На Святой Горе Воспоминание о паломничестве 1998 г

3 августа 1998 года. Выезжаю почти совсем неготовый. Забываю нож, газеты для пантелеймонцев и др. Самолёт задерживается на час. По прилете звоню некоей Лене, помощнице Володи и узнаю, что на сегодня я уже опоздал, тем более, что мои документы еще не поступили из консульства. Еду  в Oriastes Kastorias, снимаю номер за 9000 драхм, что оказывается совсем недешево. Девушка мне говорит, что усложнилась процедура в консульстве, а все остальное, по прежнему, нормально.
4 августа. Иду в библиополи недалеко от гостиницы. Много книг по Афону. Но не таскать же их везде. Нахожу ярмарку, которая прячется в домах рядом с Аристотелем, иду к святителю Григорию. С одной стороны Греция  - страна благочестия, а с другой - порнография, продажность и грязь. В одном киоске вижу фотографию, которая невообразима даже для нас, настолько она неприличная. Пусть даже это политический юмор. И газета греческая. Сижу в сквере, жду 13 часов, чтобы идти в министерство. Обещают, что все пройдет гладко. Да, поможет мне Бог снова поклониться Святой Горе. Прихожу в министерство, встречаюсь с Леной. Типично русское провинциальное лицо. Учится с Володей. Негодует, потому что Плисса назвала ее как-то "любовничкой" Володи. Все проходит как по маслу. Плиссы вообще нет, замещающий ее мужчина даже не просит меня привести и показать, а только берет паспорт. Лена меня уверяет, что и дальше все будет хорошо, и не будет новостей в Пантелеймоновом монастыре, и волнуется, что не пришел какой-то Соколов, "учитель физики". Но я вспоминаю слова Володи, что стали строже спрашивать с него и с монастыря. Мне это не особенно нравится: читаю, что въезд  дается только на четыре дня и вспоминаю, что в Зографе выгоняют ровно через четыре дня. Как  бы не было два новшества сразу на четыре дня и только в Пантелеймонов монастырь. И у меня созревает план: доехать до Зографа, выйти и добраться до Есфигмена, потом доехать до Каракала, а восьмого приехать на праздник. Но этот план осложнен тем, что все придется тащить с собой до Есфигмена, а это четыре часа ходу (больше). Отправляюсь на автобусе. За мною сидят два "грека", которые, как выясняется кавказцы. Что ни слово, то мат. Я слушаю их все три часа пути. Они-то убеждены, что никто их не понимает. Мне стыдно за русских, ведь они причисляют себя к русским, говорят по-русски Удивительный цинизм, и это у нас их так воспитали. Деньги, деньги, деньги.  У них денег нет, и честно они их заработать не могут. Из их разговора я понимаю, что если бы дозволено было бы убивать, то ни у того, ни у другого не дрогнула бы рука и угрызения совести не мучили бы их. Один "выродившийся раскольников" говорит, что воровать он не хочет (тем более что это надо уметь), а грабить он бы стал. Делится своими наивными представлениями, как надо грабить магазины. Но самое страшное, что он хочет затащить своего дружка на Святую Гору на 2-3 дня  "Там надо работать 2-3 часа, а так просто нельзя". Слышал бы Раскольников своих деградировавших потомков (Эротические подробности их разговора я опускаю). Останавливаюсь в плохонькой гостинице Aкrogiali. Звоню домой. Что-то меня ждет завтра? Пью в страшных количествах воду, фрукты, мороженное, а мои детка сидят в Москве и дышат выхлопными газами.
4 августа. Утром меня будят в 7.30, ноя уже готов и иду в Grafio, но там почти никого нет еще полчаса. Открывают. До меня какой-то мужчина. То  ли грек, то ли ещё кто. С него  за диамантирион берут 8 драхм. Он вдруг заявляет мне по-русски: Восемь. чем совсем меня обескураживает. Мне дают кучу бумаг кроме диамантириона. Какой-то конверт, телефон Плиссы и д.р. Покупаю билет на корабль и жду Билет теперь 950
6 августа. пока все идет плохо. В Зографе я не застал о. Василия. После достаточно серьезного перехода до Хиландаря даже не получил там стакана воды. Кругом стройка, архондаричный ушел в храм.
Даже и к иконе Божией матери не приложился. Доплелся до Есфигмена, сбившись по пути и попав на пристань Хиландаря. Вдруг вижу сидит о. Антоний на берегу и с кем-то разговаривает.. Узнал меня и спросил, когда приедет Валерий. Я дал ему книгу писем преподобного Амвросия. Всё бы хорошо, только он был явно какой-то не такой. Видно, только что я вился в монастырь. Зашли внутрь, он говорит: "Иди на архондарик!" Пошёл туда, там мне дали поесть. А есть я почему-то  не мог. Вижу пришёл отец Антоний и го тоже покормили. Мне дали номер и отвели туда. Я пришел и прилег и заснул мертвым сном. Ночью помолился и опять спать. О. Антоний  то ли не было, то ли он не достучался. Утром на службе его тоже не было С трудом узнал, когда будет корабль и решил поехать без трапезы. Прогневал я Бога, видимо, поэтому всё получилось  так плохо. Напитали меня трапезой. Но настроение было, конечно, не очень. Но на корабле меня ожидала радость велия. На корабле был мужчина небольшого роста, незаметный такой, и говорит мне по-русски Я так даже огорчился:все говорят по-русски, одни мы плохо владеем языками. Слово за слово. Оказалось он серб, родился в Белграде, сейчас  живет непонятно где, часто бывает в Петербурге, любит Россию. Угостил меня виноградом. Поговорили об Афоне. Спрашиваю: знает ли он Антония. - Да,хороший говорит. Только очень ретивый, он уже в Ильинском скиту был такой.
Что же он тут прав. А корабль, вернее лодку, крутит и крутит. Два серба на палубе, прямо лежат. Одно начало рвать. Мне приходит  в голову мысль: "А не Павле Рак ли это". Раньше мы зачитывались его книжкой: "Приближения к Афону. и спрашиваю: "Вы читали книгу Павле Рака? Он говорит:
   Не только читал, но и написал.
Я дарю ему икону преподобного Сергия из нашего храма. Он дает мне еще две кисти винограда. Тогда дарю ему книгу архимандрита Херувима. И тут Ватопед и ему выходить. Мы прощаемся. Я еду до Иверона, волна страшная. Корабль ели пристает. Встречаю русского послушника из Ивановской области. Говорим о том, о сем, о политике мирской и церковной. Он зашел в подряснике на корабль с монахами из Пантелеймонова монастыря и покойно доехал. Теперь ходит по монастырям безо всякого диамонтирина. Ловит машину до Кареи, уезжает. Я иду в Иверон, вижу закрытую дверь параклиса Божией Матери и иду пешком до Каракала. Вначале иду бодро, затем начинает припекать и дорога идет вверх, и я чуть ли не приползаю в Каракал, где меня хорошо встречают. Гостиница хорошая. Сразу зовут иеромонаха Андрея (впоследствии он перешел в монастырь агиа Павла, а затем уехал в Москву, где какое-то время служил в московском храме). Он встречает меня с редким радушием и ведет в трапезную, где угощает арбузом и дыней и даже дает пирожки, которые я не могу усилить и беру с собой. Он и приехал на Святую Гору года два назад, прошел по монастырям и уехал. Через год приехал и хотел остаться в Симонопетре, но там заболел игумен и, ему посоветовали искать другой монастырь, и он остановился в Каракале, где хороший игумен Филофей. О. Андрей подвел меня к нему, тот стал расспрашивать  о России, когда будет закончен Храм Христа Спасителя. Сказал, что давно собирался в Россию, но никак не может поехать. Вечерняя служба прошла как обычно, только я многого не понял в чинопоследовании. Вечером трапеза - аппетита почти нет. Интересно здесь везде электрический свет. Комната хорошая, только немного душновато. Мое внимание привлек высоченный человек. Впоследствии узнаю, что это финн. Рассказывают, что был здесь сириец, есть еще какой-то европеец. Мощей много и прикладываюсь к ним и ужасаюсь: по грехам не чувствую благоухания. И только уже в конце замечаю слабый запах. Про чудотворную икону мне так и не удалось ничего узнать у о. Андрея.
7 августа. Утром служба, на которой я постыдно и несколько раз засыпаю и ничего не соображаю. Опять трапеза, и все здесь с иголочки. Подхожу к о. Андрею спрашиваю: не будет ли машины. Он говорит:
 Собирай вещи. Быстро собираю вещи даю записку о. Андрею.  20 долларов на помин, дарю иконы. Выясняется, что машина идет, но только без меня. Она арендована какой-то фирмой для 6 туристов и меня не сажают, так как туристы будут недовольны. Интересно в храме все вежливы, все пропускают, а дело дошло до машины и о тебе забыли. Фирмы теперь организуют так поездки: плати и за один день объедешь пяток монастырей. О. Андрей немного провожает меня. По дороге я узнаю у него много важного. Во-первых, в разных монастырях разные порядки: где-то нет рясофора, и сразу постригают в великую схиму. У них в монастыре не так: сначала рясофор, потом - великая схима. Во-вторых, что где-то толи в Дионисиате, то ли в Григориате подвизается русский монах Доримедонт (впоследствии я встретил его в агиа Павла, куда он перешел из братства о. Рафаила . Там было много строительных работ в то время. Это мешало настоящему интеллектуалу. Агиа Павла ему пришлось тоже покинуть. Впоследствии я его нашел в Казанской келлии монастыря Ставроникита, где он посвятил себе переводам на русский язык записей речей прп. Паисия и скорбям об ужасном поведении соотечественников в 1913 году. Но после он женился и живет, по-моему, в Тверской области занимается фермерством, судится с властями. На Афон пришел слух, что он развелся и покончил жизнь самоубийством. Знакомые монахи просили уточнить, так как неясно, как о нем молится. Но слух оказался ложным). В-третьих, что он слышал об о. Иринее, полумолдованине, полурусском, родившимся в Греции и отлично знавшем о. Софрония. О. Ириней хорошо говорит по-русски, до этого был у них в Каракале, но потом перешел в Костамонит. О. Андрей показывает на стоящий неподалеку скит и, говорит, что там проживало до 690 русских монахов. Архитектура скита сохранила русский стиль. (Впоследствии я немало занимался историей келлии Каракалского монастыря Воздвижения Честнаго Креста Господня). Недалеко от развилки на Филофей мне везет   подхватывает машина, идущая из Филофея в Карею, и  я доезжаю за 1000 драхм и успеваю к автобусу на Дафни. Как позже выяснилось, что последнее было очень важно.
В Карее мне опять "везет". Я впервые попадаю в собор, прикладываюсь к иконе "Достойно есть" и впервые в это паломничество ощущаю радость и благодать. В Дафни меня ждёт большой сюрприз: я опять встречаю Павле Рака. Он сегодня уезжает с Афона, где был два месяца, к матери в Словению. Мы долго говорим с ним, и я многое узнаю. Сначала говорим о том о сем: о России (его бывшая жена занимается помощью монастырям и в обмен получает множество искушений, например, игуменья приглашает ее за трапезу, а там воротилы и мафиози); о языке греческом (тут он мне подчеркивает, что надо знать язык, тогда можно идти на Карулю). Говорит, что у пещеры Петра подвизаются о. Исидор и о. Петр. Удивительная пара, первый - старец, второй -  послушник. Когда он говорил с о. Исидором, о. Петр пришел и сел рядом на корточки или на колено, и с любовью смотрел на старца. Они уже 40 лет на Афоне и старцу 85 лет, а ученику -69. Говорили и о сербах: один Стефан хороший, но  иногда скажет такое... Но Каруля сейчас, вся  сплошь зилотская. Встречаем серба из нашего монастыря, живет рядом с мельницей. Павел назвал его молитвенником, что у него есть чему поучиться. Называет он и о. Венедикта (Хонченков, впоследствии ушел с Карули жил в келлии рядом с монастырем Симонопетра, а через некоторое время был вынужден покинуть Афон, и живет в Греции, сейчас ему уже 74 года), живущего на Каруле и приходящего в Пантелеймонов монастырь (о. Венедикт несколько лет, с 1990 по 1994 г., состоял в братии монастыря). Говорили об экономической программе, которая губит Афон. По решению Евросовета оказывается поддержка  Португалии, Испании и Греции. И если первые две страны вкладывают деньги в промышленность, то Греция (видимо, для отмывки) в дороги на Афоне и материальные блага, что губит Афон.  Говорили и о том, что Афон меняется. В Хиландаре издали в одной книге Зайцева в переводе Павла Рака  и самого Павле, чтобы можно было увидеть, что есть и что было. Единственный монастырь - это Костамонит, который отказался от денег Евросоюза и сам зарабатывает заготовкой дров. А новшества очень вредны для монашеской жизни. Рассказывает он и про румына, которому 35 лет и он обосновался в пещере. Он рассказал, что в лавре есть послушник Евгений (ныне всем известный о. Афанасий), который пришел с Дальнего Востока и поселился в пещере, и оттуда его сняла полиция и дала месяц на устройство. Он пошел в Лавру. Павле Рак нашел его ржавеющие банки консервов и спросил, что делать. Он сказал: раздать. А зимой он спасался так. Есть подушки, которые аккумулируют тепло  и держат его долгое время. Только с ними он и выжил. А как же старцы? Нахожу подтверждение, что Никодим тот же послушник, что и в книге Маевского. Про о. Андрея говорит, что ему трудно пришлось, его  приняли только послушником, а служить ему дадут только по достижении  возраста (30 лет). Некоторые даже шумят, по словам Рака: Как он будет исповедовать женщин. Тепло прощаемся с Павлом Раком, он дает мне хиландарского вина и даже покупает мне билет на паром. Я оставляю ему свой адрес. (Впоследствии мы не раз встречались и взаимодействовали с Павлом Раком, он стал другом моей семьи и иногда останавливается у меня, когда приезжает в Москву).
Вот показывается Пантелеймон,  или как нежно его называют русские монахи: "Целитель". Я схожу на пристань, иду, как к себе домой. Со мною еще два серба. Вначале о. Исидор (Олег Евгеньевич Бережной. Уроженец Свердловской области.. Родился 13 июня 1957 года. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь 26 мая 1991 года. Пострижен в мантию в Троице-Сергиевой Лавре 16 ноябрят1986 года. Рукоположен в иеромонаха .14 декабря 1987 года там же. Знаменитый начальник Пантелеймоновского библиополи, известный всему Афону, в настоящее время живет в Ксилургу) принимает весьма радушно, но потом следует непонятное. Он начинает утверждать, что монастырь закрыт до 8-го числа. откуда это известно? И говорит, что нужно работать. Но я-то не отказываюсь, и мою полкоридора.. Кстати из традиционного афонского меню, угощения паломников, он изъял ракийку. Видно, для экономии.. Всю работу он пытается сваливать на послушника Бориса, который живет в монастыре с октября и и знает сербский, английский, греческий и вообще приятный малый., как-то невписывающийся в монастырский интерьер. Но, убивает меня окончательно, когда он приводит меня в предназначающуюся мне комнату (надо отметить, что на  Афоне они самые убогие) и просит в обмен на ключ документ, а то "знаете, у нас тут воруют". Это я что ли буду воровать? или документ может спасти от воров?Не нравится мне эти предосторожности. Очень часто, когда ты сдаешь диамантирион или еще хуже- паспорт иногда возникает ситуация, когда надо спешить на машину или паром, а архондаричного  на месте не оказывается. Греки в большинстве своем принимают по-другому.
И вообще посещение монастыря производит удручающее впечатление. Никто тебя не замечает, никто не помнит. О. Филарет (Владимир Петрович Гачегов. Уроженец Пермской области, города Кизел. Родился 28 января 1936 года. Пострижен в мантию в Псково-Печерском монастыре. Рукоположен в иеромонаха 29 сентября 1975 года. Прибыл на Афон и поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь 4 августа 1976 года. Вышел из обители на безмолвие на Крумицу. . Недавно умер). тебя не помнит, о. Анфим (Нестор Дмитриевич Гощук. Уроженец города Ташкента. Родился 6 февраля 1964 года. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь 18 июня 1990 года. Пострижен в мантию в Троице-Сергиевой Лавре 1 июля 1987 года, Рукоположен в иеромонаха 9июля 1989 года в Московском Даниловском монастыре. Был Соборным Старцем и экономом обители. Преставился 13 февраля 2008 года) может и да, но не подает виду. Только после исповеди о. Макарию (Макиенко) ( в те годы духовник монастыря как-то потеплело, он сказал: вы же не первый раз у нас. Я ответил: "Да!" Исповедь была хорошая. На душе сразу стало легко. Вот, ведь парадокс: у себя меня узнают все., куда не пойдешь, когда особенно этого не хотелось бы. Здесь ни узнает никто, хотя это просто нужно. Видно, монастырь _ это воплощение русского характера. К сожалению, еще везде,  когда узнают, что ты женат, сразу как-то охладевают   человек другого измерения.
Утром продираю глаза, иду на службу. Служба длинная, с полиелеем, и я успешно засыпаю. На праздник приехали три архиерея: архиепископ Иов (Тывонюк), архиепископ Пантелеймон (Долганов) и епископ Викентий (Морарь). После службы  трапезы нет, я иду и болтаюсь "дома". Удается постирать подрясник, хотя вечером я понимаю, что это было довольно бесполезном занятием. Часов в 12  мне присылают грека. Он оказывается учителем греческого языка. Мы объясняемся на ломанном английском с греческими словами. Я узнаю, что он живет на острове около Уранополиса И помнит военный времена: 41-44 год. Тогда был сильный голод в монастырях, и немцы отбирали пищу и много монахов умерло. Настоятелем был отец Давид (не соответствует истине). И он тогда запомнил русское слово "молоко", потому что отец возил его в русский монастырь. Помнит и пожар 68 года, произошедший по вине монаха, я не понял, что он сделал. Сгорело пости все кроме дерева, оливки, выращенной в монастыре из косточки,. привезенной с места мученичества вмч. Пантелеймона, вообще удивительно, что никто  в монастыре  не расскажет, как этот грек. Неожиданно встречаю иеросхимонаха Василия из Зографа - он пришел на праздник и мы долго с ним разговариваем , но об этом потом.
Вечер 9 августа. Думаю о том, что, наверное, рано подводить итоги поездки. Было много и плохого, и хорошего. Хорошее - это встречи. Плохое   не все удавалось, что было запланировано и прием в Пантелеймоне тоже можно отнести к плохому. С отцом Василием мы говорили два дня, не  отрываясь, все свободное время... Он  - монах, думающий, одновременно интересующийся современными проблемами духовной жизни и тянущийся к старому Афону. Он мне рассказывает историю о  европейской "помощи". Везде строят дороги    это плохо для монахов. Он был несколько месяцев в Болгарии  из-за этой "помощи". Их монастырь сначала отказался   и решили, что достаточно своих средств и болгарской помощи для реставрации монастыря. Но была поведена работа среди старцев (он произносил даже слово: подкуп...) и все повернули на 180 градусов. Этот поворот вызвал сильные разногласия в монастыре. Раньше, при игумене Евтихии, когда он только приехал сюда жить, все было по-другому. Это был, как он сказал, настоящий исихаст. Теперь одна суета.
Долго говорим об экуменизме, Церкви, зилотах. Он встретился с неким о. Илией из Иерусалима, Тот сильно ругал нашу Церковь. О. Василий с этим не соглашался. Еще он сказал, что среди европейских стран две женщины, министры иностранных дел, предположительно в Швеции и Норвегии. И они поднимают вопрос, чтобы на Афон пускали всех. Но, грекам пока  удалось убедить, что нельзя этого делать. Афон все более превращается в музей, и самое страшное, что, увы, это делается руками монахов. На праздник я решаю не причащаться, так как будет много суеты, и боюсь не выдержать службы. Но, человек предполагает, а Господь располагает. И я ошибаюсь.
Я выстоял с Божией помощью всю службу. Всенощная кончилась  в 5 часов по греческому, в 8 по византийскому (греческое - это обыкновенное, гражданское время, а византийское - афонское  24 часа - это закат в монастыре, который в каждой обители происходит в разное время). А литургия началась в 7 по-гречески, в 10 - по-византийски. И самое интересное, что меня пригласили иподиаконствовать в алтаре, как  я не отказывалось. Их диаконы, которые выполняли эти обязанности, проспали. С Божией помощью я справился с этим незнакомым делом. Служба с молебном заняла часа три и продолжалась бы дольше, если бы не прибежал о. Филарет в фартуке к  окну в алтаре и буквально не прервал владыку Иова произносившего проповедь. То несколько обиделся и  сказал: "Вот и трапезарь говорит, что пора кончать". И действительно, получилось бы так, что гости поспешили на паром и не успели на трапезу, это испортило бы праздник. Да, было время, и были другие порядки, и другие нравы. Из службы замечу, что она искусственно затягивается греками. Бесконечным пением, зачастую териремами (тириремами). Кто-то пытался расшифровать это слово, как нераспознанное ангельское пение. Но мне кажется, что это слово происходит от той ситуацией, когда слова для песнопения уже, кончились, а петь еще нужно. Действительно. Ноты можно петь сколько угодно. Может это подобие русских "хабув" или "аненаек"? Но я привык к тому, что в Церкви нет ничего бессмысленного. Пение доходило до того, что митрополит  Иов не выдержал и ушел с горнего престола после ...Трисвятого - сколько можно ждать. Еще было заметно, как волнуются и сбиваются сами владыки. Для них - это тоже испытание. Еще удивило, что почему-то на полиелей не раскачивали хорос. На службе было до позорного мало. Как у нас в Коньково в воскресный день, даже меньше. Вечером была панихида по ктиторам монастыря. узнал много нового. Например, что чудаковатый старичок, живший в одной келье с о. Василием и есть благодатный старец из Кастоманита, о. Ириней. О.Василий даже заулыбался, когда я сказал про старца.  Позже мы хотели его посетить в этом монастыре, но его долго искали и не "нашли". Пришлось уйти ни с чем. Келья, в которой они жили с о. Василием была настолько мало, что когда о. Ириней стал заправлять койку, нам пришлось с отцом Василием встать с его кровати и выйти. Много мне пришлось бывать на панигирах, многие опытные паломники и жители Афона считают, что ими управляет ненужная суета и не ходят на праздники. Возможно, они и правы и какое-то время я их избегал, но потом стал невольно посещать, так как приезжал с новыми и новыми людьми, которым хотелось подышать афонским воздухом, помолиться по афонски. И стало чувствовать, что от этого не столько молитвенного, сколько скорее физического можно многое извлечь. По крайне они врезаются в память, делают какие-то зарубки в памяти.
10 августа. Сегодняшний, наверное, можно считать неудачным. Но и тут, думаю, можно увидеть Промысл Божий, который так причудливо проявляется на Афоне. Утром просыпаю. На службу почему-то меня не разбудили. Так что я опаздываю на час. Прихожу уже к кафизмам. Смоленская икона Божией Матери, служба полиелейная. После службы хорошая трапеза с вином и рыбой. Я ищу братьев Лазаря и Софрония - они отвечают за мощи, но нет ни того, ни другого. О. Николай, раньше отвечавший за мощи, говорит - это не мы: "Они выспятся, тогда..."
В 11 часов устремился на пристань, чтобы  отправиться в Дафни и Симонопетра. Предварительно я сдал вещи в каптерку. Несу рюкзак и пакет с рясой. На набережной кладу рясу в рюкзак и забываю об этом. У пирса сидят иеродиакон Захария с Украины (он на службе в отличие от меня отказался иподиаконствовать. Из Киево-Печерской лавры и о. Венедикт, которого провожает  иеродиакон. Мы разговариваем. О. Венедикт показывает прекрасное знание современной богословской литературы. Не понял, сколько он здесь лет. Просит выслать ему Типикон в монастырь  на имя Лазаря. Мы говорим о том о сем. Он рассказывает о Барском, Парфении. Видно, что он много знает и голова у него работает. Спрашивает, знаю ли я о. Вячеслава, который служит в храме Митрофана Воронежского. Я такового не знаю. Рассказывает немного о Каруле, про архимандрита Стефана, сербского "краля", за которым хотели прислать  подводную лодку и отвести его в Сербию, чтобы сделать  королем. Человек большой силы. Всех кладет в состязании на руках в Уранополисе. Но не один из послушников у него не удерживается. От  Захарии узнаю, что он собирается строить храм. Сам Венедикт из Москвы, был преподавателем  МДА. А дальше происходит неожиданное. Что это? Воля Божия? Наверное, да! Приходит корабль, я начинаю искать рясу. Нет ее. Я не сажусь на корабль и после этого обнаруживаю рясу в рюкзаке. О. Захария говорит: "такова воля Божия". Я испытываю ее еще один раз: иду в Симонопетра пешком, но  не могу найти дорогу, а когда наконец нахожу, понимаю, что я устал, а до Симонопетра будь здоров сколько идти, а там еще почти наверняка не примут на ночлег. Я иду обратно и возвращаюсь в свою комнату. На душе скверн, чувствую себя как птичка в клетке. Но главное   что это? Идем с о. Захарией на паралию. Это сглаживает неприятное ощущение. Ко мне подошел о. Исидор как ни в чем не было сказал: "Отец собирается уезжать?" Я рассказал про искушение и понял, что зла на о. Исидора не держу. Может из-за обиды на монастырь Господь меня и не пустил. (Прием был в этом году совсем не любезный). Вечером все как обычно, даже попахивает рутиной. На службе о. Иннокентий разговаривает с Захарией о том о сем. Узнаю, что ему уже 81 год, прошел всю войну и далее.
11 августа. Эти строки пишу в Григориате. День сегодня был чудесный. Дай Бог, чтобы все остальные дни были таковы. Сегодня после службы, которую я добросовестно проспал и трапезу заодно, я иду, собираю вещички и попадаю на пристань задолго до отправления корабля. О. Исидор успевает мне дать послушание, отнести его ценные лампадки  в его новый bibliopoli. Я сижу на пристани и явно вижу Евгения из лавры и с ним еще людей, одного из которых я явно помню как Сергея Львовича, учителя нашей Воскресной школы и друга Володи Дубровского. Едем на корабле, потихоньку знакомимся, встречаем о. Александра-чеха (подробнее о нем приходилось уже писать http://www.proza.ru/2017/06/22/1695) на пристани. Готовимся к посадке на Агиа Анну. С Сергеем Львовичем едут два брата: семинарист Сергий и Анатолий. С ними семинарист Саша, который живет неподалеку от нашего храма (толковый малый). Они тоже едут в Симона Петра. Садимся на корабль где-то 12-12.30 и скоро прибываем на пристань монастыря. Мне становится понятным, почему мне советовали в монастырь на машине. Симонопетр висит над пропастью, на высоте где-то 3000 м. По жаре я едва тащусь по ступенькам. Когда мы наконец поднимаемся наверх, то видим наших владык, их свиту и о. Захарию с ними. Как раз вынесли мощи. Прикладываемся к великому чуду: деснице Марии Магдалины. Она теплая и полна масла. Ну, и к другим мощам тоже. Нам показывают икону Божией Матери, которая  совершила чудо умножения масла в этом монастыре в 1989 году. Нас ведут к чанам, которые когда были открыты, то оказались чудесным образом полны. Это масло никогда не кончается. И исцеляет. Приехал один католик, с сыном, выпавшим из окна и бывшим при смерти (или помазанным уже дома, я не понял). И он исцелился и принял православие. Затем ведут в библиотеку, гордость монастыря, где все устроено на современный лад, и в  которую книги собирает некий француз. Жития святых он собрал со всего мира. Я вижу корешки святителя Димитрия Ростовского. Показывают старый книги Григоровича-Барского и другое. Это только хорошие книги прошлого и начала этого века. Рукописи они, конечно, не покажут. Затем владыки уезжают, а мы идем на архондарик, где нас замечательно принимают, но ночевать не оставляют. Встречаем о. Игнатия русскоговорящего грека, бывшего на празднике в Пантелеймоновом монастыре. Он преподносит нам подарки. Я ему дарю икону преподобного Сергия Р Радонежского. Наверное, с ним надо было поговорить подольше, но мы идем в Григориат. Доходим довольно быстро, хотя дорога up and down, и это не очень весело. В Григориате, два архондарика, и мы безуспешно ждем в первом. Затем идем в храм, попадаем на остаток службы и на трапезу. Ребята запугали меня диамонтирионом. Но пока все гладко. После трапезы нас поселяют отлично, и мы долго сидим рядом по-видимому, с католиком из Италии, и беседуем у моря. Сергей Львович, оказывается действительно Сергеем Львовичем преподавателем Воскресной школы. Он инженер по профессии, служит алтарником у о. Геннадия Нефедова. Болтаем обо всем. День сегодня был хороший Слава Божией Матери! Вот Промысл Божий! Если бы мы не попали вместе с владыками, то пришлось  бы узнать гораздо меньше о монастыре Симонопетра.

 Позже мною были написан раздел для  афонского сборника, изданного "Индриком" в 2011 году, совместно  с монастырем Симонопетра "Гора Афон. Образы Святой Земли". Краткие описания монастырей решил взять оттуда.
Симонопетр
На  скале высотой около 230 метров находится монастырь Симонопетр. Сам монастырь уникален по своей архитектуре:  на  небольшой площадке: над пропастью возвышается здание в 7 этажей. Предание говорит, что построен он отшельником Симоном, в Рождественскую ночь видевшим светящуюся точку. Отсюда и первое название монастыря: «Новый Вифлеем». Затем обитель получила более разумное название: Симон + петра (скала), а главный храм был посвящен Рождеству Христову. Два первых века его существования вообще никак не запечатлелись в истории монастыря. В 1581 году монастырь был покинут монахами, которые переселились в Ксенофонт. В XVIII веке, чтобы спасти монастырь от разорения, туда вселился с братством Ильинского скита прп. Паисий Величковский, но после месяца пребывания понял, что долги монастыря настолько громадны, что ему с ними не удастся справиться, и покинул монастырь. Из святынь наиболее почитаема рука Марии Магдалины, которая всегда имеет температуру тела и находится в переполненном миром ковчеге. Кроме того в монастыре имеются часть руки прп. Евдокии, вмч. Варвары, стопа мч. Кирика, глава исповедника Павла, стопа мч. Сергия, глава свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, частицы мощей вмч. Пантелеймона, Иоанна Предтечи, мч. Трифона, св. пророка Наума, мц. Параскевы, св. Симеона Столпника. В монастыре – одиннадцать параклисов.
Ценная монастырская библиотека сгорела  в 1891 году. Теперь в монастыре хранится 123 рукописей и печатные книги.
Григориат
Совсем недалеко от монастыря Симонопетра находится  монастырь Григориат, основанный преподобным Григорием, по преданию сербом, в XIV веке. Но есть и другое мнение, что его основал прп. Григорий Синаит. Прежде здесь было немало иноков-сербов. Соборный храм посвящен свт. Николаю.
 На левом клиросе – древняя икона Божией Матери, подарок господарыни Молдовлахии Марии Палеолог, супруги Стефана Великого. Дважды во время сильнейших пожаров, объятая огнем, она оставалась невредимой.
В монастыре  297 рукописи, из которых 11   на пергаменте. Здесь находится единственная сохранившаяся  рукопись из шести листов «Пастыря Ермы», из них три листа украдены торговцем древностями Симонидисом  и увезены в Лейпциг.
Нынешний игумен Георгий хорошо известен не только в Греции, но и во всем мире, а монастырь сегодня явно в вступил в полосу процветания.
В монастыре Григориат есть параклис прп. Серафима Саровского, единственный на Афоне, хотя  здесь достаточно много его икон.  Преподобный Серафим   самый почитаемый в Греции русский святой.
12 августа. Монастырь Григориат. Утром в три 20 начали звонить, около 4 началась утреня, в 6.30    литургия. К своему удивлению я не заметил часов. Я обратил внимание. Что служба совершалась довольно странно. В начале литургии диакон открыл царские врата и покадил нас. Затем мирная ектения перед открытыми царскими вратами, затем они были затворены дов хода. Поле входа сразу закрыли и «вовеки веков»ю поизносили за вратами. Т Затем на апостоле открыли, Евангелие диакон читал в центре храма лицом к алтарю (дальше. Чем апостол вблизи солеи) Был «белый человек» из Италии. Он читал  на службе «Символ веры» и «Отче наш», а  вконце службы причастился Видимо, это священник-католик. Перешедший в православие. После службы сижу я у окна, а подомною плещется море. Солнце едва только  начинает п печь. Благослови , Господи, день сегодняшний. У ворот монах, торгующий иконы, дал мне одну бесплатно. Григориат. Название происходит от святого Григория, ктитора монастыря. Забыл, вчера разговаривал с диаконом из Швеции. Он из  прихода, подчиняющегося Евлогию В Стокгольме открыли храм и московского патриархата. Пока все мирно.
Прошел корабль до св. Анны. Обратно в Григориат он придет в 10 часов
12 августа вечер. Эти строки пишу в монастыре агиа Павла.и Запахло домом и очень сильно. Идти мне некуда. Отец Доримедонт убедил нас, что на Анне ремонт архондарика, а скиты кроме Кавсокаливии, вообще не должны принимать паломников.
День сегодня был средний, сначала приплыли в Дионисиат, но там мало что нам удалось, разве приобрести иконки и приложиться к иконам в храме, в том числе к иконе похвалы Божией Матери и к иконе св. Иоанна Предтечи, которые не пострадали при пожаре. Русских не было, рассказать было некому. Правда, было большое количество греков, работающих на стройке, и говорящих по-русски. Но, если они и могли сто-то рассказать, но времени у них не было. В агиа Павла мы дошли пешком. Дорога сбыла не очень тяжелой, но я довольно-таки устал. Шли полтора часа. Монастырь как будто стиснут горами. Здесь нам дали маленькую каморку с окнами на архондарик, а не наружу. Современный храм мраморный (чем-то напоминает Кувуклию), век наверное XIX. Прикладываемся к мощам. Частицы креста, золото, ладан и смирна, рука преподобного Максима Исповедника и мощам преподобного Дионисия Олимпийского, большая часть мощей вмч. Пантелеймона. О. Доримедонт рассказал, что ладан, смирна и золото были вывезены приемной материю Мехмета II, дочери сербского короля из разграбленного Константинополя. Пристал на арсане монастыря, она стала подниматься и дошла до места, где стоит современная часовня. И ей был голос, что нельзя идти дальше. И монахи взяли эти драгоценные дары. Библиотека находится в запущенном состоянии. Доримедонт, отчисленный с 4 курса МДА производит впечатление очень образованного человека. Но образованность иногда мешает видеть. Здесь он видит в отличие от Лавры сохранившуюся монашескую жизнь, любит своего игумена, который по греческой традиции является и духовником. 2-3 раза в неделю исповедуется ему. Здесь нет новшеств, на которые указывали о. Антоний. О. Василий, Павел Рак В той схеме, которую он начертил он отсутствует, как и Доримедонт. А есть машина со множеством винтиков. У Господа же не было цели создать идеальную машину. Были времена, когда монашества не было, может, наступят, когда его не будет У меня сложилось впечатление, что он хочет достичь такого же результата.
13 августа. 4 дня. Этот день какой-то хороший, хотя я и ничего особенного не успел. У меня почти не оставалось выбора, так как меня уже подпирал самолет, в 9 часов сесть на корабль и доплыть до Дафни. А  что делать потом: И долгое время я был в раздумье. Сразу поехать в Зограф и оттуда вернуться. Но меня почему-то тянет в Пантелеймонов монастырь. Хорошо, конечно, зайти в Зограф, помолится там, взять масло от икон. У меня ночь в запасе – где остановится? Я решаю идти и в Пантелеймонов монастырь. Утром почти всю службу проспал. Ребята пришли вообще к середине Литургии. О. Доримедонт сегодня кажется каким-то благостным, и жалею, что думал о нем какую-то несуразицу. Он благословляет меня, откуда-то знает меня по имени, я-то ему не называл его.  И я после роскошной трапезы с кальмарами и пирожными прощаюсь с двумя Сережами, Алексеем и Сашей и иду на пристань, сажусь на корабль и любуюсь природой. Ранее утро, еще нет жары, из воды выпархивают стайки летучих рыбок, диковинное зрелище. Приезжаю в Дафни, пытаюсь что-нибудь купить за доллары или обменять их. Из магазина посылают на почту, с почты в ресторан.   Наконец, я покупаю четыре коробочки с ладаном за драхмы и решаю пройтись пешком до  Пантелеймона. Не нахожу нижней тропинки и поднимаюсь до Ксиропотама, оттуда ведет прекрасная дорожка, порою превращающаяся в музей русского зодчества XIX-XX веков с прекрасными мостиками, стенами из камня. Слышу, меня кто-то догоняет, это оказывается антипросоп о. Кирион. Иеромонах Кирион.Мирское имя Олег Григорьевич Ольховик. Уроженец города Козелецка Черниговский области. Имя матери . Наталья (в монашестве монахиня Наталия). Родился 7 мая 1962 года. Поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь 3 июня 1987 года. Пострижен в мантию в Троице-Сергиевой Лавре 10 декабря 1985 года. Рукоположен в иеродиакона 7 января 1986 года там же, в иеромонаха в обители 13 марта 1995 года. Был антипросопом в Священном Киноте. 

Это самый удобный подъезд до Пантелеймона от Кареи: сесть на автобус до Дафни, подъехать до тропинки и пройтись легко и просто до Целителя, так его нежно называют между собой монахи. Разговор у нас по пути хороший. Но не нравится мне, что он спрашивает, есть ли у меня благословение Варфоломея. Какой же русский клирик сможет его добыть? От него узнаю, что Лазарь, которому надо выслать Типикон, – это инок. Узнаю, что Пахомий давно покинул наш монастырь. Я несколько напряжен, если честно, то мне не очень нравится этот о. Кирион, но может, я ошибаюсь. Возвращаюсь на архондарик. Достаточно тепло принят: пью кофе. Сегодня день прошел, что буду делать завтра? Если бы  не пошел в Пантелеймон, то мог бы зайти в Пантократор, в котором еще не был. Можно завтра пойти на Старый Руссик, а можно пойти в Ксиропотам, где завтра вынесут  Сам Крест Господень. Ведь завтра же Происхождение Честных Древ. Правда идти придется с фонарем. Наверное, это опасно. О, Захарии уже нет. Я думал, что ему надо помочь, хотел дать записочки. Лежу перед службой и думаю: как много суеты в нашей жизни. Надо отбрасывать от себя побольше. Хочется, чтобы побольше работала голова и сердце и, и не лезть в эти дрязги, хотя совесть не позволит не лезть. И все-таки иногда, наверное, надо это делать. Нот не прикипать сердцем к этим разборкам. Хотя, конечно, хочется помочь. Теперь я знаю, зачем завел билет в Ленинку, то есть в РГБ. Хочется почитать Барского и другое по Афону.

Монастырь св. Пантелеймона
 По размерам это самый большой монастырь на Афоне.
 В начале прошлого столетия Русский общежительный монастырь св. Пантелеймона переживал невиданный расцвет. Было много желающих поступить в монастырь из разных уголков нашей страны, и численность насельников монастыря к началу прошлого века составляла около 2 тыс. человек.
 Сначала  русские монахи помещались в монастыре древодельца (Ксилургу), а затем им был предоставлен Пантелеймонов монастырь, находящийся на горе в значительном удалении от моря. Поэтому он и назывался Нагорным Руссиком. В XVIII веке монастырь запустел и возрожден уже на берегу моря при помощи молдавского Господаря Скарлата Каллимаха. Затем монастырь стал все больше заселяться русскими иноками. Вокруг монастыря расположено несколько келлий.
В центре монастыря возвышается собор вмч. Пантелеймона, выполненный в греческом стиле. Напротив  главного входа – колокольня, под которой находится трапезная, построенная в 1890-1897 годах, вмещающая одновременно 800 человек. Рядом с собором находятся храмы Успенский, святителя Митрофана Воронежского  и корпус с храмом Покрова  и большим приделом во имя Александра Невского. Всего в монастыре находится 18 параклисов (небольших храмов,  чаще всего встроенных в монастырские здания). Главная святыня монастыря   Честная глава св. великомученика и целителя Пантелеймона в сребропозлащеном ковчеге. Она была передана монастырю ктитором    царем Стефаном Душаном Сильным в XIV  веке, о чем сохранилась грамота.
Особую редкость представляют часть мощей св. праведного Иоанна Русского (+ 1730). В монастыре находятся чудотворные иконы Божией Матери: Тихвинская, Иерусалимская и «Избавительница».
Библиотека монастыря очень богата и расположена в отдельном двухэтажном здании. Она содержит 1320 рукописи на греческом и  600   на славянском языках;  много рукописей на пергаменте. Наиболее ценными рукописями являются  древнее Евангелие и 16 омилий свт. Григория Богослова. В библиотеке хранятся также 20000 печатных книг на греческом и русском языках, среди которых есть ценные издания.
14 августа. Фактически последний день моего пребывания на Афоне. Завтра уезжать. Начало поста Происхождение Древ. Сегодня какое-то грустное настроение. Вчера уже возникли мысли о доме, думаю,  что там произошло. Вчера на службе меня эти помыслы смущали и не только эти. Многое в жизни нашего монастыря кажется непонятным. Монахи все настолько простецы и работяги, что, казалось бы, только работой и живут. Это конечно, с одной стороны хорошо, но ведь раньше было не так, ведь даже было знаменитое афонское издательство. И потом: зачем возрождать многочисленные афонские строения, ведь монахов сейчас не 2000, а всего 35. Для кого? Никого не постригают. Чтобы потом всех заменить греками? Тем более мне кажется, что и у нас найдутся сочувствующие этой политике, которые считают русских монахов только русскоговорящими. Дом уже стучится в мои двери. Здесь осталась только одна ночь. Вчера встретил о. Филарета, и он отругал меня, что я не купаюсь!!! Сказал: " Люди сюда специально приезжают на море лечится". (Вечером во исполнение его указаний пришлось окунуться. Раньше, увы, в монастыре существовала такая практика купаний. Было местечко за архондариком, и там окунались. Икономичная практика). Купались как гости, так и монахи. Например, часто видел там того же Филарета. О. Филарет благословил меня  пойти на праздник в Ксиропотаме.
Встал в 3.20 и тут же вышел оснашенный фонариком и палкой. По дороге случилось два происшествия. Я шел с большим страхом против змей. Тогда мне казалась возможным встретить ее глубокой ночью и наступить в темноте. И сначала я заблудился так, что решил либо оставаться на месте, либо возвращаться. Вернувшись немного назад, я пошел тропинкой. Оказалось, что широкая, протоптанная дорога вела в оливковую рощу и там затухала (2-й раз со мною такое) Вообще, я ощутил, что ночью все выглядит совсем по другому. Пошел я дальше тропинкой (а тропинка замечательная). Вот резкий поворот за скалу. Вдруг слышу, шарахается в кусты большой зверь, а еще по тропинке убегает другой. Толи мы случайно столкнулись нос к носу, то ли они меня поджидали за оборотом. Зверь, сидящий в кустах, злобно рычал. Что за звери, я долго потом размышлял? Больно уж велик он мне показался для шакала. Кто волк? Волки здесь вроде бывали. Кабан? Но кабан разве рычит? Я не даже не испугался, потому что быль сконцентрирован на проблемах со змеями. Вскоре я пришел в Ксиропотам. На службе почти нет паломников: человека 4. Я пришел уже незадолго до выноса Креста. Крест вынесли, мы все приложились, затем началась Литургия. Конечно, как о чем-то обычном говорить об этом невозможно. Молебна почему-то не было. Потом меня пригласили на "цай". "Цай" оказался заваркой из каких-то трав, и вприкуску кусок халвы. И я ушел озадаченный тем, что Валера описывал мне эту службу как нечто особенное. Как прекрасна афонская природа утром никого. Не жарко. Солнышко  еще ласково гладит горы. Пойду к Исидору. Удивительно, что в этом году я практически не встречаю русских паломников. А наш архондарик совсем вымер.
15 августа 1998 года. Пишу последний строки на Афоне (надеюсь, последние в этот раз) Корабль до Дафни уже прошел, и надо идти на пристань. Сегодняшнее утро было благополучным. Правда,  начало утренней службы я как-то потерял, но зато дальше все было Слава Богу. После трапезы, я зашел к о. Анфиму, к о. Макарию и др. Но, вдруг о. Никита мне принес три пузырька от лампады вмч. Пантелеймону. Обнаружился о. Софроний, и я приложился к главе преп. Силуана и к другим мощам, правда, через стекло. О. Софроний принес для меня еще пузырек.
Затем сходил на паралию (пристань). Дал о. Исидору три иконы преподобного Сергия из нашего храма и внутренне примирился с ним. Вмч. Пантелеймон моли Бога нас! Пресвятая Богородица спаси нас! Господи благослови! В путь. Эти строки пишу в ставшей родной "касторке". Снял номер за 8000 драхм. Хотя можно было подешевле без ванной или туалета, но я  подумал, что эти деньги стоят, потому что имею возможность спокойно заниматься кипячением воды и не бегать с кружкой воды у всех на виду. И главное спокойно  можно заняться своими записями. Все сегодня было хорошо, но есть два "но": все закрыто негде купить псоми (то есть хлеба). Съел три небольших баночки чипсов. И не купить фруктов домой, а хотелось бы всех порадовать. Город-то сегодня какой-то тихий может из-за воскресения? К сожалению, только сегодня опять видел торжественное венчание.  Но обо всем порядку. Все прошло как по маслу, сел на корабль (полупустой   выходные. Зачем ехать в Салоники?) И долго смотрел на удаляющийся Пантелеймонов монастырь, бывший в данный момент воплощением Агион Орос и, смотря на него, многое передумал. Интересно, что на корабле Святая Гора скрывается из виду только при  подходе к Уранополисе. Подумал вдруг о том, как нас провожали дельфины, когда мы первый раз ехали на Святую Гору. Вспомнил как писал о трех дельфинах Павле Рак. И вдруг через некоторое время вижу последний подарок Святой Горы: трех дельфинов, ныряющих и снова поднимающихся из воды. Есть что неведомо близкое человеку в этих животных. То ли случайно только специально корабль тут  притормаживает, и животные не отстают. Нельзя описать "южный" восторг всех пассажиров корабля. Некоторые пытаются фотографироваться на фоне дельфинов. Но вот корабль набирает ход  вновь техника разделяет человека и природу. какое маленькое знамение. А какая радость на сердце. Далее автобус, такси и "касторка". А завтра - самолет. Я сегодня вдруг понял, что есть оборотная сторона медали, незнания языка. Никто к тебе не пристает с пустыми разговорами, есть возможность побыть со своими мыслями. И есть возможность смотреть только в себя. Много думаю, думаю о последних событиях, последнем ночном походе, о нашем монастыре.
16 августа 1998. 8.30 отель Orestias Castorias. Через полчаса в путь. Вот и закончилась путешествие. Спал плохо, то лезли мысли благостные, то тревожные, то какие-то мечтания. Еду домой. Как-то там? На все Господня воля. Слава Богу и записям моим конец!
Ксиропотам
Монастырь Ксиропотам (сухой поток) упоминается в летописях еще в V  веке. Как и монастырь агиа Павла, он создан  древним подвижником    прп. Павлом, сыном греческого императора Михаила Куропата.
В монастыре находится самая большая часть Животворящего Креста Господня, которую выносят для поклонения в дни Воздвижения и Происхождения Честных Древ. Имеются частицы мощей святых: мч. Порокопия, прп. Авксентия, сщмч. Игнатия Богоносца, мч. Трифона, св. Григория   просветителя Армении, святых 40 мучеников, часть одежды, облитой кровью и миром св. вмч. Димитрия Солунского, персты Иоанна Златоуста и Василия Великого. В XIII  веке при царе Михаиле Палеологе монастырь принял унию, и латиняне с братией монастыря совершили латинскую мессу. На глазах царя Михаила Палеолога произошло сильнейшее землетрясение, разрушившее монастырь. Царь спешно покинул Афон, а молившиеся  с ним погибли. Вскоре монастырь был восстановлен. Интересно, что монастырю много благотворил султан Селим после чудесного явления ему 40 мучеников.
В библиотеке Ксиропотама 409 рукописей, из них20 – на пергаменте, и 5000 печатных книг.


Рецензии