Сказка о падающем дереве

Как, когда, откуда принёс сюда ветер семечко, из которого и выросло это единственное на высоком берегу дерево, не скажет, наверно, ни один из самых древних мудрецов в мире. Ведь ветер никому на свете не обязан отчётом, даже им. Случилось так, и вот стоит оно здесь, наклонившись, уже много лет подряд и смотрит вниз, на текущие мимо него воды реки.
Говорят, ещё мой дед приходил к этому дереву, когда оно было молодым, только начиная расти и набираться сил. Ствол его в те времена тянулся вверх, к небу, но песчаная почва берега давала слишком мало влаги, и стать могучим и неохватным у этого дерева никак не получалось. Корни его прорастали сквозь толщу земли всё глубже и глубже, тянулись в разные стороны в поисках воды, а ветви склонялись над крутым спуском к реке, любуясь издалека на её полноводье. Дерево застыло в изящном наклоне, и многие годы его отражение украшало серебристую поверхность воды, становящуюся ровной и зеркальной в те дни, когда река умеряла стремительный бег своих струй, почти застывая в плавном и степенном течении под голубым простором, украшенным редкими белыми облачками. «Знаете ли вы одинокое дерево на крутом берегу?» — спрашивали про него люди, назначая друг другу встречи под его кроной.

Шло время, и вот уже мой отец стал приходить на высокий берег, наблюдая за жизнью склонившегося дерева. Земля вокруг постепенно оголялась, становилась суше, всё новые и новые трещины прорезали её, доходя до того места, где ещё зеленела невысокая трава, довольствуясь обильными дождями и питаясь струями редких луговых родников. Ветер не приносил больше на этот склон ничего живого, а, только играясь, обрывал листья с ослабевших ветвей, да выдувал песок из-под корней дерева, делая его жизнь всё ненадёжней и зыбче.

Однажды песчаная почва высокого берега стала настолько иссохшей, что часть её обрушилась под собственной тяжестью. Река в один миг потеряла свою прежнюю глубину, а дерево, внезапно оказавшееся на крутом обрыве, склонилось к ней ещё ниже. Теперь всем людям, проплывающим мимо на лодках, были видны его обнажившиеся корни, которые тщетно пытались найти себе опору и влагу, простираясь в пустоту — только воздух и солнце омывали их теперь ежедневно. Сил для жизни у дерева становилось всё меньше, ему пришлось сбросить с себя всю листву и затаиться на время, сохраняя соки внутри ствола. «Это дерево обязательно упадёт, не сегодня, так завтра, вот увидите!» — говорили местные жители и назначали теперь свои встречи «у падающего дерева». Шли годы.
Голые, выбеленные солнцем и ветром ветки так и не рухнувшего до сей поры сухого дерева дождались того момента, когда к нему стал приходить и я. На первый взгляд ничего живого не оставалось в этом склонившемся к реке остове — ни новой веточки, ни зелёного листочка. Лишь перелётные птицы дважды в год пользовались его гладкими ветвями для непродолжительного отдыха. Они тихо набирались сил пред дальней дорогой, улетая на зиму в жаркие края, глядя в осеннее посеревшее небо. А после, весной, возвращались и шумно галдели на последнем привале перед домом, предвкушая строительство гнёзд и скорый щебет птенцов. Река текла, дерево стояло, и теперь люди называли его «несгибаемым деревом», продолжая назначать около него свои встречи.

Как-то раз, налетев порывом, ветер заигрался, не рассчитал свои силы, и отломил у дерева слишком большой сук. Тот, покрошив на пути ещё немало мелких веточек, отлетел далеко от ствола и упав разворошил небольшую насыпь камней, сквозь которую сочился слабенький луговой ключик. Почувствовав, что окружавшая его преграда разрушена, родничок с силой вырывался из-под земли, перекатился и через рассыпавшиеся камни, и через лежащий поперек сук дерева, превратился сначала в тонкий ручеёк, а после стал прокладывать себе путь прямо по траве, рассыпая по ней блестящие бриллианты капель. Люди смотрели и говорили: «Скоро ручей наберёт силу, проложит себе русло и станет водяным потоком. Тот подмоет корни из последних сил держащегося над обрывом дерева, оно, наконец, рухнет вниз, и его унесет течением большой реки неведомо куда».

Вода раздвигала травинки, углубляла борозду в песчаной почве берега, размывая его до каменистой основы, настойчиво прокладывала себе путь. Вот и показался уже впереди ствол дерева. Но вода не обязана отчётом в выборе русла своего течения никому. Даже ветру. Ручей петлял, делал изгибы. Обогнув дерево на расстоянии, он устремился дальше! Весело бросилась водяная струя вниз, сверкая и переливаясь на солнце, и в результате своего стремительного падения соединилась с потоком реки. Влага от свежего ручья пропитала всю окрестную землю, добралась до корней сухого дерева и то, почуяв прилив новых сил, впервые за много лет выпустило молодые побеги. Они быстро обрастали листвой и набирали крепость под долетающими досюда сверкающими брызгами воды.

«Давайте встретимся завтра у того стойкого дерева, что растёт возле водопада!» — говорят теперь люди в нашей стороне. И все улыбаются. А у меня появилась тайна — скоро у меня родится сын. Эту весть принёс мне недавно ветер.

2014


Рецензии