Сома Господь Блаженства
«Шри Аурбиндо. Откровения древней мудрости. Веды, Упанишады, Бхагавадгита»
Индра, дарующий Свет.
Пусть путь Слова ведёт к богам, к Водам посредством работ Разума.
(Риг Веда, 10.30.1 )
Слово – это созидательная Сила, что творит. Всё творение сформировано Словом, которое является Звуковым телом Брахмана. Сила не только приносит конечные миры из лона Бесконечного, но она также прокладывает путь, по которому происходит развитие, эволюция проявляющегося Сознания. Этот путь ведёт от бессознательности к сверхсознанию через ряд стадий само-формулировок развивающегося Сознания. Этот путь, проложенный в истине Реальной Идеи, ведёт к прогрессивной манифестации Брахмана, к царствам ряда богов, являющихся космическими функционерами, проявленными из Верховного, т.е., Агни, Индры, Варуны. Через царства Богов путь ведёт к чистым Водам Сознания находящегося за пределами земного Неведения. Созидательная Сознательная Сила проецирует себя вначале в форме материальной Энергии и постепенно раскрывает себя как Жизненная Сила. Из Жизни появляется скрытый в ней Разум, более высокий уровень само-формулировки Сознательной Силы, и эта Сила Разума, отмечает стадию, в которой Жизнь начинает осознавать себя, и эволюционное движение обретает собственное направление. Разум, маномайя пуруша, становится предводителем ментального и витального творения, и ведёт их к более высоким формулировкам Сознания-Силы, Чит. Разум направляет эволюционирующее бытие к Водам Сверхсознания посредством сознательного восхождения по лестнице Бытия.
О Пламя, ты восходишь к небесному океану, к богам; ты сводишь друг с другом богов мироздания, те воды, что пребывают в царстве света, выше солнца, и те воды, что находятся внизу.
(Риг Веда, 3.22.3)
Пламя – Это Агни, Провидящая Воля, божественная Сила-Знание, что ведёт эволюцию человека и земли к бесконечности Всевышнего, к царствам высших Богов. Именно Агни приводит к последовательному рождению различных Богов в существе искателя и устанавливает гармонию между ними в его сознании. Индра – Бог божественного Разума, Варуна – Бог безбрежного океана сознательного бытия, Митра – Бог гармонии и Любви – эти и многие другие призываются и устанавливаются в их объединенной работе в эволюционирующем сознании человека. Также и различные потоки Сознания-Силы верхней полусферы соединяются с потоками нижней полусферы. Пламенная Сила вначале достигает Солнца Супраментальной Истины и там гармонизирует деятельность Сат, Чит, Ананды пребывающих свыше с деятельностью Разума, Жизни и Материи внизу. Агни не только восходит в сознании человека; но интегрирует каждый уровень сознания с последующим более высоким и сообщает истину более высокого деятельности низшего. Агни соединяет землю с небом, человека с Богами. По мере своего восхождения он выстраивает лестницу соединяющую два полюса бытия. Он не оставляет никакого разрыва между ними. Путь Агни – это не стремительный полёт, но планомерное прокладывание пути начиная снизу и до самых вершин.
Сома
Господь Блаженства завоёвывает третий статус; он поддерживает и правит согласно Душе универсальности; подобно ястребу, воздушному змею он устанавливается на сосуде и возносит его, искатель Света, он проявляет четвертый статус и овладевает океаном где вздымаются те воды.
(Риг Веда, 3.22.3)
Проявляясь из первого статуса в материальности, космический принцип Блаженства восходит ко второму статусу жизненности, Жизненной Силы. Выйдя из состояния концентрации на себе, Ананда распространяется и стремится приумножить себя посредством поглощения других форм Ананды. Вместе с установлением Разума, третьего статуса, появляются первые зачатки единства и осознания универсальности всего; развивается Любовь как манифестация Блаженства в обычной жизни.
Посредством Любви Ананда захватывает эволюционирующее существо и возвышает его сознание.
Через очищенные высоты ментального бытия, где Блаженство единства течёт повсюду, Сома восходит в человеческом существе к четвертому статусу, плану Истины, миру Махас, царству Света. Это воды Сознания-Истины текущие в Великий Океан, maho arnah, светозарного Знания и Воли.
За всем бытием стоит принцип Ананды. Сома, Господь Ананды, присутствует в каждом атоме, но не проявляет себя открыто.
Это является первым статусом: концентрация на самом себе. Он переходит к своему второму статусу в проявлении Жизни: он присутствует во всём что кажется нам столкновением и борьбой с целью собственного расширения. Он восходит в своё третье состояние в царстве Разума: он разворачивает крылья Любви и посредством установленной таким образом возрастающей гармонии, воспаряет в мир Света, четвёртый статус, он возносит человека к плану Истины и отправляет его в океанские воды светозарного Знания и всемогущественной Ананды.
Но что представляет собой Сома, иногда называемый амрита (am;ta) – сродни греческой амброзии – словно бы это сама сущность бессмертия? Это метафора божественной Ананды, принципа Блаженства, из которого, по ведийской концепции, проистекает существование Человека, это ментальное существо. Тайный Восторг есть основа существования, среда, поддерживающая в нем жизнь, можно сказать, его содержание. В Тайттирийя Упанишаде об Ананде говорится как об эфирной атмосфере блаженства, без которой ничто не может продолжать существование. В Айтарейя Упанишаде Сома, как лунное божество, рождается из чувственного ума в универсальном Пуруше, а когда на свет появляется человек, вновь выражает себя в нем как чувственная ментальность. Ибо восторг есть raison d’;tre чувственного опыта, или можно сказать, что чувственное восприятие есть попытка перевести тайный восторг бытия в термины физического сознания. Но в физическом сознании – часто символически изображаемом как adri, гора, камень или нечто плотное по веществу, – божественный свет и божественный восторг сокрыты и заперты, они должны быть высвобождены и извлечены из него. Ананда присутствует как rasa, сок, суть, в чувственных объектах и чувственных переживаниях, в растениях и всходах земной природы, и среди этих всходов мистическое растение Сома символизирует тот элемент, стоящий за всеми движениями чувств и их наслаждениями, который источает божественную суть. Эту суть требуется извлечь и, однажды выжав, очистить и сделать насыщенной, пока она не станет лучезарной, полной сияния, полной стремительности, полной энергии – gomat, ;;u, yuv;ku. Она становится главной пищей богов, которые, будучи призваны к участию в возлиянии Сомы, получают свою долю
наслаждения и силой экстаза возрастают в человеке, поднимая его на уровень его высочайших возможностей, делая его способным на высочайшие переживания. Кто не отдает этот восторг в своем существе как приношение божественным Силам, предпочитая отдаваться чувствам и низшей жизни, те почитают не богов, но пани, властителей чувственного сознания, скупых дельцов в своих ограниченных движениях, которые не выжимают мистическое вино, не приносят очищенное возлияние, не возносят священные гимны. Это пани крадут у нас Лучи озаренного сознания, эти сияющие солнечные стада, и запирают их в пещере подсознательного, в плотной горе материи, совращая даже Сараму, небесную гончую, светоносную интуицию, когда она приходит по их следу к пещере пани.
Принцип, который представляет Индра, – это Ментальная Энергия, освобожденная от ограничений и помрачений нервного сознания. Именно этот просветленный Разум творит правильные или совершенные формы мысли или действия, не искаженные нервными импульсами, не стесненные ложностью чувств. Образ, всплывающий здесь, это образ коровы, щедро дающей молоко дояру стад. Слово go на санскрите означает и корову, и луч света. Двойное значение было использовано ведийскими символистами для создания двойной фигуры, которая для них была больше, нежели просто фигура: с их точки зрения свет был не только отличным поэтическим образом, символизирующим мысль, но и ее реальной физической формой. Так, стада, которые доят, – это Стада Солнца, Сурьи, бога озарения и интуитивного ума, или же Стада Зари, богини, предвещающей солнечное великолепие. Риши просит Индру, чтобы он каждодневно увеличивал этот свет Истины благодаря своей достигшей полноты силе, изливающей лучи богатым удоем на восприимчивый ум.
Действие чистого озаренного Разума поддерживается и усиливается сознательным выражением в нас восторга, присущего божественному существованию и божественному действию, который символизируется вином Сомы. А когда Разум исполнится этого восторга, его действие превращается в опьяненный экстаз вдохновения, благодаря которому лучи, изливаясь щедро и радостно, проникают в него. «Воистину, дарующее свет – твое опьянение восторгом».
Ибо тогда открывается возможность, вырываясь из ограничений все еще навязываемых Заточителями, достичь нечто на границах знания, доступного озаренному разуму. Правильные мысли, правильные чувства – вот полный смысл слова sumati, так как ведийское mati подразумевает не только мыслительный процесс, но и эмоциональную сторону ментальности. Sumati – это свет в мыслях, но еще и светозарная радость и доброта в душе. Однако в нашем отрывке ударение делается на правильном мышлении, а не на эмоциях. Необходимо, тем не менее, чтобы прогресс правильного мышления начинался в границах уже достигнутого сознания; здесь не должно быть вспышек и ослепительных прозрений, которые, превышая наши способности, не поддаются выражению в правильной форме и сбивают с толку воспринимающий ум. Индра должен быть не только тем, кто озаряет, но и тем, кто образует правильные мысли-формы, sur;pa-k;tnu.
Поэтому изливается божественная Ананда, дабы стать стремительной и интенсивной в этом существе и быть принесенной в жертву Индре для поддержки его стремительных движений. Ибо от этой глубокой радости, явленной во внутренних ощущениях, вспыхивает восторг, делающий сильным и человека, и бога. Божественный Разум получит возможность продвигаться дальше в этом путешествии, которое на этом не заканчивается, и возвратит этот дар в виде новых сил Блаженства, нисходящих на соратника бога. Именно этой силой Божественный Ум в человеке сокрушил все, что противодействует ему: всех Сокрывающих, осаждающих, их стократные действия воли и мысли; этой силой он оберегал в дальнейшем богатые и многообразные завоевания, добытые в прошлых битвах, от атри и дасью, пожирателей и грабителей нашего добра.
Ибо Свет, в полноте своего величия свободный от ограничений, – это материк блаженства; это та Сила, которая дружески помогает человеческой душе и хранит ее в битве, ведя до самого конца ее похода, до самой вершины ее устремления.
Свидетельство о публикации №219010201764