динамо-торпедо или большой триумф маленького челов

В  послевоенные годы  во всех крупных городах Советского Союза главным народным транспортом был трамвай. Не составлял исключения и Тбилиси.
По центру, по окраинам, за чертой города колесили 100 с лишним маршрутов красных деревянных вагончиков. Из  открытых окон торчали головы счастливчиков, которым удалось прорваться на место возле окна. А если это была еще и теневая сторона, их гордости не было предела. Выискивали среди прохожих знакомые лица, окликали, махали руками, – посмотри, с каким комфортом еду!
По равнинной части города, улицам параллельным берегам Куры, трамваи носились с бешеной скоростью. Не меньше 20-30 км/час!  На ходу впрыгнуть на ступеньки, схватившись за поручни, чем занимались все мальчишки от 1-го до 11-го класса, большинство студентов и даже некоторые доценты, решались лишь самые отчаянные.
В горной части города, к примеру, у плачущих скал авлабарского подъема, трамвайчики карабкались на подъем с одышкой, с передыхом. Что уж говорить о кривых улочках  Лоткинской горы, тут нередко пассажирам приходилось самим подталкивать свое средство передвижения.
С работы - от станков, швейных машинок, кульманов и микроскопов - горожане выливались на улицы почти все одновременно. Быстрым шагом, а кто бегом неслись к ближайшей трамвайной остановке. В час пик трамваи становились похожи на виноградные гроздья – густо облеплены со всех сторон смельчаками, уцепившимися кто за что – поручни, оконные рамы, штаны и рубахи соседей. Молодые, наподобие недозрелых виноградин, держались цепко, не оторвешь. Зрелые, тем более перезрелые, рисковали сорваться под колеса в любую минуту.
Но даже такая картина не могла идти ни в какое сравнение с днями, когда в городе проходил футбольный матч.  Тем более, встреча с именитым клубом. На этот раз местному «Динамо» предстояло сразиться с Торпедо,  давним заклятым соперником, блистательной командой Стрельцова, Иванова, Метревели. Против них на поле должны были выйти Гогоберидзе, Месхи, Зазроев, Чкуасели… Зрителей ждало неповторимое зрелище.   
На центральной площади, еще недавно носившей имя Л.П.Берия, а теперь так же гордо В.И.Ленина, скопилось множество счастливых обладателей билетов на матч. Им не терпелось побыстрее занять свои места, полускать семечки «жарини» в газетных кулечках и завести знакомство с соседями по лавке. Однако трамвай, идущий в сторону стадиона, запаздывал.
Время бежит,до начала матча остается меньше часа. Сарафанное радио доносит: на линии двойная пробка. На развороте Клары Цеткин к Воронцову лихач-водитель сорвал со столбов контактные провода – ремонт займет часа два, не меньше. На Табукашвили другой умелец взасос поцеловался с тяжелым катком и сошел с рельсов, тоже канитель часа на два. Пешком до стадиона час с лишним. Так что же, пропускать пол тайма на такой игре?!
Напротив их остановки была другая, для трамваев, следующих в противоположном направлении, в Ортачала. Там все тип-топ, трамваи подходят регулярно и полупустые тут же отчаливают. У болельщиков родилось революционное решение – перенаправить ортачальский трамвай через свободные от пробок площадь Героев и Челюскинский мост прямо к стадиону.
 Отправили делегацию на переговоры с водителем. Тот наотрез отказался. Говорит, это в принципе невозможно. Как это невозможно, они всё продумали! Толпа, плотным кольцом окружавшая трамвай, потребовала упрямца лично предстать пред народом.
От лица народных масс вышел вперед широкогрудый низкорослый мужчина в черной косоворотке, подпоясанной серебряным пояском и в мягких джигитских сапожках. Он строго спросил водителя:
- Ты что за Торпедо болеешь?
По физиономии водителя трудно было определить какой он национальности, и ему совсем не хотелось, чтобы толпа усомнилась в его патриотизме.
- Конечно я за Динамо, какой разговор. Просто рельсы в другую сторону поворачивают. А переводная стрелка здесь давно заблокирована.
- Это не твоя забота, мы придумаем – раздались самонадеянные голоса наиболее активных и решительных.
И придумали. Правда не они, а дяденька  мятой фетровой шляпе и белом халате, выглядывавшим из-под плаща. По профессии он был уролог, но  в механике разбирался лучше, чем в аденоме простаты, так уж получилось.
После нескольких хитроумных манипуляций, он сдвинул стрелку с мертвой точки и развернул рельсы на поворотный круг.
Внес свой вклад и водитель. Искусно маневрируя, где, казалось бы, маневр в принципе невозможен, задним ходом вывел трамвай на нужные пути. Дорога к стадиону была  открыта.
Мощные «Ура!» и «Ваша!» прогремели над площадью. Такое здесь можно было услышать только в 47-м году, когда маршал Толбухин, некоторое время возглавлявший ЗАКВО, на белом коне  выезжал принимать парад.
Вагон отчалившего на игру трамвая  набился так, что боковые стенки выпятило наружу. Доехали весело, под многоголосые победные песни и острые шутками в адрес соперника. Возле стадиона узнали, что их трамвай единственный, кто  подоспел  со стороны Руставели к стадиону до начала матча
Выходя из вагона, все жали руку водителю,  некоторые дружески обнимали, а механик-уролог даже пригласил без церемоний в любой момент заходить к нему без очереди на консультацию. - Мужские болезни запускать нельзя – наставительно предупредил он, подняв вверх крючковатый палец. – Может плохо кончиться.
Но, несмотря на бодрый дух окружающих, лицо водителя без четко выраженных национальных черт, оставалось печальным. 
- Вот вы сейчас пойдете на матч, удовольствие получать будете, а меня завтра с  работы выкинут. И даже футбол, из-за которого пострадал, не увижу.
-  Как это не увидишь – возмутился джигит в черной косоворотке.  – Аба, бичебо, раз, два, взяли! 
Несколько крепких молодцев с  легкостью подняли щуплого водителя и на вытянутых руках понесли к турникетам. Опешившие контролеры лишь проводили странную процессию очумелым взглядом.
- Кто это? – спросил удивленный милиционер.
- Герой! – ответили добрые молодцы.
… Не люблю писать о том, чего точно не знаю – уволили на следующий день пошедшего на поводу у несознательных масс водителя или простили, не знаю. Но разве это главное? В тот вечер «Динамо» после долгих обидных поражений, одержал  наконец верх над торпедовцами. Да еще как - 4:0! По мнению всех присутствовавших , это событие следовало немедленно золотыми буквами вписать в скрижали истории Грузии. Сразу же за победой моурава Георгия Саакадзе над злодеем шах Аббасом.
Что касается водителя. На мой взгляд, абсолютно каждому, даже самому простому, негероическому человеку на  протяжении долгой, в основном  бесцветной жизни нужен хотя бы один триумф. Яркий, запоминающийся, волнительный. После него совсем по-иному живется, дышится, самоощущение другое. И будет что вспомнить  в  темную бессонную ночь.
 Водитель с интернациональными чертами лица такой подарок получил. Теперь можно  смело сказать, жизнь прошла не зря. 


Рецензии