Рейтинги

Первый в истории Советского Союза опрос общественного мнения (май 1960 года, газета "Комсомольская правда") показал полное единство партии и народа, безграничный оптимизм советских людей, а также их несокрушимую уверенность в завтрашнем дне.
А в 1961 году в Краснодаре вспыхнули "беспорядки", то есть отчаянная, стихийная демонстрация протеста.
Экстравагантная политика Н. С. Хрущёва и поспешные реформы вызывали недовольство у части населения государства.
Особенно недовольны были жители южных районов страны. Экономические трудности больно ударили по этим регионам, являвшимся прежде всего аграрными.
Помимо этого, Хрущёв провёл массовое сокращение армии, которое привело к тому, что бывшие офицеры оказались без работы. Недовольны новой властью были также многие другие слои общества.

Увидев гомонящую толпу, несудимый работяга, отец новорожденного ребенка, бросился в первые ряды и повел народ за собой.
Куда?
К военной комендатуре.
Зачем?
Громить.
Он, правда, был выпивши. Но трезвый токарь-комсомолец тоже рванул вперед и перехватил лидерство, крича, что надо смести советскую власть и устроить коммунистам вторую Венгрию.
А еще один комсомолец шел с девушкой в кино.
Увидев такое, он мгновенно забыл и девушку и кино, начавши призывать толпу добиваться повышения заработной платы и даже – "высказывал неверие в коммунистические идеалы".

Все это зафиксировано в деталях, потому что несчастных судили и осудили на 15 лет. Обо всем этом можно узнать из документов, собранных Владимиром Козловым в книге "Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти в 1953–1985" (М., 2006).
В "Комсомольской правде" также проводился опрос и об уровне жизни.
Народ единодушно рапортовал о замечательной жизни повышенного уровня, благодарил родную партию за постоянную заботу.
А кто не благодарил, кому жилось отчаянно и голодно, тех расстреляли в Новочеркасске.
А вот Борис Андреевич Грушин, организатор-начинатель социологических опросов в Советском Союзе, пришел к выводу, что никакого общественного мнения у нас в стране не было и быть не могло.
И твердо добавлял уже в наши дни: его нет и сейчас.

Мы и правда народ скромный и неизбАлованный: однажды даже генсек правду сказал. Жестокую и оскорбительную, но правду. Из этой правды вырастала ужасная  "крепостная" мудрость советских людей, унаследованная нами, постсоветскими. "Прямую дорогу людям загородили, но люди не теряются: в обход идут и тем живы" – размышлял бессмертный Иван Денисович и проворно прятался от надзирателя за угол барака – "Стараться надо, что никакой надзиратель тебя в одиночку не видел, а в толпе только. Может, он человека ищет на работу послать, может, зло отвести не на ком. Нет уж, за углом перестоим".
"Перестоим за углом" – вот что обозначают рейтинги великого счастья и всеобщей поддержки.


Рецензии