События 1942 года в Баренцовом и Карском море
Каждый твердо в звезду свою верит.
Только знать никому не дано,
Кто сумеет вернуться на берег,
Кто уйдет на холодное дно.
Не дожить им до скорой победы,
Ненадежной мечте вопреки.
Это ваши отцы или деды,-
Помолитесь за них, моряки
Вспомним тех, кто стоял у штурвала,
Чтоб погода нелетной была,
Чтобы бомба суда миновала
И торпеда в пути обошла.
Отлетают их светлые души,
Словно чайки в полете, легки
Никому не добраться до суши,-
Помолитесь за них моряки.
Слова из песни Городницкого А.
Памяти конвоя PQ-17
В 40-х годах в Нарьян-Маре не так уж много имелось судов, приписанных к морскому порту. Буксир «Комсомолец» один из немногих судов, имевших нарьянмарскую приписку. В моей памяти смутно сохранился облик этого небольшого судна, который выполнял различные буксирные работы в порту и в каботажных плаваниях. Я и мои сверстники знали этот буксир, который был своего рода достопримечательностью города. В доме, где жили мои детские друзья Малаховы, напротив домов ПУРПа, жил парень, который учился в старшем классе средней школы, может быть вот-вот закончил её, он был принят на буксир и в первом же серьёзном рейсе погиб. Гибель «Комсомольца» произошла 17 августа 1942 года, и считается одним из самых ужасных и кровавых преступлений гитлеровцев во время боевых действий на арктическом севере. Подробности гибели буксира и экипажа хорошо известны, так как об этом писалось много в различных воспоминаниях, мемуарах, в местной и центральной печати, хотя наблюдаются некоторые разночтения в описании подробностей этой трагедии, которые вполне неизбежны из-за давности события и некоторой секретности имевшей место в военное время. Факт гибели «Комсомольца» нужно рассматривать в контексте событий, проходивших в Баренцовом море в 1942 году, конечно об этих событиях мало кто знал в те годы. Только по прошествии определенного времени, знакомясь с литературой и историей, можно восстановить ситуацию того сурового времени на Баренцовом море и начинаешь понимать, насколько трагичны и значительны для судьбы страны были события на этом театре мировой войны с фашистской Германией. Почему-то существует мнение, что война проходила там где-то далеко и нам, жителям Крайнего Севера, не очень то грозила близость фронта. Такое мнение, если внимательно и подробно ознакомишься с историей, воспоминаниями, документами и прочими материалами, в корне неверно и не отражает фактическую ситуацию, сложившуюся в ходе второй мировой войны на этом суровом, холодном, бескомпромиссном участке боевых действий. Любая неудача или неправильные действия в водах Баренцова, Карского, Печорского морей влекли за собой трагические и практически неисправимые последствия. Подводные лодки германского вермахта практически безнаказанно шныряли по Баренцовому морю и свободно проникали в Карское море. Во время операции «Вундерланд»(Чудесная страна) в водах Карского моря находилось до 5 подводных лодки противника, помимо, тяжелого крейсера «А.Шеер». Своих поверженных противников они безжалостно расстреливали, не оставляя никаких шансов на спасение. Северный морской флот в силу своей малочисленности не мог обеспечить подавляющее превосходство в водах Баренцева моря. Все силы флота были брошены на обеспечение проводок конвоев с Атлантики и по Северному морскому пути и обороне советского Заполярья. Гитлеровская Германия в фиордах Норвегии сосредоточила крупнейший надводный флот, имевший корабли равных по мощи и силе, которым не было в составе кораблей союзных флотов. Только недостаточное количество топлива не позволило Германии обеспечить превосходство в Арктике, последствия которого были бы ужасными для всех нас и для всей страны.
Ознакомимся с некоторыми событиями 1942 года в водах Арктики.
27 июня 1942 года из Исландии был отшвартован караван из 37 транспортных судов с крайне необходимым грузом для воюющего с фашистской Германией Советского Союза. Караван получил название PQ-17, половина судов шла под флагом США, остальные суда были английские, панамские и два советских корабля «Донбасс» и «Азербайджан». Караван судов сопровождала армада союзнических боевых судов, значительно превышающая его по численности. В составе сопровождения было два линкора, авианосец, 8 крейсеров, 26 эсминцев, 16 эскортных и спасательных кораблей и вокруг крутилось около 11 подводных лодок. В условном месте союзнический эскорт должен был передать караван конвою из боевых кораблей Северного флота. Наши два эсминца спешили на место условленной встречи. Но этого, к сожалению, не произошло, четкая организация конвоя была разрушена гнусным, иначе не назовешь, приказом лорда английского адмиралтейства Дадли Паунда, в котором приказывалось боевым кораблям покинуть караван и возвращаться обратно, транспортные корабли по приказу должны были рассредоточиться и идти в Архангельск самостоятельно. Англичане панически боялись появившегося в водах Норвегии немецкого линкора «Тирпица». Так с 4 июля начался разгром каравана PQ-17.
Мое негативное отношение к английской военной верхушке никоим образом не относится к боевым английским офицерам и матросам, которые проявили себя, как настоящие мужественные и высокопрофессиональные воины достойные восхищения и подражания.
5 июля 1942 года, то есть практически в то же самое время произошло событие, которое перечеркнуло замыслы Гитлера и гросс-адмирала Эриха Редера – командующего германскими надводными кораблями. Наша подводная лодка К-21, командиром которой был Герой Советского Союза капитан первого ранга Лунин Н.А., совершила торпедную атаку на флагманский немецкий линкор «Тирпиц», шедшего в окружении эсминцев, подводных лодок, тяжелого крейсера «А.Шеер. Подводная лодка сумела прорваться через плотное кольцо окружения и выпустила четыре торпеды по «Тирпицу», и сумела вырваться из вражеского окружения. Об этом выдающемся событии было через три дня сообщено в хронике ТАСС: «В Баренцевом море одна из наших подводных лодок атаковала новейший линкор «Тирпиц», попала в него двумя торпедами и нанесла линкору серьезные повреждения». К сожалению, это сообщение имело трагические последствия для Лунина Н.А.- немецкая разведка сумела найти отца его, проживающего в оккупированном Ростове-на-Дону и в отместку публично повесила его на городской площади. Никаких наград Лунин Н.А. за эту беспримерную атаку не получил, кроме этого предпринимались постоянные попытки умалить значение результативности атаки, особенно со стороны английского командования, так как эта атака спутала авантюрные планы Британского адмиралтейства. Бросив на произвол судьбы караван, главный адмирал Британского адмиралтейства Дадли Паунд считал, что этим маневром он отвлечет «Тирпиц» от каравана и армада кораблей конвоя расправятся с линкором.
Выведенный из строя линкор, направлявшийся на разгром конвоя PQ-17, вынужден сменить курс и с малой скоростью в сопровождении конвоя ушел на прежнюю стоянку в один из фиордов Норвегии. Так была сорвана операция «Ход конем». После этой атаки «Тирпиц»-гордость Германии уже не участвовал ни в одной серьезной операции.
А что же произошло с брошенными на произвол судьбы транспортными судами конвоя PQ-17? Караван, оказавшись без защиты, стал распадаться. Часть судов пошло в сторону Мурманска, часть в сторону Архангельска, часть к Новой Земле, как наиболее ближе расположенной. Действовали по принципу: «Спасайся, кто как может!». Германские подводные лодки, сопровождавшие конвой, стали действовать не сразу, а только после того как убедились, что боевые корабли удалились на безопасное для них расстояние. Тактика была одна - суда торпедировались, подлодка всплывала и производила артиллерийский обстрел судна. Иногда привлекались самолеты, которые наносили бомбовые удары. Всего до портов назначения добралось 11 судов. В результате разгрома каравана на дне Баренцова моря оказалось 210 бомбардировщиков, 430 танков, 3550 автомобилей и паровозов. Количество жертв мне не известно.
В августе активизировались боевые действия фашистских подводных лодок у западного и восточного побережий Новой Земли, в Карском и Печорском морях. 17 августа в районе острова Матвеева в Печорском море на небольшой караван судов, в состав которого входили буксиры «Комсомолец», «Норд», лихтер и баржа П-4, совершила нападение подводная лодка U-209. Караван перевозил из Хабарово в Нарьян-Мар оборудование из незавершенного строительства морского порта в Хабарово и законсервированной железной дороги Воркута – Хабарово и 328 человек, занимавшихся строительством. Строительство велось как резервный вариант железной дороги Мурманск – Москва в случае её прорыва немцами. Строительство было законсервировано после того, как стабилизировалось положение на Карельском фронте. Караван судов не имел боевого охранения. Подводная лодка в надводном положении обстреляла буксирный конвой. Команда подлодки поливала плавающих в воде людей пулеметным и автоматным огнем. В результате этой бандитской акции в живых осталось 23 человека, спасшихся на безлюдном острове. В последствии они были взяты на борт подошедшими тральщиками №54, 62. Погибло 305 человек из них 254 заключенных. В некоторых источниках эти цифры не называются, но все они наши советские люди, и мы всегда должны помнить их. Подводная лодка U-209 построена на верфи в Киле и 21.04.41 года спущена на воду. Это самая распространенная средняя подводная лодка из серии «семерок», которых в Германии было выпущено более 600 штук. Сама лодка U-209 с командиром Генрихом Бродда не избежала акта возмездия. 19 мая 1943 года лодка была обнаружена в надводном положении в северной Атлантике к юго – востоку от м. Фарваль и была атакована артиллерией и таранена английским корветом «Сеннон», весь экипаж в количестве 46 человек погиб. После этого трагического случая в Печорском море Архангельский обком ВКП(б) запретил всем судам выходить в море без боевого охранения.
Затеяв вторую мировую войну, Германия быстро завоевала страны западной Европы и подключила экономический потенциал этих стран на продолжение войны с Советским Союзом, но в затянувшейся войне Германия остро нуждалась в нефтяных ресурсах, поэтому так она рвалась на северный Кавказ. Такое стратегическое сырье, как каучук или олово она получала от своего союзника Японии, но доставка этого крайне необходимого сырья осуществлялась длинным и опасным путем по экваториальным широтам через три океана. Более половины судов и подводных лодок, посылаемых за сырьем, не возвращались в Германию. Путь к Японии через арктические широты представлялся гитлеровцам как наименее опасный и более короткий. Этот путь всегда интересовал Германию. В начале 30-х годов немецкий дирижабль «Граф Циппилин» с разрешения советского правительства произвел аэрофотосъемки в западном секторе Арктики. Северный морской путь был хорошо освоен Советским Союзом, приложившим громадные силы на его освоение. По этому пути в самые тяжелые годы совершались перевозки грузов по всему арктическому побережью, совершались также и сквозные перевозки из портов Дальнего Востока. Во время войны значение Северного морского пути многократно возросло, и по нему осуществлялись перевозки крайне необходимых грузов в условиях военного времени. С Тихоокеанского флота стали поступать боевые корабли так необходимые для Северного флота. Германию функционирование Северного морского пути совершенно не устраивало. Германия от японской разведки получила данные о выходе из Владивостока в Берингов пролив группы эсминцев и сосредоточении в районе Берингова пролива большой группы транспортных судов и ледоколов (восточный караван). Германское командование ВМС срочно приступило к разработке операции рейдеров в Арктику. Операция получила наименование «Вундерланд» (Чудесная страна). Первоначально планировалось провести операцию с привлечением значительных сил надводных и подводных сил. Предполагалось использовать в операции линкоры «Адмирал Шеер», «Лютцов», крейсер «Хиппер», эсминцы и минные заградители. Перед рейдерами ставилась задача перехватить восточные и западные караваны, уничтожить идущие с Дальнего Востока эсминцы, ледоколы и транспортные суда, высадить десант на острове Диксон, захватить штаб морских операций западного сектора Арктики со всеми документами, шифрами, картами, уничтожить все служебные помещения и радиостанции. Операция должна была проводиться в акватории Карского моря и моря Лаптевых в разгар арктической навигации. Для обеспечения успешного рейдерства у берегов Новой Земли и в проливах планировалось провести установку мин эсминцами, минными заградителями, подводными лодками. Кроме этого планировалось осуществить разрушение морских портов в Нарьян-Маре и Амдерме. Для обеспечения операции на Шпицбергене, Земле Франса-Иосифа, Новой Земле устанавливались посты радиоразведки и метеослужбы.
16 августа линкор «Шеер» в сопровождении эсминцев вышел из Нарвика. Для дезинформации воздушной разведки англичан эскадра направилась на юг. Затем с ухудшением видимости эскадра повернула на север и в районе о. Медвежий «Шеер» отпустил эсминцы, повернул в направлении мыса Желания. Так началась операция «Вундерланд». Тяжелое положение с горючим заставило ограничиться одним рейдером. При подходе к мысу Желания рейдер встретился с подводной лодкой U-601, командир которой доложил общую и ледовую обстановку к северу от мыса Желания.
Линкор «Адмирал Шеер» был спущен на воду в 1933 году и был одним из успешных боевых кораблей своего класса, по тоннажу он находился между линкором и крейсером и поэтому назывался «карманным» линкором или тяжелым крейсером. В автономном плавании он мог без пополнения запасов совершить плавание до 18 тысяч миль, развивать скорость до 29 узлов. Корабль на борту находился гидросамолет бортовой разведчик «Арадо AR-196». Экипаж составлял более 900 человек. Командиром «Шеера» был капитан 1-го ранга Вильгельм Меендсен-Болькен. Основным назначением кораблей такого класса было рейдерство. Действуя на морских коммуникациях противника, они занимались уничтожением транспортных судов. «Шеер» в 1940-1941 годах полгода, разбойничая в северной и южной Атлантике и в Индийском океане, потопил и захватил 16 судов под флагом Великобритании.
19 августа «Шеер» вошел в Карское море. 20августа в районе острова Уединения произошла встреча со второй подводной лодкой U-251, которая должна была доложить о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого и возможности прямого прохода к Северной Земле. От острова Уединения «Шеер» пошел на юг к островам «Известия ЦИК». 21 августа с линкора поднялся самолет, который обнаружил в районе о. Кравкова караван судов (западный караван), идущий в восточном направлении. Караван из девяти судов вел ледокол «Красин». Суда шли прибрежным маршрутом в полосе чистой воды. «Шеер», не пытаясь приблизиться, скрытно начал параллельное преследование каравана. Зная, что к проливу Вилькицкого должны подойти восточные караваны, командир «Шеера» Болькен считал, что главная цель - это восточные караваны и поэтому не торопился уничтожать западный караван, а при удачном стечении обстоятельств может появиться возможность уничтожить и восточные и западные караваны сразу. За караваном, который возглавлял Марков Г.М. – капитан ледокола «Красин» шел ледокол «Ленин» с английским танкером «Хампаунд». Капитаны караванов совершенно не подозревали, что они обнаружены и им грозит опасность. Шли они ходко и хорошо вошли в пролив Вилькицкого, прошли мыс Челюскинцев и вошли в сплошной торосистый лед, пробиться дальше не смогли, повернули на юго-запад и встали на якоря в 25 милях восточнее м. Челюскин. «Шеер», продвигаясь к проливу Вилькицкого в сложных ледовых условиях, значительно отстал от караванов и, подойдя к проливу, начал патрулировать на чистой воде между полуостровом Челюскин и островом Русский, самым восточным островом архипелага Норденшельда. Это было 22 августа. Нелетная погода не позволяла вылететь самолету разведчику. 23 августа самолет все же смог вылететь на разведку ледовой обстановки в проливе, в море Лаптевых и для определения места нахождения каравана. С танкера «Донбасс» заметили пролетающий над проливом самолет и доложили об этом на флагман. В ответ получили: «Это свой самолет». На судах не подозревали, что они находятся рядом с грозным и очень опасным врагом. Таким образом, в проливе Вилькицкого создалась ситуация, когда маловооруженные суда караванов могли быть уничтожены линкором, вооруженным мощнейшим оружием, приспособленным для таких операций. До западных караванов всего оставалось не более 60 - 70 миль и они находились в западне. Но опытный и коварный враг не спешил с атакой, он ждал появления восточных караванов. Болькен получил радиограмму от гросс-адмирала Шмундта, в которой сообщалось о движении к проливу четырех ледоколов, трех эсминцев и девятнадцати транспортных судов. Это были данные японской разведки. Авиаразведка 24 августа не дала положительных результатов, из-за тумана самолет быстро возвратился. Корабль в тумане был окружен плотными льдами и за ночь потерял точные координаты. Утром 25 августа снова был поднят самолет, но из-за плохой видимости быстро возвратился и при посадке неудачно приводнился и потерпел аварию, полностью вышел из строя. Его пришлось расстрелять из зенитки. За время операции «Арадо» совершил 11 вылетов. В это время «ЭОН-18» (Экспедиция особого назначения), ради уничтожения которой в основном и была затеяна операция, находилась за сотни миль. Проводка восточных конвоев складывалась в исключительно тяжелых условиях и значительно отставала от графика. Льды стали одним из основных препятствий для реализации плана по уничтожению конвоя. Они, то плотно окружали рейдер, затрудняя движение, то со сменой ветра вдруг исчезали. Потеря самолета вынудила командира рейдера принять решение об отказе догнать конвой и повернуть в обратном направлении. Отход в обратном направлении прошел в более облегченных условиях и уже к полудню рейдер находился в районе острова Белуха.
Прерывая свое повествование о действиях рейдера, хочу сообщить о трех событиях, произошедших вечером 24 августа и в ночь на 25 августа. В этот день в Карском море пропал без вести со всем экипажем пароход «Куйбышев». Его в районе северо-западнее Диксона потопила подводная лодка U-601, задействованная в операции «Вундерланд» и получившая 23 августа разрешение на самостоятельные действия. Это событие не получило громкую огласку и о нем не всегда пишут.
В ночь на 25 августа крупное соединение самолетов Ю-88 и Х-111 совершило бомбардировку Архангельска, в налете участвовало по разным источникам от 40 до 80 самолетов. На город сброшено 100 фугасных, 300 осветительных и свыше 20 тысяч зажигательных бомб. В городе начались пожары, в результате которых сгорело около 100 жилых домов, канатная и трикотажная фабрики, пострадало здание лесотехнического института.
25 августа с 05.35 до 06.20 подводная лодка U-255, пришедшая из района Шпицбергена обстреляла метеостанцию на мысе Желания. В результате начавшегося пожара пострадало четыре постройки, здание метеостанции пострадало незначительно.
Продолжим дальше. Здесь у острова Белуха 25 августа произошла встреча «Шеера» с ледокольным пароходом «Александр Сибиряков», выполняющим второй рейс в эту навигацию в район Северной Земли со сменой для зимовщиков полярных станций, строительными рабочими, продовольствием и оборудованием. С началом войны пароход был вооружен и включен в состав Северного отряда Беломорской флотилии. На пароходе кроме экипажа – 47 человек, 32 краснофлотца и два офицера, 23 пассажира – полярники и строительные рабочие. Всего на борту находилось 104 человека. На пароходе были установлены на носу две 45 - миллиметровые пушки и две 76 - миллиметровые на корме. Это был старый заслуженный пароход, построенный в 1909 году на верфи в Глазго в Англии для зверобойного промысла в Арктике. В 1916 году он был приобретен Морским министерством России. В 1932 году «А.Сибиряков» прославился тем, что за 65 дней выполнил сквозной проход от Архангельска до Владивостока по Северному морскому пути. Это было выполнено впервые. Капитаном парохода был Воронин В.И. 19 декабря 1932 года «А Сибиряков» награжден орденом «Трудового Красного Знамени».
Встреча с «Шеером» не предвещала «Сибирякову» ничего хорошего. Вооружение парохода не могло причинить никакого вреда бронированному рейдеру, к тому же старающемуся держаться на безопасном расстоянии. Капитан «Сибирякова» Анатолий Александрович Кучарава не располагал никакой информацией о возможном появлении в Карском море боевого корабля противника. В штабе же Северного морского флота уже 24 августа имелась информация британской разведки, что несколько дней назад германский линкор покинул место стоянки и наиболее вероятно, что убыл для действий в восточной части Баренцева моря либо в Карском море. Беспечность, проявленная руководством Северного флота, граничащая с преступлением, дорого обошлась действующим судам в Карском море.
В 13.17 вахтовый сигнальщик Алексеев доложил на мостик: «На мостике по пеленгу 70 вижу силуэт большого корабля!». Появление боевого корабля без оповещения насторожило всех на мостике. Командиром была объявлена боевая тревога. Срочно была отправлена радиограмма на Диксон об обнаружении боевого корабля. Радиообмен между кораблями, продолжавшийся около 20 минут убедил Качараву, что перед ним вражеское судно. Понимая бессмысленность сопротивления, Качарава повернул судно, и на полном ходу направился к острову Белуха, находящемуся на расстоянии 10 миль. Действия капитана в сложившейся ситуации были логичными и правильными, ему нужно было в первую очередь спасти судно и пассажиров. С парохода была отправлена открытым текстом радиограмма: «Вижу неизвестный вспомогательный крейсер, который запрашивает обстановку». С «Шеера» потребовали прекратить передачу. Ответа от «Сибирякова» не последовало. После этого в 13.45 последовал первый залп 280 – миллиметровых орудий. Артиллеристы «Сибирякова», руководимые младшим лейтенантом С.Ф.Никифоренко, открыли ответный огонь. Одновременно была поставлена дымовая завеса, которая на какое-то время прикрыла пароход. Несмотря на относительную близость острова, «Сибирякову» все же не удалось подойти до спасительных отмелей острова Белуха. Продолжающаяся в течение 43 минут прицельная залповая стрельба из носовой башни линкора нанесла пароходу непоправимые повреждения. Пароход получил четыре попадания, потерял ход и получил подводные пробоины в носовой части, на пароходе начался пожар, но, несмотря на губительные для судна повреждения, он продолжал вести бой из пушки расположенной на корме. В 14.28 линкор прекратил огонь. С «Шеера» был спущен катер для подбора оказавшихся в воде людей, Из 104 человек сумели подобрать 22 человека, в том числе и тяжело раненного капитана, многие оказавшиеся в воде отказались от спасения, часть команды осталась на судне, дожидаясь ухода «Шеера» и погибла вместе с судном. Один из них кочегар Вавилов П.И. сумел чудом спастись, он добрался до опустевшей шлюпки и доплыл до острова Белуха. На острове он прожил 34 дня и был снят с острова полярным летчиком Червичным. (После войны Вавилов П.И. продолжал плавать на судах в Арктике, и был удостоен звания Герой Социалистического Труда). Плененные члены экипажа были доставлены в Норвегию, а затем их переправили в концлагерь в Пруссию, где они находились до освобождения. Качарава Анатолий Александрович (1910-1982гг) за подвиг на «Сибирякове» получил орден Красной Звезды. Всю последующую жизнь посвятил морскому флоту и был награжден еще одним орденом Красной Звезды, орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Завершил свою трудовую деятельность на посту начальника Грузинского морского пароходства.
Таким образом, ледокольный пароход «Александр Сибиряков» своей героической гибелью оповестил все суда и базы Северного морского флота о присутствии в Карском море большого вражеского судна.
От взятых в плен членов экипажа Меендсен-Болькен не получил ни какой информации, кроме как информации о самом пароходе. Всё оставшееся время того дня рейдер потратил на поиски новых встреч с советскими торговыми судами. Убедившись в бесперспективности поиска судов, на предполагаемых коммуникациях, в Карском море Меендсен-Болькен решил, что наиболее правильным будет нападение на какой-либо морской порт, где можно наверняка уничтожить несколько укрывшихся пароходов. Из двух портов Амдермы и Диксона наиболее предпочтительным являлся Диксон. Он более удален от морских и авиационных баз и немцы уже начали понимать, что с Диксона ведется управление движением по Северному морскому пути.
Присутствие в Карском море кораблей противника привело руководство Северного Морского флота и Главсевморпути к состоянию близкому к панике. Приказы и директивы, типа «принять к сведению» или «обратить внимание», уже не играли ни какой роли. Нужно было принимать срочные меры к мобилизации внутренних ресурсов:
1. Запретить судам плавать без боевого охранения.
2. запретить передачу сообщений открытым текстом.
3. срочно прекратить работы по демонтажу орудий на Диксоне, которые собирались устанавливать на Новой Земле и срочно смонтировать то, что позволяет оставшееся время.
4. срочно проводить воздушную разведку акватории Карского и районов, прилегающих к Новой Земле. Не было сведений о количестве кораблей противника в Карском море для принятия эффективных мер противодействия.
В это время на Диксоне принимались срочные меры по подготовке к отражению возможного нападения противника. На Диксоне с начала войны были установлены две двухорудийные морские береговые батареи: 130-миллиметровая и 45-миллиметровая и позже к ним добавили две 152-мм гаубицы. В связи с созданием на Новой Земле Военно-Морской базы 130-миллиметровую морскую и 152-миллиметровую полевые батареи было приказано перебазировать в губу Белушью на Новую-Землю. За ними утром 26-го августа на Диксон прибыл сторожевик «СКР-19» (бывший ледокольный пароход «Дежнев»). 130 мм батарея была уже демонтирована и готовилась к погрузке. Полевая батарея стояла на причале готовая к погрузке. Вооружение «Дежнева» состояло из четырех 76-мм, четырех 45-мм орудий и пулеметов. Пришедший в порт вечером этого дня пароход «Революционер» был вооружен по одному 75-мм 45-мм орудию. У причалов стоял невооруженный пароход «Кара», загруженный 200 тоннами взрывчатки. Для обратной установки морской батареи требовалось более двух суток, поэтому от использования ее в случае атаки отказались. Пленные сибиряковцы на допросах на «Шере» отвечали, что все они рядовые, а офицеры все погибли и им ничего неизвестно об оборонительных сооружениях на Диксоне, поэтому никаких сведений о морской базе на Диксоне у противника не было.
Историческое сражение воинов и ополченцев Диксона с «карманным» линкором «Шеер» в разных источниках описывается по-разному. Одни источники говорят, что подготовки к бою не было, другие – к бою готовились и даже проводились митинги, где принято было решение: «Стоять на смерть!». Срочно были организованы два небольших отряда ополчения, вооруженные винтовками пулеметами и гранатами. Женщин и детей эвакуировали в промысловую избу в устье реки Лемберова. Пишут, что в ходе боя «Шеер» получил прямые попадания, а некоторые источники говорят, что прямых попаданий не было. Но все-таки есть такие моменты, когда описания авторов в большинстве совпадают. Например, хронология боя и действия противоборствующих сторон.
Поселок Диксон располагается на северо-западной части полуострова Таймыр, омываемого Енисейским заливом в самой северной точке полуострова, с северо-запада поселок прикрывается островом с одноименным названием Диксон, на котором также как в поселке размещены радиостанции, метеостанции и другие необходимые организации для обеспечения нормального функционирования, в том числе и жилые дома. С северной части остров разделяется проливом Превен, с южной части проливом Вега, проливы разделяются друг от друга небольшим островком Конус. Такую географическую справку я даю для того, чтобы читателям было понятно, как развивались события в ту историческую ночь 27 августа 1942 года.
Операция «Вундерланд» главной целью, которой было уничтожение восточных конвоев, терпела неудачу. Конвои оказались недоступны «Шееру», потопление практически беззащитного «Сибирякова» тоже нельзя было назвать успехом. Настало время для начала операции по уничтожению одного из ведущих узлов управления Северным морским путем. Болькен решил высадить десант в количестве 160 человек с задачей взять в плен штаб морских операций с документами, шифрами и картами и взорвать основные сооружения базы. Для этого необходимо подавить оборону о. Диксон.
Решение принято, «Шеер» лег курсом на юг в сторону Диксона. После полуночи обойдя с запада о. Медвежьий, расположенный рядом с островом Диксон, враг держал курс к проливу Вега. Рейдер подошел к проливу Вега и в сумерках стал медленно разворачиваться правым бортом к рейду и порту. На кораблях, батарее и островах стояла тревожная тишина, врага видели, напряженно следя за его действиями. Видя контуры двух судов во внутреннем рейде, Меендсон-Болькен приказал открыть огонь. В 01.39 залп орудий главного калибра обрушился на «СКР-19» и через несколько последовал ответный огонь 76-миллиметровок сторожевика. Осуществляя установку дымовой завесы и продолжая ответную стрельбу, сторожевой корабль устремился в бухту Самолетная, где можно было укрыться и выйти из-под огня, и в случае попадания в корпус судна находиться на мелководье. В 01.46 сторожевик выбрался из обстрела, но из-за полученных повреждений сел на мель. Потери экипажа составили 6 убитых и 21 раненного, один из них вскоре умер. При третьем залпе «СКР-19» (С.Дежнев) получил прямые попадания. Как минимум 4 попадания 280 мм или 150 мм снарядов, два из которых прошили корпус в носовой части и разорвались под судном. После этого «Шеер» приступил к обстрелу «Революционера», в результате чего пароход получил три попадания, причиненные повреждения не позволили ему укрыться в бухте Самолетной. Пароход «Кара», загруженный 200 тонн аммонала оказался незамеченный немцами, так благодаря счастливому случаю удалось избежать взрыва, который мог бы иметь катастрофические последствия для защитников базы.
Наступил критический момент боя, и в этот момент открыла огонь береговая батарея 152 мм гаубиц лейтенанта Н. М. Корнякова. Этого, по-видимому, не ожидали на «Шеере». Для того чтобы высадить десант, нужно было продвинуться к берегу, а это неизбежно повышало бы точность береговых батарей. После этого командир «Шеера» понял, что от высадки десанта придется отказаться. В 01.46 линкор прекратил стрельбу и лег на обратный курс и через 4 минуты скрылся за полуостровом Наковальня. Так закончился первый этап боя на Диксоне.
Каковы же все-таки результаты боя на этом этапе? Наши два судна получили серьезные повреждения, имелись убитые и раненые. Что получил в ответ «Шеер»? Вот что рассказывает участник боя контр-адмирал К.И. Степин, бывший рядовой артиллерист «С.Дежнева». «Мной были замечены три попадания в линкор, два наших попадания в надстройки, одно попадание батареи Корнякова в корму, вызвавшее пожар, вероятно в ангаре самолетов…..». Далее он продолжает: «Затем все заметили второе попадание батареи в носовую часть броненосца. Поднялся большой столб черного дыма и огня, носовую часть корабля закрыло разрывом, казалось, что его нос был разворочен. Внезапно с линкора повалил густой шлейф дымовой завесы и рейдер скрылся за ней» Это было на девятой минуте боя в 01час.48мин. Фугасноосколочные снаряды осыпают корабль множеством осколков, но они не могут пробить его брони. Однако эффект от попаданий очень сильный». Немецкие источники не подтверждают попадания в линкор. Но известны факты, когда немцы делали попытки скрыть подобные неприятные моменты, изменяя или убирая записи из своих вахтенных журналов.
Далее «Шеер» большим ходом и на достаточно большой дистанции стал огибать остров с северо-запада на северо-восток до пролива Превен и по ходу он вел огонь по станции наблюдения за туманами острова Медвежий, по радиостанции, полярной станции и другим сооружениям на Новом Диксоне, а при выходе из острова главным калибром по объектам поселка Диксон - порту и радиоцентру. Появившийся через 15 минут в поле зрения броненосец стал более прицельно обстреливаться «СКР-19» и береговой батареей. Несмотря на большую дальность, по утверждению защитников, береговая батарея попала в корму и вызвала пожар. После чего «Шеер» закрылся дымовой завесой. В 2часа 58 минут линкор прекратил огонь и на большом ходу ушел в северо-западном направлении. 28 августа в 05.00 рейдер находился в 100-200 милях к севернее мыса Желания в районе рандеву с подводной лодкой U-255. Встреча не состоялась. Немецкий командующий арктической зоной, находясь в неведении о месте «Шеера» 28 августа в 18.15 приказал рейдеру продолжить операцию. Потом пришло приказание бомбардировать Амдерму, но в это время «Шеер» находился между м. Желания и о. Надежды. В 18.22 прервав молчание Болькен послал ответную телеграмму, в которой докладывал об успешной бомбардировке о. Диксон, потоплении большого ледокола и танкера и просил разрешения вести рейдерскую войну не в Карском море, а в районе Шпицбергена. После обмена несколькими телеграммами было получено разрешение на прекращение операции и отход. 29 августа в 20.00 юго-восточнее норвежского острова Медвежий три эсминца встретили «Шеера» и спустя 23 часа он находился на якорной стоянке в Шёмен-фиорде. Вскоре английская разведка сообщила командованию Северным флотом, что по их данным в Карском море нет никаких крупных надводных кораблей.
Так закончилась операция с красивым названием «Вундерланд» (Чудесная страна) одной из главных задач, которой было уничтожение восточных конвоев. Восточные конвои вошли в Карское море на месяц позже, и встреча не состоялось, хотя моряки военных кораблей, шедших в этом конвое для пополнения Северного флота, горели желанием встретиться с врагом. Конвой, шедший на восток тоже благополучно избежал встречи с рейдером, но корабли на восток не пробились и вернулись обратно и потом совершали одиночное плавание по Атлантике не без потерь. Рейдерство линкора «Шеер» не принесло ему успеха. Защитники Диксона оказали ему героическое сопротивление и не позволили захватить базу Северного морского пути. Ледокольный пароход «А.Сибиряков» в неравном и гибельном для себя бою оповестил Арктику о вторжении в Карское море крупного и сильного врага. Но в тоже время, несмотря на героическое сопротивление моряков, полярников в актив Северному флоту эти события отнести нельзя. Надо признать, что ситуация в водах Баренцова и Карского морей не была под контролем Северного флота. Имелись случаи безнаказанного нападения фашистских подлодок на полярные станции и пленение персонала этих станций. Новая Земля очень привлекала немецких вояк в многочисленных бухтах, которой устраивались базы для отстоя подводных лодок, гидролодок. Одна из таких баз располагалась в 2,5 км южнее мыса Желания, где находилась наша полярная станция, но не только этим привлекала их Новая Земля, у них были и другие интересы, но разговор об этом не входит в рамки этого очерка. На протяжении всей второй мировой войны, которая для нас была Великой Отечественной войной, фашистские подводные лодки в Баренцовом и Карском море постоянно охотились за нашими транспортными судами. В результате этих разбойничьих действий было потоплено: в 1941 году – 6 судов, в 1942 году - 13 судов, в - 1943 году - 11 судов, в 1944 году - 13 судов, в 1945 году - 4 судна. Это только наши судна, без учета транспортных судов союзников.
А как же сложилась дальнейшая судьба «Комсомольца»? Ровно через два года «Комсомолец» был доставлен в Нарьян-Мар, и какое-то время стоял в заводи с северной стороны причала морского порта. Многие нарьянмарцы в том числе и я видели это расстрелянное судно, впечатление от вида «Комсомольца» было ужасное. Корпус, палубные надстройки, труба были настолько изрешечены отверстиями от крупнокалиберных пуль, что конечно шансов на спасение у тех, кто находился на судне, не было, но тем не менее буксир был отремонтирован и какое-то время продолжал нести свою службу.
Несмотря на неудачи и потери воины Северного флота в экстремальных условиях Заполярья проявили образцы высочайшего мужества и героизма. На Северном флоте выросли 3 дважды Героя Советского Союза, 82 Героя Советского Союза.
Самым первым Героем Советского Союза на Северном флоте стал наш земляк – печорец, легендарный морпех Кисляков Василий Павлович (1916-1990гг). Уроженец села Среднее Бугаево Усть-Цилемского района, он с 1932 года работал на пароходе «Активист» учеником масленщика. «Активист» ходил по Печоре от Усть-Усы до Нарьян-Мара и до Воркуты по Усе. С 1934 года работал кочегаром на пассажирском пароходе «Сталинец». Война застала его на службе на Северном флоте. С началом войны он был переведен с корабля в морскую пехоту. 18 июля 1941года захватив в бою с бойцами сопку Безымянная в районе реки Большая Западная Лица он, будучи старшим сержантом, заменил убитого командира взвода. Когда боезапас стал заканчиваться, приказал бойцам отойти, а сам прикрыл отход товарищей, ведя неравный бой с более чем с сотней гитлеровцев, удерживал высоту до прихода подкрепления, когда осталась одна граната, он приготовился себя с гитлеровцами взорвать её его товарищи с подкреплением пришли на помощь. В этом бою он уничтожил более 100 гитлеровцев. Это было очень тяжелое время для Родины, наши войска повсеместно отступали, кроме фронта на севере. Подвиг Василия Павловича Кислякова прогремел на всю страну. В то тяжелое для страны время редко получали награды. 13 августа 1941 года Василий Павлович Кисляков был удостоен звания Герой Советского Союза. Войну он закончил в звании капитана на Дунайской флотилии, участвовал во взятии Будапешта, Вены. Службу он закончил на базе Порккала –Удд в Финляндии в 1955 году. Жил он Москве. Это был очень скромный и добрый человек, воспитал замечательных детей, работал простым рабочим на заводе «Каучук». Похоронен он в Москве на Троекуровском кладбище, там же похоронена его жена Елена Ефимовна, пережившая его всего на полгода.
Свидетельство о публикации №219010200990