Я чую, что это опять увижу

      Льва Николаевича Толстого я воспринимаю, как гигантскую галактику мысли, беспокойства, волнения, поиска истины, неуспокоенности и  душевной обнажённости, великого интеллектуала  с предельной честностью. Отношение к жизни, религии, людям и событиям с годами у него было обстоятельным; всё пропускал через своё сердце. Он много читал, много писал, много размышлял. Он не скрывал свои сомнения, не старался быть удобным и угодным.
     Огромные исследования в мире посвящены жизни и творчеству Льва Толстого. Среди них  узнаваемое место занимают работы Марьям ВАХИДОВОЙ.
    У неё есть статьи, фильмы и книги, посвящённые творчеству Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, М. И. Лермонтова и другим. Сегодня у нас есть возможность обстоятельно беседовать с гранд-доктором Марьям Адыевной, лауреатом второго Всероссийского конкурса журналистских работ Фонда ОНФ "Правда и справедливость"…

    - Здравствуйте Марьям! Недавно у Вас вышла книга " Ужасная судьба отца и сына" о чеченских корнях М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого. Пожалуй, начнём с Льва Николаевича, опираясь на Ваши статьи о нем. Невозможно считать Л.Н. Толстого робким человеком, ибо он мог восстать против царя, религии, всего общества и отдельных личностей. И, тем не менее, у него тоже были "мысли, которых он боялся"? 

    - «... Хотя и много он говорит на свои обязательные темы, но чуется, что молчит еще больше. Иного - никому нельзя сказать. У него, наверное, есть мысли, которых он боится», - напишет в своих «Заметках» М. Горький после встречи с уже состоявшимся (!) великим писателем. Горькому достанет такта не расспрашивать Толстого о том, о чем он умалчивает и о чем не расскажет никому! Но толстоведы обязаны были прислушаться к словам великого классика. Для исследователя жизни и творчества любого писателя такие наблюдения и выводы бесценны! Но Горького не услышали…
     Да, Лев Николаевич был не из робких. Толстой не восставал против царя (Александр II был не тот царь, против которого надо было восставать!), он писал царю подробные письма о положении в стране из-за бесчеловечной политики правительства. Но это отдельная тема.
     Не выступал Толстой и против религии, он не мог принять и не принимал различные трактовки этой религии. Когда мы слушаем отдельных священнослужителей, мы тоже не все принимаем из их понимания Корана, Библии…  На моей странице в интернете можно посмотреть четыре части фильма «Лев Толстой. Путь к Истине» (https://www.youtube.com/user/Mangust95). Толстой не создавал свою религию, как ему вменяли в вину, он пытался очистить ее от церковного понимания христианства, поскольку Иисус Христос был для него пророком, а не Господом. Поэтому он свел четыре Евангелия в одно, исключая тексты, противоречащие друг другу. И эта работа ему была очень дорога. Но толстоведы предпочитают  не углубляться в эту тему, и это вполне объяснимо – одни взращены соцреализмом в атеистическом государстве, другие идут проторенными их предшественниками тропами. Но это тоже отдельная большая и очень важная тема.

    - Поговорим  о принятии Л.Н. Толстым (Лави) ислама, ради  женитьбы, во время его пребывания на Кавказе (1851-1854 гг.) на Зазе (чеченке) и о двух их  дочерях?  Это правда? Или я что-то напутал? Судьба этих девочек?

    - Об истории Лави (так молодого Льва называли в Чечне его друзья из Старого Юрта, чеченцы) и Зазы я узнала из книги нашего классика Султана Яшуркаева «Царапины на осколках», которая вышла под псевдонимом Ю. С’эшил. Я была приятно удивлена, т.к. именно этих подробностей мне не хватало для полной картины моего Толстого. К тому времени я уже завершила свое исследование по Толстому, в котором этот факт органично занял свое место. Но Заза была потом. Сначала Толстой сблизился со своими кунаками настолько, что Ислам (по аналогии с ХРИСТианством, называемое в то время  МАГОМЕТанством), вера, молитва стали для него предметом ежедневных размышлений. Достаточно заглянуть в его Дневники этого периода. Мне бы не хотелось здесь повторять то, что можно прочитать в книге Яшуркаева и в моей статье «Мысли, которых Толстой боялся» - по поводу судьбы девочек - (в интернете все это легко можно найти), моя  задача как исследователя была не в том, чтобы нанизывать факты из 82 лет жизни Толстого. Когда выстроена концепция, расшифрованы художественные тексты писателя, тогда любой добросовестный школьник (студент) может превзойти любого ученого, натыкаясь на очередные факты, которых может быть бесконечно много. Исследовательская работа заключается не в том, чтобы изымать из контекста «нужные» тебе цитаты, а в том, чтобы проследить за мыслью-откровением во всех направлениях, и тогда художественные произведения, дневники, письма, воспоминания современников и т.д. – все это становится единой основой, базой для работы, и очередной факт, не противореча предыдущим, вплетается в ткань единого полотна, которое и можно назвать биографией писателя, поэта. 

    - Кто такие Балта Исаев, Дурда, Садо Мисербиев? Их дружба с Л.Н. Толстым?

    - Во-первых, брат Николая Толстого в Чечне еще не был Львом Николаевичем Толстым, имя которого мы привыкли повторять с пиететом! Это был молодой человек, который искал себя, пытался зацепиться за военную службу, много рассуждал на тему войны, жестокости, ненавидел «сальную кампанию» своего брата, который ему здесь, в Чечне, открылся с самой неприятной стороны. Сближаться с офицерами у него не было никакого желания, зато рядом всегда были чеченцы – кунаки из Старого Юрта – которые подбрасывали ему интересные сюжеты для будущих его произведений («Набег» - первоначальное название «Рассказ Балты» и др.), развлекали его старинными песнями, которые он захотел сохранить, потому записал русскими буквами чеченские тексты…
Молодой Толстой ездил в Старый Юрт, в гости к своим кунакам, наблюдал за взаимоотношениями в их семьях, очень многое из того, что видел, взял для себя: носил всю жизнь одежду чеченских старцев ("толстовку", мяхси - мягкие сапоги, пес - тюбетейку чеченского покроя), волосы на голове и бороду подстригал раз в месяц, в новолунье, как это делают "магометане" в Чечне, по воспоминаниям сына Сергея и т.д.
    Д.П. Маковицкий заметил, что Лев Николаевич имел обычай уходить вперед пешком, "когда уезжал, где гостил". Это обычай чеченцев: в знак уважения к хозяину, гость уходит на приличное расстояние от дома пешком, отослав вперед транспорт, на котором приехал. Покидая старцев в Оптиной Пустыни, Толстой «отсылал вперед экипаж». Не будучи суеверным, Толстой старался увидеть луну именно с правой стороны и сокрушался, если взгляд падал на луну с левой стороны.

    - Шейх Кунта-Хаджи Кишиев был духовным наставником Л.Н. Толстого? Часто ли они встречались?  В чём сущность учения Кунта-Хаджи?

    - Я пишу о влиянии учения Кунта-Хаджи на мировоззрение Толстого, а не о том, что шейх был его духовным наставником! Другое дело, что Л. Толстой мог считать себя мюридом Кунта-Хаджи, а его своим устазом (Учителем), и для этого есть очень хорошие основания. Нельзя говорить, что они часто или реже встречались, можно только утверждать, что Л. Толстой со своими кунаками слушал проповеди Кунта-Хаджи и участвовал со всеми чеченцами в зикрах. «Высший религиозный экстаз», который Толстой испытывал, находясь в Чечне, - это шоукъ (экстатическое состояние), которого достигают во время зикра. 
   Толстой приедет на Кавказ, когда национально-освободительная борьба чеченцев только под руководством имама Шамиля длилась уже 17-й год, и тотальному истреблению народа в неравной борьбе противостояло Слово. Это было Слово святого Кунта-Хаджи Кишиева, шейха из Илсхан-Юрта, скромного божьего человека, призывавшего свой народ во имя спасения и сохранения нации сложить оружие, прекратить бессмысленное кровопролитие, молиться, предавшись воле Аллаха, любить ближнего, помогать бедным, вдовам и сиротам выжить, простить врагов и кровников, не умножая жертв, пользоваться трудами только своих рук и т.д.
   Когда в Чечне говорят о помощи вдовам, вопросов не возникает: война множит число вдов и сирот. А вот почему в России Толстой помогает, в первую очередь, не многодетным семьям, а именно вдове с сиротами? Причем лично складывая у нее печь и т.д. Конечно, это одна из 33 заповедей его Учителя! Толстой мечтал всю жизнь «пострадать за веру»! Почему непременно «пострадать»? Непременно посидеть в тюрьме, как он надеялся? Да потому что Кунта-Хаджи пострадал за веру, отбывая ссылку в Устюжне (ныне Вологодской области)
Впервые появилась другая сила, способная отнять сторонников у Шамиля, укреплявшего к тому времени личную власть в имамате, но именно эта сила и испугала великую Империю, для которой Кунта-Хаджи оказался опаснее Шамиля.

   - Лев Толстой, уезжая из Чечни, семью свою не взял с собой. Почему? 

   - В Чечню приехал один Толстой, а уехал из Чечни совсем другой Толстой! В России он был уже известен, как подающий большие надежды писатель, автор не только трилогии «Детства…», но и военных рассказов. Но перед отъездом из Чечни, Лев Толстой, как он пишет сам, «дожидался» в Старом Юрте Балту Исаева. Зададимся вопросами: Почему Толстому так важно было увидеть на прощание Балту? Какую важную услугу мог оказать Балта русскому другу, уезжающему навсегда из Чечни? Говорят, что 23 января в 1856 году Балта напишет "интересное" письмо Толстому в Ясную Поляну, которое якобы не сохранилось. Пусть не сохранилось, но это не значит, что у нас нет вопросов и по этому факту! - О чем таком интересном мог написать обыкновенный чеченец, сельский юноша, никогда не выезжавший за пределы Чечни, русскому графу, уже ставшему известным в России писателем? Кто читал это письмо кроме Толстого? Кто назвал это письмо "интересным"? И почему такое интересное письмо не сохранилось, а память о нем осталась? 
   Если вернуться к книге Яшуркаева, то мы можем предположить, что Заза была родственницей Балты Исаева, и именно ему Толстой мог поручить привезти ее в Россию, если ему не удастся вернуться за ней. Интересно, что собиравшийся жениться еще в 1847 году Лев Толстой женится, спустя десять (!) лет, после возвращения из Чечни! В «Анне Карениной» есть герой – Сергей Кознышев – одноутробный брат К. Левина! – Так вот Толстой, как автор романа, так и не дал ему жениться на Вареньке, «очень хорошей девушке», потому что прототипом Кознышева является сам Толстой!   

   - В России и Европе знали, что могущественная армия  России, победившая Наполеона, много лет вела  жесточайшую войну против малочисленных народов Чечни и Дагестана. Почему же выдающиеся государственные и общественные деятели, учёные и писатели России и Европы тогда не выступили  с призывом  " Руки прочь от Чечни и Дагестана"?

   - Потому что империя внушала миру, что ведет не захватническую войну, а усмиряет своих подданных, осмелившихся на мятеж против самодержавия. Тогда, говоря современным языком, перед мировым сообществом это становится «внутренним делом» России. Конечно, все понимали истинную суть этой войны, но вмешиваться им было невыгодно, т.к. короли и императоры не хотели подрывать основы единоличной власти. Серия революций во Франции, как мы знаем, жестоко подавлялась, а кавказская война была в России самая засекреченная. Но сегодня в мемуарах и воспоминаниях генералов (Ольшевского, Филипсона и др.), прошедших эту перманентную войну, можно прочитать довольно искренние откровения.   
 
   - Есть ли документальные или свидетельские подтверждения того, что  Л.Н. Толстой в  исламе  нашёл Абсолютную Истину и перешёл в ислам?  И так ли важны для определения гения  Л.Н. Толстого его религиозные предпочтения? Кому и для чего это нужно и важно? Если бы даже  был атеистом, Лев Толстой останется в веках  Гением в человеческой истории! Разве не так?

   - Не так. Ремесленник может быть атеистом, гений – никогда! Гений человеку дается Свыше! Это уже наличие Высшей Силы! Свободны от духовных, нравственных, моральных ценностей только Швондеры, Шариковы, Манкурты… Гению нужна Вертикаль, связь с Небом, со Всевышним! Помните у Лермонтова: «И в небесах я вижу Бога…»? Толстой из Чечни приехал мусульманином, всю жизнь прожил в Исламе и умер, до последней минуты совершая намаз.  И тому есть подтверждения. Вспомните  известный портрет И. Репина «Толстой на молитве». Художник запечатлел на холсте только один момент  - самое начало совершения намаза. По этому поводу можно было бы иронизировать, если бы Душан Маковицкий не оставил нам следующие наблюдения за больным, умирающим в Астапово писателем: «4 ноября: "При этом Л.Н. не находил себе места, лежа со скрюченными коленями, поворачивался с боку на бок, приподымаясь очень высоко, даже присел. Казалось, что движения эти делал очень легко".
   Представьте себе человека с двусторонним воспалением легких, который "не находит себе места" на кровати, но при этом все эти движения делает ЛЕГКО!!!». То, что ни врач Маковицкий, ни В. Ремизов (составитель книги «Уход Толстого. Как это было») не узнали эти движения, это объяснимо. Я, например, разным людям, далеким от науки (сантехнику, таксисту, продавцу - чеченцам!) процитировала эти слова, не называя Толстого, и спросила: Что, на ваш взгляд,  делает этот больной человек? И что вы думаете? Они, не задумываясь, ответили: НАМАЗ! Нужно быть мусульманином, чтобы увидеть это! И нужно быть исследователем, чтобы не пройти мимо таких находок.

   - Душан Маковицкий пишет о том, что после побега из Ясной Поляны (30 октября 1910 г.) у Льва  Толстого не было четкого плана, куда уехать. «Намечали Крым… Говорили о Кавказе, о Бессарабии, смотрели на карте Кавказ, Льгов… Ни на чем определенно не остановились…». Он хотел умереть как простой человек и быть похороненным без креста, но не конкретизировал, чтобы его похоронили как мусульманина? Я был у скромной могилы Великого Толстого!

   - Спасибо Душану Маковицкому за его воспоминания, иначе у самого Л.Н. мы ничего подобного бы не прочли, т.к., возвращаясь к Горькому, отметим, что о столь сокровенном он предпочитал молчать. Но! Покидая Ясную Поляну, Толстой точно знал, куда и почему он едет, однако даже своему врачу не мог довериться: наверное, чеченцами и тогда пугали русское общество. На вопрос своего врача: куда дальше?, - Толстой провел его в свой номер гостиницы (в Шамордино), развернул на столе карту и стал рассматривать «Кавказ, а именно Грозный и его окрестности, вспоминая знакомые места, сказал: …Я чую, что это опять увижу…». Слова Маковицкого легко стыкуются со словами Александры Толстой, младшей дочери писателя, которая писала, что отец собирался на Кавказ «к своим единомышленникам» - т.е. к кунта-хаджинцам.
   Что значит – «умереть, как простой человек»? Разве на могиле мужика не ставят креста? Или дворяне уносили с собой свое состояние в могилу? Толстой хотел, чтобы его не отпевали по-христиански, не ставили над его могилой креста, не устилали могилу цветами. Но Толстой также знал, что, если его могила будет в зоне доступа для его жены, она все сделает с точностью до наоборот! От этого он и бежал! Софья Андреевна, нарушив волю покойного, провела обряд отпевания, подтвердив худшие опасения своего мужа.
Если Вы были у могилы великого Толстого, то Вы не могли не заметить, что надмогильный холм этот и есть форма могил чеченцев.
   
   - Вероятно,  есть и оппоненты Ваших выводов в связи с думами и судьбой Л.Н. Толстого? 

   - Оппонентов у меня нет. Серьезных опровержений моих статей не последовало за эти 14 лет. Впервые свои выводы я озвучила в Москве еще в 2004 году на Круглом столе в Институте языков и культур имени Л.Н. Толстого, затем на Первом Международном Толстовском Конгрессе (на ул. Пречистенка, в Литературном музее Толстого).
   Есть эмоциональный план: «Не отдадим!». Можно считать, что это значит только одно – я забрала!

   - Почему Лев Толстой просил публиковать повесть Хаджи- Мурат" только после его смерти?

   - На этот вопрос можно ответить словами семиклассника из Новосибирской области, ученика Эльвиры Горюхиной: «Порой кажется, что Толстой не русский!».
Устами ребенка, как говорится…

   - Спасибо Вам огромное и самых добрых пожеланий!

   Беседовал доктор Магомед Абдулхабиров.      
   19 ноября 2018 года.


Рецензии