подходит и садиться на соседний стул.
- Я так и думал, что ты не уедешь. Может быть, так даже лучше. Мы останемся все вместе.
  Маша не смотрит на него, она глядит куда-то перед собой.
Мужчина наклоняется вперед, облокачивается на стол, чтобы привлечь ее внимание. Но она по-прежнему не смотрит на него.
- Теперь всё будет по-другому, Маш. Я обещаю, - говорит он. Но она опять не отвечает. Он поворачивает голову, прослеживает ее взгляд.
Там, на полке в серванте, стоит уже без упаковки ее нетронутый шоколадный замок. За стеклом, и поднятый повыше он выглядит еще необычнее и величественнее. 
Девочка кивает:
- Я верю.
И, наконец,  переводит на отца свой серьезный и задумчивый взгляд.



Рецензии