Торжество массового человека

Мы живем в информационную эпоху, когда доступ к знаниям открыт каждому и невежество всячески порицается. И ведь правда, если человек может самостоятельно разобраться в каком-то вопросе благодаря современным технологиям и при этом настойчиво несет конкретную ахинею, то мы со вздохом негодования говорим "ах, какой же вы невежа!". И хорошо, конечно, если этот "невежа" устыдится своего упрямства в заблуждении, признав свою ошибку и решив все-таки разобраться в данном вопросе. Но бывает и так, что человек просто непробиваем и как бы вы ему не приводили факты, он упорно их будет игнорировать и именно вас назовет заблуждающимся, а себя посчитает носителем истины в последней инстанции, черт бы его побрал. Собственно, эта категория людей, так настойчиво защищающие свои ложные убеждения, суть дураки или фанатики с промытыми мозгами, с которыми бесполезно спорить и что-то доказывать им. Однако, я немного отклонился от темы, дорогой мой читатель, но все-таки поясню. Речь сейчас пойдет не о дураках, глупцах и фанатиках, но и не о малообразованных персонах, хотя все они в наше время встречаются также, как и в былые времена. Я же хочу заострить проблему посредственности и массового человека, засилья массовой культуры и стереотипов. В нашем, казалось бы, "просвещенном" 21 веке по-прежнему хватает невежества среди людей, но здесь я хочу сделать акцент не на этом. Целью моего эссе является разбор таких феноменов, как массовое общество и массовое сознание. Я считаю, что тема очень актуальна и крайне злободневна, при чем не только в России, но и во всем мире.

Итак, давайте зададим себе вопрос, а стали ли мы гораздо более разумными и нравственными, чем люди прошлых эпох? Конечно, вы уже поспешите твердо ответить, что мы стали гуманнее и сострадательнее к слабым, продвинулись далеко-далеко в науке и технике, общаемся друг с другом на расстоянии. Это все, конечно, замечательно и ни в коем случае не отрицается автором. Но мы должны отбросить свою гордость от прогресса и чувство превосходства над "дикарями" у истоков цивилизации. Чтобы что-то понять в самой сути, надо всегда стараться быть не в узком эгоистическом субъективизме и не впадать в стереотипы о неизбежном улучшении от худшего к лучшему, столь характерного для эпохи рационализма 17-19 века. Да, прогресс идет, но отнюдь не линейно как вы этого хотели бы. Да и под словом "прогресс" обычно понимают материальный аспект бытия человека, при этом всячески игнорируя духовное. В это заключается наигрубейшая ошибка большинства футурологов, прогрессистов, ученых, современных философов и просто оптимистично настроенных фанатиков "научпопа". Особенно смешно видеть, как современные интернет-интеллектуалы больших городов усмехаются как над невежеством презираемой ими "черни", так и над нарушающими всеобщий покой пессимистами и сатириками, так метко препарирующими пороки современности и потому не предрекающих неизбежного "светлого будущего". О да, как же это все комично смотрится, когда едва окончившие школу гордые рационалисты и атеисты тут же заявляют о том, что наука решит все проблемы и остается лишь только добить остатки фанатиков, мешающих пути "истинного прогресса". Автору остается лишь усмехнуться и махнуть рукой на этих гордецов, так усердно заучивающих какие-то факты из естественных наук и считающих тупыми тех, кто не читал их Докинза или еще кого из популяризаторов материализма. Оставим их в покое, ибо слышащий да услышит, ищущий да найдет!

Что ж, мы живем в эпоху, когда технологии растут по экспоненте, это уже очевидный факт. Но, мы как-то не опасаемся такой проблемы, как дегуманизация культуры и социальных отношений, совсем не видим упрощение и примитивизацию искусства. Тотальное большинство живет как будто в иллюзии, не замечая ужасающих по своей глубине процессов духовного разложения и упадка. А ведь именно об этом и должны писать современные мыслители! Увы, общество всячески стремится не допустить какого-либо духовного бунтарства, индивидуализма и неоднозначных вопросов. Как будто и нет никакой проблемы, а массы продолжают наслаждаться данным ей спектаклем. Вот мы и переходим к нашим "массам". Вот что высказался на счет этого философ-постмодернист Жан Бодрийяр: "Массы – это те, кто ослеплён игрой символов и порабощён стереотипами, это те, кто воспримет всё, что угодно, лишь бы это оказалось зрелищным". И действительно, во все времена массы желали "хлеба и зрелищ", не утруждая себя философией и творчеством, плывя по течению и аплодируя решениям "премудрых" вождей. С давних времен, как возникла так превозносимая нами цивилизация, человечество жило в иллюзиях. Из века в век поколения за поколениями проносились, канув в небытие, но так и не узнав даже для чего же они живут и в чем же смысл жизни. Люди в массе своей верили вождям и царям, епископам и всяким "прорицателям", чтили какие-то символы и обычаи, привитые им с детства. Массы никогда не хотели знать истину, а требовали себе иллюзий, без которых жить то не смогут, как это верно подметил Зигмунд Фрейд.  Как это ни оскорбительно для кого-либо, но и мы с вами тоже являемся рабами стереотипов и установок, привитых нам нашим социальным окружением. С одной стороны, общество социализирует человека как личность, он становится приспособленным к взаимодействию с другими людьми. С другой стороны, в массовом порядке вдалбливаются определенные идеи, выгодные именно тем, кто их спускает вниз по иерархиям. Такими иерархиями я называю "Правительство-народ", "Родители-дети", "Священники-паства", "Учитель-ученик" и прочие. Воспитание и образование зачастую стремятся подогнать всех под некие стандарты, уравнивая всех вне зависимости от их способностей. Молодой человек становится вроде бы как "взрослым" и как будто бы имеющим свое собственное мнение, однако это не так. Перед нами еще не личность в духовном смысле этого слова, а просто субъект, имеющий образование и способный на взаимодействие с другими такими же субъектами в обществе. Чтобы стать личностью, человек должен освободится от того, что ему внушили и самому создать себя, став уже качественно новым из самой глубины своей сущности. Наша эпоха старается поскорее эмансипировать все и вся, давая как можно больше прав тем, кто еще не созрел в духовном смысле. Происходит инфантилизация общества, расцветает культ праздности и примитивных развлечений, чем так умело пользуется спускаемая сверху вниз массовая культура, ставящая целью удовлетворение самых низменных потребностей общества. Масс-медиа как бы отсекают возможность выбора чего-то духовного или высоко-интеллектуального, навязывая толпе лишь легкоусвояемое, чтобы обыватель не утруждался философскими размышлениями, довольствуясь пережеванной жвачкой, примитивными образами и диалогами. Создаются кумиры и идолы, которым так сопереживают зрители, примеряю их образ на себя. Как писал Ги Дебор в "Обществе спектакля" : "Удел звезды – мнимое проживание жизни; люди ассоциируют себя со звездой, чтобы хоть как-то компенсировать этим убогость окружающего мира, своей жизни". То есть, потребитель массовой культуры довольствуется тем, что созерцает жизнь своего "любимца" и как бы забывает о настоящей реальной жизни, тем самым убегая от проблем, требующих немедленного разрешения. Формируется установка на то, что ты всегда зритель, но не активный деятель, меняющий реальный мир. Пассивная беспечность и довольство преподносимым спектаклем - вот господствующая тенденция в нашем мире.

Таким образом, мы можем сделать выводы, что в современную информационную эпоху празднует свою победу праздный обыватель, который довольствуется всем и не желает ничего менять, конформизм достигает своего апофеоза, за которым уже виднеется жуткий образ свиньи. Слова великого ученого Владимира Вернадского кажутся уже нам слишком актуальными : "Нельзя отложить заботу о великом и вечном на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет «хлеба и зрелищ»". Культура атрофируется, становится очень примитивной, хоть и доступной всем социальным классам и народам. Да только вот толку то от этой всей показной "доступности", когда все заточено на вкусы универсального потребителя, образ которого уже с детства навязывается всем нам с детства. Я бы даже сказал, что будь проклята эта всеобщая усредненная массовая культура и стандартизированное всеобщее среднее образование, нацеленные не на воспитание критически мыслящего творческого человека, а на узкого специалиста и материалистически ориентированного индивида. Посредственность проникает во все слои общества, навязывая свои стандарты. Глубокое заблуждение полагать, что примитивные интересы лишь у бедняков или среднего класса, а богатые, мол, знают эстетику и имеют хороший вкус. Как раз таки стоит привести пример того, как какие-то убогие картины с нарисованными мазками или квадратиками продаются богатым лицам за миллионы долларов. Дегенеративное искусство находит поддержку в частном бизнесе и не пресекается государством, в то время как настоящие шедевры, как правило, игнорируются и не заметны для общества, а их талантливые творцы так и остаются почти никому неизвестными. Довольно уместно здесь привести слова философа Хосе-Ортега-и-Гассета из его труда "Восстание масс": "Специфика нашего времени не в том, что посредственность полагает себя незаурядной, а в том, что утверждает своё право на пошлость или, другими словами, утверждает пошлость как право". Наше время характеризуется господством посредственности в музыке, кино, литературе, живописи, а также в информационном интернет-пространстве. Как на ТВ, так и в сети журналисты, ведущие, шоумены или блоггеры  всячески все упрощают и опошляют, подлаживаясь под жаждущего сладостного зрелища обывателя. Отсюда как раз популярность всяких скандальных передач и обзоров на них в сфере масс-медиа. В то время как действительно разумные задумки либо не пропускают в доступ (как будто бы нарочно оболванивая массы), либо же урезают или искажают на свой лад, чтобы не вызывать каких-то интеллектуальных или душевных позывов у принимающего это все массового человека. Конечно, автора могут назвать очередным пессимистом и возмутителем спокойствия, но это не меняет того, что есть нарастающая и ужасающая по своей глубине проблема. От того, что мы закрываем глаза, уходя в мир праздника и сладких грез, проблема сама не решится. Мой прогноз таков, что либо все кардинально изменится путем осознания глубины этого духовного бедствия и оскотинивания человека, либо же нас ждет очень печальный апокалиптический конец. Что будет дальше, решать вам...


Рецензии