5. Человек и зверь в Апокалипсисе

«Апокалипсис» как образ духовной жизни человека.

5. Человек и «зверь» в «Апокалипсисе».

В 17-ой главе Откровения Иоанна нам образно и символически показывается эта борьба - «борьба между желаниями и болезнями человека».
Вот «ангел, имеющий семь чаш» показывает нам суд над нашей душой, в образе «великой вавилонской блудницы, сидящей на водах многих … с ней блудодействовали цари и упивались ею все живущие на земле». И сидит эта жена на «звере багряном, с семью головами и десятью рогами», и исполнен этот зверь «именами богохульными». А жена эта была «облечена в порфиру и багряницу, украшена золотом жемчугом и каменьями». Она держала в руках своих «золотую чашу», а чаша была наполнена мерзостями и нечистотами блудодейства её». И на её лице написаны были её имена. Первое имя - Великая Тайна - «тайна богообразности человека», а второе - Великий Вавилон, - «матерь всему блудодействам и мерзостям земным» (Откр. 17, 1-6).
Многое достоинств и богатство дано Богом человеческой душе! И «воды многие» таинственно скрываются в ней. И «великую царственность» её показал Бог всей земле, облачив нашу душу в порфир и багрянец, драгоценно украсив все её одеяния, вручив ей «чашу славы своей» - поместив в её таинственные глубины тайну своего образа. Но - душа исполнила «чашу» сию эгоизмом и бессовестностью, запачкав грязью своего блудодейства с противником Бога всю душу …
А ещё этот «ангел, имеющий семь чаш», в ответ на удивление Иоанна о «тайне жене сей и зверя, носящего её», поясняет, в том числе и нам, - душа стала царством зверя, царством антихриста, владычествующего над душой! (Откр. 17, 7-13). Ангел говорит: - «Что ты дивишься? … Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель; и удивятся те живущие на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится» (Откр. 17, 7-9).
Как удивительна жизнь духа для «живущих на земле» и не имеющих веры - «имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира». Откуда берётся эта сила любви, борющаяся со «зверем»? - Душа, то побеждает «зверя» - «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель», тот снова побеждается им - «зверь был, и нет его, и явится».
Каков же облик самого зверя - антихриста - «имеющего семь голов», «восьмого царя» посереди «семи царей» (Откр. 17, 9-13). Ангел объясняет нам, что «зверь» - это «Ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена. И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть» (Откр. 17, 9-10).
Пали все пять человеческих телесных чувств - «пять пали», подчинившиеся страстям. И грешный, страстный человек пытается жить единственно доступной ему сердечной чувственной жизнью - «один есть», пытаясь хоть как-то руководствоваться своим умом. Но ему никак не удаётся этого сделать - «взяться за ум» - «другой ещё не пришёл». А когда человеку это удаётся, то из этого, всё равно, ничего хорошего не получается - «когда придёт, не долго ему быть». Потому что «зверь» - это «есть восьмой и из числа семи» и он идёт в погибель, увлекая за собой всех семерых: - «И зверь, который был и которого нет, есть восьмой и из числа семи, и пойдёт в погибель» (Откр. 17, 11).
Что же и кто же этот «зверь и восьмой царь»?
Это символический образ человеческого «Я»! - Посмотрите, какой таинственный, сильный и могучий образ дан ему ангелом: - «И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час» (Откр. 17, 12).
Десять царств располагаются в человеке, в его природе, и находятся они во власти человеческого «Я». Пять из них мы уже знаем - это телесные царства в человеке: зрение, слух, обоняние осязание и вкус. Три следующих царства - это сердечные царства в человеке: ощущения, переживания и эмоции. И ещё два царства есть в человеке - это царство ума и царство воли.
Их царственное достоинство наступает и пробуждается тогда, когда человеческое «Я» направляет на них свой взор - они «примут власть со зверем, как цари». До этого, они цари - «которые ещё не получили царства». Но внимание нашего «Я» не останавливается на них надолго! - И всё их царствование - «на один час», ибо наше «Я», после своего отпадения в безнравственность, не отличается постоянством и, как «зверь», нигде надолго не задерживается.
Власть нашего «Я» над царствами нашей природы, которая объединяет нас в единое целое, по словам ангела, заключается в том, что: - «Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю» (Откр. 17, 13). То есть с помощью ума и воли, воли и ума, наше «Я» управляет нашей душой и телом.
Вернее сказать, наше «Я», будучи «зверем», скорее «хищничает», чем руководит и управляет. Наше «Я», вольно или невольно, как бы «мстит» своей собственной природе, которую оно само и «уронило», привело ко греху, отдало во власть смерти, и теперь пожинает терпкие плоды своего собственного деяния: - «Проклята земля за тебя, терние и волчцы породит она тебе» (Быт. 3, 17). Но ему на помощь приходит - «Агнец, который есть господь господствующих и царь царей и те, которые с ним, суть званные и избранные, и верные» (Откр. 17, 14).
И история человечества предстаёт перед нами как история этой борьбы человека, поддерживаемого Агнцем, со своим грехом (Откр. 17, 15-18).
В глубинах души каждого человека содержится его духовно-нравственная тайна, из которой, с помощь тела и через тело человека, проистекает всё многообразие его внешней жизни, его социального и общественного поведения, его история. Вот, что говорит об этом ангел Иоанну: - «Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки» (Откр. 17, 15).
Вся жизнь и история человеческих сообществ рождаются и решаются в глубинах души каждого человека, их составляющего, ибо воля Бога, по свидетельству ангела, полагает свою волю в сердце каждого человека. И в каждой конкретной душе происходит эта «война царств»: - «И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят её, и обнажат, и плоть её съедят, и сожгут её в огне; потому что Бог положил им на сердце - исполнить волю его, исполнить одну волю, и отдать царства их зверю, доколе не исполнятся слова Божии» (Откр. 17, 16-17).
Единство царств человеческой природы, под главенством его «Я», промышлением Божиим должны были вестись человеком к небесной радости! - И грехопадение человека не отменило его. Изменилось только то, что «путь радости» стал «дорогой скорби», так как «сад» превратился в «бурелом», заросший тернием и «мир», сменился «войной» внутри человека и человечества.
Здесь мы опять вспоминаем книгу «Бытия», его 2-ю главу: - «Негоже быть человеку одному …» (Быт. 2, 18) и к Откровению Моисея присоединяем Откровение Иоанна: - «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями» (Откр. 17, 18).
Иерусалим! - библейский символ человечества … Город избранного и царственного народа - Израиля, который весь состоит не из индивидуумов - словесных особей, а из личностей, волей облечённых в «царственные одежды» - во стремление стать «лицом»! - Каждый здесь - «владыка десяти царств», призванный, во образ Христа, Сына и Слова, стать - «царём царей» своей природы … 
Иерусалим! - Ты город царей, царствующий над всеми «земными царями», ибо жители твой имеют в себе царственную небесную глубину прилежащего им пути на небо …
Иерусалим, Иерусалим!! - небесный град великого царя, небесного царства, в котором много обителей, достойных царей …
Иерусалим! - громом на всю вселенную и вселенским бедствием стало твоё падение …


Рецензии
Интересно изложили тему, понравилось, а то надоел примитивизм с поисками и назначением антихриста, и боязнью чипов. Я тоже думаю, что в Откровении подведены итоги земной истории, и даны два образа, как два результата следования по двум возможным путям: жены и солнца, блудницы и зверя. Где жена или блудница это душа человека, а солнце или... зверь как Вы описали, разум человека, его "Я", его дух.

Людмила Возняк   19.02.2019 20:29     Заявить о нарушении
Не дух, а скорее его личная свобода, которая скрывается в глубинах человеческого "Я" ...

Сергей Михальчук 7   20.06.2019 07:33   Заявить о нарушении