Аттила и Бледа

В конце IV в. император Феодосий I Великий, понимая, что Римская империя подвержена множеству внешних опасностей и слишком огромная, чтобы править ею единолично, разделил государство между двумя своими сыновьями. Восточная Римская империя досталась старшему сыну — императору Аркадию, Западная Римская империя младшему сыну — императору Гонорию. К тому времени Рим уже более ста лет как утратил статус столицы. Резиденцией императора на Аппенинах, а следовательно и в Западной империи был город Медиолан* (Милан). Столицей Восточной Римской империи закономерно стал Константинополь.
____________________
* В 402 г. из страха перед нашествием вестготов столицу перенесли в Равенну.

Разделив империю в 395 г., Феодосий I почти сразу почил, так и не узнав все прелести своего решения. Императору Аркадию было тогда восемнадцать лет, а императору Гонорию — одиннадцать. Как раз в годы их правления Великое переселение народов приняло массовый, лавинообразный характер. И хотя город Рим более всего пострадал тогда от вестготов, но главную опасность для обеих империй представляли гунны.

В самом начале правления юных императоров христианские епископы обратились с мольбой о заступничестве к Богу, но ответом им была тишина. Потому церковники единогласно признали: грядет время великих потрясений и всеобщей гибели. Христиане ждали конца света и пришествия антихриста. Последнему даже имя дали — Бич Божий. И он в самом деле пришёл.

Феодосий I умер 17 января 395 г. в Медиолане. Говорят, что в тот же день на берегах Дуная у вождя Мундзука, одного из четырёх соправителей орды гуннов, родился сын. Нарекли новорожденного Аттилой. Ему-то и суждено было стать тем самым Бичом Божьим.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, скончался отец. Осиротевшие Аттила и его старший брат Бледа оказались под присмотром трёх дядюшек — один коварнее другого. И здесь мнения биографов сильно расходятся.

Одни (М. Бувье-Ажан* и др.) утверждают, что особенно положительную роль в судьбах племянников сыграл их дядя вождь Роас. Он якобы прикладывал немало сил для воспитания юношей, как ни странно это звучит для кочевников V в. Причём Бледа якобы был туповат. Поэтому, когда гуннам потребовалось направить в Рим ко двору императора Гонория знатного «почётного заложника», выбор Роаса пал на Аттилу. Статус «почётного заложника» почти не подвергал молодого человека риску быть казнённым, но позволял ему приобрести знания и опыт серьёзного политика. Аттила несколько лет жил в Риме, где обзавёлся знакомствами, досконально изучил историю, культуру и дипломатию великой империи и Греции.
____________________________
* Морис Бувье-Ажан. Аттила. Бич Божий. — М.: Молодая гвардия, 2003.

Другие исследователи (Р. Рахманалиев* и др.) утверждают, что после смерти отца Аттила и Бледа попали в руки к хитрому и злобному дяде Роасу. «Поскольку война была средством существования гуннов, они сражались постоянно, как за себя, так и за тех, кто пожелал их нанять. В первом случае надо было награбить как можно больше, во втором — продаться как можно дороже. <…>Грабёж, наёмничество были их единственными источниками дохода и любимыми занятиями, которые они всегда старались совмещать.
_____________________________
* Рустан Рахманалиев. Империя тюрков. Великая цивилизация. — М.: Рипол, 2009.

Открыто выступив против решения Роаса отдать орду на службу чужеземцам, которых гунны, по мнению Аттилы, могли бы без труда разгромить, Аттила тем самым изменил свою юношескую биографию. Дабы убрать с глаз долой Аттилу, Роас направил его в качестве заложника в Рим*, ко двору Гонория. В обмен же, во исполнение уговора, римляне отправили в улус Роаса юношу по имени Аэций. <…> Искусно воздействуя из Рима на другие нации, империя прибегала к практике обмена малолетними заложниками, чтобы усилить контроль над странами, которые она хотела завлечь в неволю. Проще говоря, империя отправляла одного из своих подданных к чужакам, а те в ответ посылали одного из своих знатных отроков, дабы тот жил и учился в Риме при дворе императора.
______________________________
* Здесь имеется ввиду Западная Римский империя. Жил Аттила в Равенне.

Этот хитроумный подход являет собой мастерский образчик искусства диверсионно-подрывной дипломатии. Юные шпионы империи внедрялись в страны, удостоенные сей чести, на высших уровнях их иерархии. Стоило молодому римлянину оказаться при дворе чужой державы, как он начинал слать в империю донесения с жизненно важной для политики и войны информацией, одновременно на собственном опыте постигая обычаи, этикет и традиции хозяев. Эта двоякая стратегия заодно давала империи возможность перекроить заложников, посланных к ее двору, на свой лад. Приучение их к роскоши помогало влиять на политику и культуру менее цивилизованных наций, когда повзрослевшие заложники возвращались в родные края.

Одним словом, Роас с радостью ухватился за возможность воспользоваться римской практикой, чтобы сбыть с рук молодого смутьяна. Роас считал, что имперская выучка наверняка обуздает бешеный норов Аттилы, сделав его более покладистым членом царской династии гуннов»*.
_______________________________
* Рустан Рахманалиев. См. указ. Соч.

Однако с Аттилой такой номер у римлян не прошёл. Молодой человек не поддался искушениям роскоши и распущенных нравов, а наоборот, стал собирать важные для будущей войны сведения об империи и постигать опыт интриг этого могущественного государства. Заодно он выучил латинский и греческий языки, что позволило ему стать по возвращении в орду незаменимым переводчиком при дяде Роасе. Последний вынужден был ввести племянника в курс всей политики гуннов. Скорее всего, худо пришлось бы Аттиле и Бледе, если бы у Роаса имелись собственные дети. Но судя по сохранившимся источникам, дядя был одиноким человеком, и племянники оказались его ближайшими наследниками. А наследство было большое — к концу жизни Роас оказался единственным повелителем всех гуннов, его соправители благополучно умерли. Он стал первым гунном, кого титуловали не вождём, а королём. Римляне звали его королём варваров.

Оба племянника были равно привлечены к управлению. Но Бледа, если верить первоисточникам, рано пристрастился к крепким напиткам, чем порой вызывал дядюшкино недовольство. Аттила же, наоборот, показал себя мудрым политиком и руководителем. Он не раз выполнял сложные поручения Роаса и ездил его представителем и в Константинополь, и на Кавказ, и даже побывал в Северном Китае, где по-доброму общался с императорским наместником! Такое доверие со стороны короля варваров уже в наши времена породило версию, будто Роас намеревался отдать бразды правления ордой в руки одному Аттиле. Версия эта сомнительная, да и судьба распорядилась иначе.

Король варваров умер внезапно, в расцвете лет, он даже не успел сделать необходимые распоряжения. Случилась эта беда в 434 г. Накануне Роас, побуждаемый Аттилой, вознамерился идти войной на Константинополь. Дело в том, что частые попытки императора Феодосия II* подкупами и подстрекательством внести смуту среди гуннской верхушки, всем окончательно надоели. Императору сделали предупреждение и пригрозили войной. Феодосий запросил мира, даже направил послов для переговоров. Однако дипломаты уже не застали Роаса в живых и впервые столкнулись с железной волей Аттилы. Ведь законными королями гуннов стали сразу два брата — Бледа и Аттила. Правда, реальным повелителем гуннов являлся Аттила. По недоразумению Бледа фиктивно получил власть и лишь значился королем. Его объявили монархом как старшего по взрасту, но подчиняться пьянице и обжоре гунны не желали.
__________________________
* Феодосий II наследовал своему отцу императору Восточной Римской империи Аркадию в 408 г. Царствовал с 402 г. по 450 г., в годовалом возрасте в 402 г. он был провозглашен соправителем отца.

Чтобы отличаться от брата, Аттила повелел титуловать себя «императором, королём гуннов». Он же своей волей определил границы Гуннской империи. «…от Уральских гор и Каспийского моря до Дуная. На юге её естественными границами были Кавказ, Азовское море, Чёрное море и Карпаты. Граница огибала Карпаты и где-то с середины южного склона спускалась к Дунаю, который, в свою очередь, становился “естественной границей”. Таким образом, территория современной Венгрии рассматривалась Аттилой как неотъемлемая часть его империи, однако Румыния не входила в её пределы. На севере не имелось естественных границ. Поэтому он решил проложить границы по прямой линии от Уральских гор (примерно с последней четверти западного склона) до верховьев Волги (к югу от Рыбинского водохранилища) и по другой прямой линии — от северного берега Дуная до Виндобоны (Вены)»*. Таким образом, в ойкумене образовались четыре империи: Китайская, Западная Римская, Восточная Римская и Гуннская.
________________________
* Морис Бувье-Ажан. Указ. соч.

Большинство современных историков утверждают, что Бледа никак не мешал брату властвовать над ордой. Аттила подарил ему город, располагавшийся где-то посередине течения Дуная. Там король Бледа поселился с женой и собственным двором. Время он проводил в праздных развлечениях — объедался, пьянствовал и охотился. Около 445 г. во время одной из таких попоек король пожелал выехать на охоту, не удержался в седле, на всём скаку упал с коня и убился насмерть. Ему устроили пышные королевские похороны. Жена его до конца дней своих оставалась королевой и получала королевские почести.

Однако едва новость о гибели Бледы пришла к главным врагам Аттилы — в столицу Западной Римской империи Равенну, как оттуда поползли слухи, будто император гуннов собственноручно зарезал брата. И объяснение случившемуся сразу же нашлось. Дескать, пока гунны воевали против римлян, Бледа составил тайный заговор с целью свергнуть Аттилу. Ему сопутствовал успех, но император-король узнал о заговоре. Бледу разоблачили, и Аттила не стал церемониться с предателем — перерезал ему глотку.

Сплетня о братоубийстве никак не отразилась на положении императора-короля в орде. В неё никто не поверил. Ведь гунны отлично знали Бледу. Убивать брата у Аттилы не было никакого резона — даже если бы пьянчужка и задумал заговор, за ним никто не пошёл бы.

Но это было в V в. Зато в XX в. записанная древнеримскими историками молва о «преступлении» Аттилы стала манной небесной для любителей душераздирающих историй. Рассказ о совершённом братоубийстве стал непременным атрибутом многочисленных «жёлтых» биографий прославленного властелина гуннов.

А вот чему в самом деле послужила гибель Бледы, так это укреплению за Атиллой титула императора. Согласно легенде, на тризну по Бледе прибежал некий отрок и возвестил, что посреди ближайшего луга лежит невесть откуда взявшийся огненный меч. Гости и хозяева поспешили удостовериться в таком чуде. Едва они явились на луг, как сиявший посередь него меч сам вспрыгнул в руку Аттиле. Был он столь прекрасен, что все свидетели случившегося назвали его «Меч Божий», что равносильно «Бичу Божьему».

М. Бувье-Ажан предложил свою версию этой истории. Якобы у скифов был вождь Марак. И был у него ритуальный меч из чистого золота. Однажды Марак объявил, что было ему видение, и боги велели закопать золотой меч в степи у слияния Волги и Дона. С этого времени сам меч стал божеством, укреплявшим боевой дух скифов. Прошли столетия, и император Аттила провозгласил гуннов прямыми наследниками скифов.

Примерно в 440 г. неизвестный гуннский пастух пас стада в степи в междуречье Волги и Дона. Однажды он увидел, что в стаде захромала тёлка. На ноге у неё был глубокий порез. «Пастух перевязал рану и захотел выяснить, как же покалечилось животное. Он пошёл по кровавому следу и увидел кончик меча, торчавший из земли. Пастух откопал золотой меч Марака. Он не мог не узнать его, так как скифский меч прочно вошёл в легенды всех степных народов, и даже римляне верили в существование, как они называли его, “меча Марса”. Пастух показал находку гуннским старейшинам, и те оказали ему великую честь доставить меч в сопровождении пышного эскорта императору Аттиле»*.
___________________________
* Морис Бувье-Ажан. Указ. соч.

Золотой меч был выставлен на всеобщее обозрение как свидетельство благоволения богов повелителю гуннов. С этого времени Аттилу признали равным все три императора ойкумены.


Рецензии