Разумная Вселенная
Тайная космология Дзогчен
Разумная Вселенная.
Уроборос. Змея - символ бесконечности все-
ленной и происхождения жизни во многих древних
культах и религия.
Мы называем словом «вселенная» все, что существует
в окружающем нас пространстве. Вселенная включает
в себя не только то, что существует в Солнечной системе, но
и то, что находится бесконечно далеко от Солнца. Но есть
ли конец у космического пространства? Есть ли временные
и пространственные границы у Вселенной, если мы смо-
трим на неё не только как на совокупность планет, но и как
на сосуд-вместилище всех галактик?
Хотя сторонники теории большого взрыва вынуждены
определять границы расширяющейся материи, с увеличени-
ем мощи телескопов взор астрономов всё дальше и дальше
проникает в глубины космического пространства, и каждый
год астрономы открывают тысячи и даже миллионы новых
небесных тел, но нигде не замечается никаких признаков
границ Вселенной. И мы приходим к естественному выво-
ду: Вселенная бесконечна.
Напрашивается следующий вопрос: како-
во будущее Вселенной и жизни в ней? Наука говорит, что
для ответа необходимо знать среднюю плотность материи
во Вселенной. Если она превосходит некоторое критиче-
ское значение, то геометрия пространства-времени замкну-
тая, и в будущем Вселенная непременно сожмется. Замкну-
тая Вселенная не имеет границ, но ее объем конечен. Если
плотность ниже критической, то Вселенная открыта и будет
расширяться вечно. Открытая Вселенная бесконечна и име-
ет только одну сингулярность в начале.
Если верить данным наблюдений, то близкие галактики
удаляются от нашей со скоростью, пропорциональной рас-
стоянию, но более далекие не подчиняются этой зависимо-
сти: их движение указывает, что расширение Вселенной со
временем замедляется. В замкнутой модели Вселенной под
действием тяготения расширение в определенный момент
останавливается и сменяется сжатием, но наблюдения
показывают, что замедление галактик происходит все же
не настолько быстро, чтобы когда-либо произошла полная
остановка.
Метагалактика, согласно буддийским представлениям,
включает в себя один миллиард мировых систем. Всё, что
мы можем видеть своими невооружёнными и вооружён-
ными глазами в небе, составляет лишь небольшую часть
метагалактики, описанной Буддой как «трёхтысячный мир»
- трёхтысячный в том смысле, что тысяча галактик возво-
дится в третью степень. Именно эта метагалактика разру-
шается в конце каждой соответствующей кальпы, или зона.
Сама вселеная не разрушается. Чтобы не заниматься редук-
ционизмом, мы можем принять во внимание как закры-
тую (замкнутую) схему существования метагалактики, так
и открытую. В случае закрытой схемы Фридмана метага-
лактика расширяется из нулевой точки, а потом сжимается
обратно под действием сил гравитации. В случае открытой
схемы Леметра, метагалактика расширяется до такой степе-
ни, когда её плотность уменьшается до критической грани-
цы, где материальные элементы просто перестают быть
видимыми и исчезают. Это возможно обосновать матема-
тически, если не цепляться за современные представления
о ньютоновской силе тяготения. В любом из этих случа-
ев метагалактика в конце концов разрушается и исчезает,
а Вселенная как была, так и остаётся форматом для относи-
тельного существования всех галактик.
Из предыдущей главы можно было понять проблематич-
ность попыток учёных подогнать Вселенную под ограни-
ченный спектр современных научных взглядов. Зачастую,
их теории не всегда соответствуют даже их собственным
представлениям о строении Вселенной.
Во многих древних племенах и культах мир и планеты счи-
тали одушевлёнными и разумными существами. Это толь-
ко в течение последних двухсот-трёхсот лет «цивилизован-
ное» западное общество полностью отреклось от «идеа-
листических» воззрений, свойственных «примитивным»
цивилизациям, решив, что мир, вселенная и окружающая
нас среда не обладают ни разумом, ни чувствительностью,
ни даже правом на существование, не связанное со служе-
нием людям.
Но сейчас положение меняется, и всё больше учёных
прибегают к помощи так называемого «антропного прин-
ципа». Этот принцип подразумевает наличие некой разу-
мной силы, координирующей вселенную и космогенезис.
Есть два варианта антропного принципа: слабый и силь-
ный. Слабый антропный принцип подразумевает, что в бес-
конечной Вселенной условия, необходимые для развития
разумных существ, будут выполняться только в некоторых
областях, ограниченных в пространстве и времени. Поэто-
му разумные существа в этих областях не должны сильно
удивляться, обнаружив, что та область, где они живут, удо-
влетворяет условиям, необходимым для их существования.
Таким образом, мы можем говорить либо о множестве
миров, либо об одном мире, имеющем некую разумную
координацию. Одним из примеров применения слабого
антропного принципа стало такое «объяснение»: расшире-
ние вселенной началось ровно столько времени тому назад,
сколько требуется разумным существам для их развития.
Как уже говорилось, прежде всего должно было образовать-
ся раннее поколение звезд. Эти звезды превращали часть
первоначального водорода и гелия в элементы типа углеро-
да и кислорода, из которых мы состоим. Затем звезды взры-
вались как сверхновые, а из их осколков образовывались
другие звезды и планеты, в том числе и входящие в нашу
Солнечную систему.
Вселенная действительно «примерно» одинакова во всех направлениях -
при наблюдении в большом масштабе.
Тот факт, что Вселенная кажется нам одинаковой во всех
направлениях, может говорить о каком-то особом положе-
нии во Вселенной. Раз мы видим, что все остальные галак-
тики удаляются от нас, значит, мы находимся в центре
Вселенной. Хоть учёные, возможно, и не примут данное
объяснение этого факта, буддистам будет вполне понятен
этот феномен, так как мы считаем центром вселенной ум
воспринимающего её индивида. Это, кстати, подтвержда-
ет вторая гипотеза Фридмана: Вселенная будет выглядеть
одинаково во всех направлениях и в том случае, если смо-
треть на нее из какой-нибудь другой галактики. У учёных
нет обоснованных доводов ни за, ни против этого предпо-
ложения, потому что было бы крайне странно, если бы Все-
ленная казалась одинаковой во всех направлениях только
вокруг нас, а в других ее точках не было бы такого эффекта.
А ведь это есть прямое подтверждение антропного прин-
ципа - откуда бы и кто бы ни смотрел на Вселенную - хоть
из нашей галактики, хоть из созвездия Плеяд - она будет
выглядеть везде одинаково и будет расширяться по направ-
лению от наблюдателя. Если задуматься над гипотезами
Фридмана, то эффект расширения вселенной, который объ-
ясняют в первую очередь красным смещением, может быть
связан и с некой уникальной позицией наблюдателя, а не с
одними лишь показателями телескопов.
На основе лишь одних этих наблюдений и гипотез
вполне можно сделать предположение, что большой взрыв
- это не какое-то локально-временное событие для всей
вселенной, а просто точка отсчёта нашего индивидуально-
го восприятия мира. Если мы хотим определить место этой
«проблематичной» сингулярности с точки зрения антроп-
ного принципа, то в терминах Дзогчен сингулярность
является единым бинду самосущей пробуждённое™ ( ранг -
джунг егие тхигле нъяг чик, - тиб.), сущностью ума. Это
тот самый источник Разума, которому во многих религиях
придают божественные черты и дают имя некого транс-
цендентного бога.
Нет ничего удивительного в том, что в нашей галактике
царит такой неправдоподобный порядок и что она похожа на
мандалу. Нет ничего удивительного, что расстояние между
протоном и электроном любого элемента пропорционально
расстоянию между нашей планетой и Солнцем, или Луной
и нашей планетой. Сам факт существования существ, наде-
лённых разумом, объясняет упорядоченную структуру Все-
ленной, которая создала условия для возникнове ния людей
и других чувствующих существ. Если бы учёные смогли
оторваться от математических выкладок, то они бы поняли,
что главный закон вселенной состоит не в динамике её рас-
ширения или сужения, а в качестве сознания, с помощью
которого чувствующие существа воспринимают эту искон-
но разумную и всегда живую вселенную.
Свидетельство о публикации №219010200267