Мои университеты и любовь...

    За год до окончания школы, я начал задумываться, куда идти учиться дальше. В том, что учиться надо, знал точно. Знания, это не мешок, за спиной носить не надо. Проживая в военном городке, при лётном училище, имея отца лётчика, конечно и я хотел летать. Одно из главных испытаний, при поступлении, это медицинская комиссия. Набор абитуриентов 1967 года, уже начался и я, через нашего соседа по подъезду, неофициально, провёл испытание своей психики. Испытание эти комплексные и позволяют определить пригодность человека к выполнению работ в стрессовых ситуациях. Испытания включают работу на специальных тренажёрах и ответы на тестовые вопросы, в условиях различных помех.  Потом сдал анализы и врачи проверили состояние моего здоровья. Всё оказалось в пределах нормы. За физическую подготовку, которой здесь уделяют особое внимание, я не волновался. Занимался спортом, не курил, а про наркотики и другие глупости понятия не имел. В поступлении я был уверен, но была ещё одна проблема, которая могла помешать. Это мой возраст. На день поступления мне должно быть 17 лет, а я родился в октябре. Отец, переживая за меня, предложил, написать письмо министру обороны и попросить разрешения, на поступление в училище имея неполных семнадцать. Сначала, вместе составили черновик, потом я несколько раз его редактировал, и наконец оно было написано.  Отец, уточнил в штабе адрес, и отправил моё послание. Первый месяц я ждал ответа, каждый день заглядывал в почтовый ящик. Потом забыл, но месяца через четыре ответ пришёл от Родиона Яковлевича Малиновского, который скончался за пару месяцев до этого, в свои неполных 70 лет. Этим и объясняется такая задержка. Копия письма не сохранилось, она было сдано вместе с заявлением на поступление в училище. Содержание запомнил. На формализованном бланке, машинкой было напечатано, что от меня получено письмо, с просьбой, и министр обороны направляет копии ответа в три адреса.  Одну копию, начальнику нашего лётного училища, вторую, в военкомат, по месту призыва, а третью, мне. Часть текста я запомнил дословно: «Способствовать в поступлении абитуриента Сивцова В.Н. в училище ...». Отец радовался больше чем я. На следующий день он был вызван к генералу, начальнику училища и тот усадив его на стул и похлопав по плечу с улыбкой сказал: «Николай, ну зачем такие письма писать министру. Он только заступил на должность, у него много хлопот. Ты бы ко мне обратился. Это решаемый вопрос…».  Так думал и я. Скоро примерю курсантскую форму в лётном училище.
 
    Десятый класс пролетел быстро. И вот уже я фотографируюсь на выпускной альбом, потом выпускной бал. Клятвы в верности, купание в фонтане и много чего ещё, что бывает в этот романтический период юности. Но всё хорошее быстро кончается, а жизнь ставит перед нами свои вопросы. Вот и мне, правда не жизнь, а мама, поставила ультиматум: «Поступай куда угодно, только не в лётное училище!» Сложилось так, что буквально за три месяца погибло три курсанта. У кого парашют не раскрылся, кого подвела техника. В военкомате мне предложили поступить в новое, только образованное, из стекла и бетона, училище связи. Его открывали недалеко от Харькова, в Полтаве. Так и решилась моя судьба. Написал заявление, приложил письмо, от министра обороны Родиона Малиновского и стал ждать. Потом был призывной пункт, слёзы матери, а вместо эшелона, несколько часов езды на электричке, до Полтавы. Приехали мы поздно ночью. Конечно, никто нас не встречал. Часа три мы шли до места ночлега. Там нас тоже никто не ждал, только голые дощатые нары. Тогда я стал понимать, в чём сила армии....    
   
Таких, как я поступающих, было несколько сот. Но с каждым днём, с каждым экзаменом, с проверкой здоровья и физической подготовки отсеивалось много. Оценки у меня были посредственные, но в остальном я подошёл. Думаю, что мой отец, который приезжал в Полтаву и встречался с руководством, значительно увеличил мои шансы на поступление.       
   
 Перед самым днём моего рождения, 20 октября 1968 года нас привели к присяге. Я был зачислен во второй взвод, второй роты, первого набора ПВВКУС. Командиром взвода назначили Николая Жёлобова, а заместителем Юру Мороза.

   Училище было не из стекла и бетона, это было здание, бывшего здесь ранее, учебного подразделения связи. Мы строили и учились. Конечно, было нелегко. Наряды, караулы, чистка картошки в столовой, учёба, да и сам распорядок, это всё была непривычно. Но трудности не угнетали, вспоминается, что всё время хотелось кушать и спать. Где сел, том и заснул. На лекции, служебном совещании, просто на лавочки, спал, где мог.

    Друзья сначала были те, с кем приехал поступать. Но из них почти никого не осталось, Толик Фоменко, Валера Петрухно. Хорошие отношения мы с ними поддерживали все четыре года, хотя учились в разных взводах. В дальнейшем, дружба крепла с теми, с кем тянул нелёгкую лямку службы.     Первейшем другом у меня стал Пустовит Сергей. Он был из местных, полтавских. С ним можно было обсудить самые сокровенные вопросы, он мог дать дельный совет, помочь и не сачковал на службе и работах.
   
   Сначала увольнение для меня было целым событием. Обычно за неделю набегали замечания, недоделки и сержант был против увольнения. Потом приспособился и знал, что такое хорошее, и что такое плохо. Обычно, на праздники, нас приглашали в какое либо учебное заведение города. На ноябрьские, 1968 года, нас пригласили в медучилище, но я пролетел, стоял в наряде.
   Ребята потом рассказывали, с какими девчатами познакомились, кого ходили провожать и как целовались. Поэтому к 23 февраля 1969 года я готовился заранее. Наш взвод был приглашен одной из групп медучилища. Встретили нас радушно. Сначала была небольшая речь и концерт, а патом танцы. Все немного смущались, ведь виделись первый раз. На вечер мы пришли не с пустыми руками. Был баян и баянист, Костя Воронянский. В футляре баяна мы принесли несколько бутылок вина и закопали их в сугробе, перед входом в здание. Немного послушав концерт, мы выходили покурить, а заодно и промочить горло. Поэтому, наша скромность скоро прошла и к началу танцев мы были «разогреты». Когда я с улицы вошёл в зал, то увидел, что все девушки приглашены и только одна, в зелёном платье, сидела возле проигрывателя и сосредоточенно смотрела на вертящуюся пластинку. Приглашая её танцевать, не знал, что буквально, приглашаю на танец свою судьбу.
 
    Познакомившись с Леной понял, что это девушка не для развлечения, а для семейной жизни. Встречались мы с ней не часто, но зато регулярно, не прервав нашего знакомства после окончания обучения. Через 7 лет, после первой встрече мы поженились…


Рецензии