Про курение, коротко...

- Куришь?
- Курю…, - ответила она с какой-то внутренней грустью на мой вполне обычный вопрос. Ответила, и сделала очередную глубокую затяжку. Каждый раз, когда наши дежурства совпадают, я задаю ей один и тот же вопрос:
- Куришь, - спрашиваю я, когда она стоит у входа в здание с сигаретой в руке .
- Курю, - отвечает она обречённо, - курю и буду курить.
- Наверно, что то приятное испытываешь, - начинаю допытываться я. – Вот скажи, что ты приятное испытываешь, когда куришь?
Она молчит некоторое время, переваривая мой один и тот же вопрос, пытаясь придумать что-то новое, но в голову видимо ничего не приходит, и она отвечает так же, как и в прошлый раз:
- Да ничего приятного нету…
- А зачем тогда куришь, - не унимаюсь я.
- Да вот, курю…
- Ты же молодая, тебе ещё рожать, - начинаю капать ей на нервы. Я-то понимаю, что эти мои вопросы ей неприятны, что это давит, и она вполне осознаёт, что курение это вредно, а отмахнуться от меня не так-то просто, если только затушить сигарету и уйти на своё рабочее место.
- Бросай курить, - продолжаю нудить я, - бросай, это вредно, это противно, из-рта воняет, как ты целуешься с мужем, и кашель по утрам…
- А я не кашляю, - как-то радостно ответила она, - я по утрам не кашляю, - и даже улыбнулась, вроде как победила меня в нашей бесполезной полемике.
- Это ты сейчас не кашляешь, пока молодая, а потом будешь дохать как хороший мужик, поверь мне. У тебя муж-то курит?
- Нет…
- Вот, видишь, и муж не курит, как ты дышишь на него, ему не противно разве? Он хоть знает, что ты куришь?
- Нет…
- Не верю, запах табака очень хорошо впитывается в одежду. Он должен почувствовать. А если он не чувствует или делает вид, что не замечает, что ты куришь, то значит ему всё равно, и он не тебя любит.
- Нет, любит, - опять насупилась она. – Я знаю, что любит…
- Откуда ты это знаешь, - я даже улыбнулся от такой уверенности.
- Он мне сказал…
- Ээээ, милая, - покачал я головой, - если б он любил тебя, он бы так тебе врезал за твоё курение, что ты бы само слово сигареты забыла навсегда. А коль он сам не курит, это говорит о том, что он бережёт своё здоровье, поняла?
- Что ты молчишь? Вот ты предложи ему закурить, что он тебе ответит на это?
На этом наш разговор на сегодня закруглился, мне надо было работать, а она сделала последнюю затяжку и ушла к себе.

- Куришь? – Через неделю наши смены совпали, и я опять задал ей тот же вопрос.
- Курю…
- Приятно? - Не унимался я.
- Не особо, - ответила она, с полуслова понимая, о чём я спрашиваю.
- А мужа спрашивала, почему он не курит?
- Спрашивала…, - с какой-то обречённостью в голосе ответила она.
- Ну, и что он тебе ответил, если не секрет?
- Он сказал, что он не дурак, что б курить…
- Вот видишь, а ты зачем тогда куришь?
- Я так отдыхаю, - уже с некоторой долей злости произнесла она.
- А ты что, разве устаёшь, - рассмеялся я, - ты охранником работаешь, весь день либо в телефоне сидишь, либо телевизор смотришь, хоть бы книгу какую, почитала для разнообразия. А то, только ходишь и куришь, куришь, куришь, где же ты устаёшь? А знаешь что, - начал я.
- Что?
- А давай я тебе крысиного яда принесу…
- Это зачем? – Не поняла она.
- Будешь себе в кофе добавлять понемногу и пить его…
- Я что дура, что ли, - она посмотрела на меня как на сумасшедшего.
- Ну, ведь ты выкуриваешь пачку в день, ты всё равно травишь себя, а так быстрее будет, - улыбнулся я ей в ответ, понимая всю абсурдность моего предложения. Глупое, надо сказать предложение, но на тот момент оно мне показалось весёлым и уместным.
- Да ну вас, - отмахнулась она от меня, затушила окурок, молча бросила его в урну и ушла к себе в каморку.

- Нет, ты не подумай, я не ханжа, я не запрещаю ни кому курить. И не скажу, что мне плевать, что кто-то курит. Но, мне кажется, что каждый человек сам выбирает свою судьбу и сам распоряжается своим здоровьем. Пусть себе курит, лишь бы другим это не мешало. Меня больше расстраивает, когда курят молодые девчонки, которым ещё детей рожать. И ладно, было бы в этом что-то приятное или вкусное, на худой конец просто полезное. Так ведь ничего такого, совсем ничего, одна гадость и противность. И поверь, я знаю, о чём говорю, я сам курил двадцать пять лет. И теперь, уже который год пытаюсь понять, зачем я это делал? Вот скажи мне, зачем? Может я что-то упустил, что-то недопонял? И скольких бы людей я не спрашивал, зачем они это делают, что приятного они в этом находят, что ощущают, ни кто мне ничего толком не объяснил...
- Одна вот, устаёт ничего не делая, и поэтому курит, другому - сигарета помогает думать. А вот интересно, о чём таком великом он думает, когда затягивается? Я наблюдал за ним, он явно мне врёт, ни о чём он не думает, он просто  смотрит в небо и прищуривается, что б дым не лез в глаза. Третья так расслабляется, хотя не думаю, что она вообще по жизни особо напрягается. Четвёртая - выкраивает минутку, выбегает на балкон, и нервно делает несколько глубоких затяжек, втягивая в себя всю сигарету, потом щелчком бросает окурок вниз, туда же смачно сплёвывает слюну, и убегает на своё рабочее место. Спрашиваю её, что приятного получила, пока тянула в себя дым, призналась честно – ничего. А зачем курила? Ответила так же прямо – а хрен его знает…
- А ведь действительно, ничего приятного в этом нет, даже вспоминать противно. Каждый день начинается с одного и того же. Выходишь на остановку, что б ехать на работу и там закуриваешь свою первую утреннюю сигаретку, и тут же начинает подташнивать. Причём тошнота подступает мгновенно, только втянул в лёгкие первую порцию дыма, и сразу же начинает мутить. Не так, что бы очень сильно, но всё равно неприятно, а ещё липкий пот выделяется, тоже ощущение я скажу тебе, ещё то. Утром принял душ, и опять потный, и испарина на лбу, даже зимой, а потом слабость накатывает, что и делать ничего не хочется. Короче, каждое утро начинается с ощущения похмелья. А потом, через несколько лет ежедневного курения, ко всему этому букету прибавляется гавкающий кашель с отплёвыванием грязной мокроты и ощущением кошачьего дерьма во рту. Но это после первой сигареты, а вот, после второй, уже становится легче, и ты начинаешь чувствовать себя относительно неплохо. Дальше больше, сигареты идут одна за одной, иной раз докуриваешься до головной боли, но не всегда. Но каждое утро, одно, и тоже - тошнота, кашель, и вонь изо рта. И всё это на протяжении двадцать пять лет моего курения…
- Ну, вот скажи, разве не дурак я был? Конечно дурак, можешь не произносить вслух, я это и так знаю. Но, то, что я тебе рассказал - это мои личные ощущения, а может у кого-то по-другому, может я что-то недопонял, недочувствовал, вот и пытаюсь иногда выяснить это у молодого поколения...
- А так-то курить мне нравилось, особенно сам ритуал – ты не спеша достаёшь сигаретку, подносишь к носу её, нюхаешь, потом разминаешь её, не сильно, совсем немного, ровно столько, что б услышать тихий хруст сухих табачинок внутри, и тут  уже по этому хрусту понимаешь, что сигарета сухая и куриться будет легко. Потом прикуриваешь, затягиваешься глубоко, а вот дальше, ни какого удовольствия, тьфу, одна противность. А зачем курил? А хрен его знает, - как сказала та, четвёртая. Это привычка…
- Хотя нет, вру. Было один раз, когда я получил удовольствие от курения. Был. Причём удовольствие это было настоящим. Вот как вкусную конфету съедаешь и хочешь ещё, вот так и тогда было, но, всё по порядку…
- Я тогда работал на железной дороге, и вот, меня с напарником, начальник отправил регулировать видимость светофора на перегоне, что б машинистам было комфортно водить поезда. Работа, надо сказать не сложная, но выезжать нужно рано утром. А сигареты у меня, как назло вечером закончились. Бывает такое в жизни, всегда что-то заканчивается, и обычно в самый неподходящий момент. И что самое противное в этой ситуации, мой напарник не курящий. А ехать надо, даже без сигарет, потому как промедление смерти подобно, и из-за такого пустяка, как сигареты, лишаться премии совсем не хотелось.
- А, ладно, - думаю я себе, когда мы загружались в вагон, чтобы ехать до нужной нам станции, - на перегоне у путейцев угощусь сигареткой, или свойским табачком, короче – не пропаду. Но, человек предполагает, а бог располагает, так кажется, гласит поговорка?
- Ну, вот, прибыли мы на место, дошли до нужного нам светофора и начали потихоньку, как говорится, распрягаться. Приготовили инструмент для регулировки, рации достали. Я попутно головой кручу, жду, когда же путейцы появятся, их теплушка в прямой видимости от нас, и они должны вот-вот выйти на работу. Время идёт, я уже нервничаю, курить-то охота, на часы поглядываю – определённо сейчас должны выйти…
- И вот, уже сейчас, уже вот-вот, я уже предвкушаю, как они меня угощают, протягивая кисет, как я распределяю табачок по газетному квадратику, скручиваю козью ножку, мусолю слюной кончик бумаги, а потом, закуриваю. А табачок, я тебе скажу, у ребят всегда отменный, они же деревенские. Они его сами сажают, сами ухаживают за ним, потом сушат, а уж режут совсем аккуратно, меленько и ровненько, а чтоб было его совсем приятно курить - смешивают с разной травкой, обычно добавляют в него цветы донника, они придают своеобразный аромат табаку. И когда кто-то из них курит, то приятный аромат чувствуется из далека. Это тебе не просто махорка какая-то, это табачок, свойский, с любовью сделанный, для себя для любимого…
- Ну, вот, а время идёт, а ребят всё нет и нет, а курить хочется. И знаешь, что я заметил? Если постоянно думать о своей проблеме, то она увеличивается в размерах, и чем больше о ней думаешь, тем больше она становится. И порой, даже совсем маленькая неприятность, если её в голове долго мурыжить, т.е. думать, она превращается в самую настоящую беду. Так и у меня произошло с сигаретами.  Путейцы не появились, а курить хочется, и, причём хочется с каждой минутой всё сильнее и сильнее. Я нервничаю, всякие мысли возникают в моей голове, типа, хоть бы найти сигаретку, хоть одну, хоть окурочек, потому как, я уже чувствую, что начинаю задыхаться без спасительного дыма, и это было реально, мне приходилось вдыхать полной грудью и всё равно не хватало воздуха. И уже для полного счастья я мечтал только об одной малюсенькой  сигаретке, ни золото, ни деньги, а всего лишь сигаретка, представляешь, или табачок, что б скрутить козью ножку и, прикурив её, затянуться полной грудью, а потом смачно сплюнуть на землю густую, и горькую от табака, слюну. Вот так-то, когда хочется курить, это тебе не просто так, это ого-го…
- А для регулировки видимости, я тебе скажу, необходимо одному человеку отойти от светофора на тысячу метров. И вот, иду я и смотрю по сторонам, может где-то лежит и ждёт меня мой окурочек, что б я его подхватил, и нежно, чтобы не сломать, закурил, ведь всего одна затяжка, и я в шоколаде. В тот момент, я ой как понимал наших солдат на войне, когда они оставались без табака, это ж с ума сойти можно.
- И вот, я отхожу от светофора всё дальше и дальше, и с каждым шагом, начинаю просто звереть:
- Да что же это такое, - рычит во мне моё нутро, - неужели на путях нету ни одного окурка, ни одной сигаретки, хоть поломанной, ну хоть что-нибудь, - нервы были натянуты как струна, честное слово, впору было богу молиться, что б он послал сигарету. И тут до меня доходит, что моя зажигалка осталась в чистых брюках…
- Блин, блин, блин, - кричал я и топал ногами, - ну, пипец, что за невезуха. Я даже камень схватил и швырнул в сидящую на дереве ворону. Потом постоял, осознал всю безысходность моего положения, вздохнул и побрёл дальше.
- И вот, бреду я себе, бреду, плечи опущены, руки болтаются, обиженный на весь белый свет и вижу в метрах двадцати от меня кучу мусора на шпалах.
- Наверно с поезда выкинули, - мелькнуло в голове, но зрение у меня обострилось на столько, что издалека среди пакетов, бутылок и другого хлама, я разглядел сигаретную пачку. И что самое интересное, я увидел, что эта пачка совсем немного раскрыта, а в ней что-то есть.
- Ты представляешь, как забилось моё сердце? Нет, ты этого не представляешь. Это как найти клад с драгоценностями, ты его искал, искал и, нашёл и, всё равно это неожиданно. Я шёл и ничего вокруг не видел, только её, только пачку, а в ней, я чувствовал, что-то есть, и это что-то, совсем не мусор, у меня даже озноб по коже пошёл, я боялся сделать лишнее движение, я боялся отвести взгляд, что б она вдруг не пропала. Я шёл и гипнотизировал её, как удав кролика…
- И вот, подхожу я к ней, и вижу - это сигареты «West», моё сердце бьётся как насос – бу-бум, бу-бум, как бы не спугнуть думаю, своё счастье. Наклоняюсь, поднимаю, как какую-то драгоценность, открываю, и…
- О-ба-на, па-ба-бам, оркестр - туш, почти полная пачка сигарет, двух не хватает, а вместо них лежит зажигалка. Вот так. Ну, и как тебе это?
- Аааааааааа, - орал от счастья я, - ааааааа –  и это было моё полноценное  счастье, на тот момент. Все мои переживания и все мои нервы лежали у меня на ладонях в этой маленькой коробочке, а я глупо улыбался….
- А сигареты, я скажу тебе, были немецкие, честное слово, на них даже цена была – три с половиной евро, на то время это было очень дорого.
- А какие они были вкусные, ты не представляешь. Именно вкусные, табак совсем не горький, а какой-то приятный, и ментол в табаке, чуть-чуть, ровно столько, чтоб сделать сигареты ещё приятнее. Я до сих пор помню этот вкус, словно жевательная резинка со вкусом приятного табака. И не только мне они понравились, уже у себя на посту, после удачной регулировки светофора, вернувшись, я угощал этими сигаретами своих коллег, и все они, в один голос утверждали, что такие сигареты можно курить, не переставая, не то, что наши…
- Зачем я тебе это рассказал? Даже и не знаю, может потому, что это был единственный раз, когда сигареты имели действительно приятный вкус…
- Курить? Нет, даже если бы давали ещё вкуснее, уже не стал бы. Почему? Наверно вырос и поумнел. Ведь каждый человек сам для себя решает, когда ему начинать курить, а когда бросать, и сколько ему не рассказывай о вреде табака, он не поверит, пока сам для себя не решит, что пора. А бросить курить, для курящего человека, это поступок, поверь. И мне кажется, что это показатель его зрелости…
- Я так думаю, а ты?


Рецензии