1986 год снова на Плутонии

Кислогубская ПЭС.

В конце лета 1986 года, после отпуска и отгула всех выходных дней я вышел на работу и встал в резерв.  В отделе связи мне сказали, что скоро приходит с рейса МБ-0440 «Плутоний», ты на нем уже ходил судно знаешь пойдешь на нем?  Конечно, согласился я.

Всегда лучше возвращаться  на знакомое судно и я стал ожидать прихода корабля, а тем временем как обычно, раз в год прошел медкомиссию и ежегодную аттестацию.  28 августа вызвали в кадры, необходим на один-два дня сходит радистом на «разгонном»  судне. Был у нас в Мурманрыбпроме старый сейнер МИ-5253 «Шип», его использовали на хозяйственных работах в Кольском заливе.   Сейчас судно получило задание отвезти небольшой груз в губу Кислая. А это выход из Кольского  залива и по правилам необходим на борту радист.  Конец лета, стоит хорошая погода, почему не сходить, я пошел искать где стоит сейнер, что бы узнать о времени отхода.  Познакомился с вахтенным капитаном, когда уходим?  Вот сейчас привезут снабжение и пойдем.  Нашел радиорубку, очень маленькое помещение, где умещается небольшой стол на котором стоит радиоприемник «Волна-К», радиопередатчик Ёрш  и стул. В радиорубке помещается только один человек.  Экипаж на сейнере сменный, работают по вахтам, в заливе радиопередатчиком не пользуются, только УКВ-связь.
По этому я включил питание и проверил работает ли аппаратура. Все  работало.  Через час  мы отошли от причала. Я прошел на ходовой мостик и стоял смотрел на берега залива. Всегда любил смотреть  на город со стороны залива.


Светит солнышко, очень голубое небо, спокойная вода, почти не колышется.  Идти нам не далеко. Вот мы прошли 35 судоремонтный завод, когда то я жил в этом районе, 92 база атомных ледоколов, крутой поворот делает залив, впереди виден Североморск, остров Торос.  Вода в заливе штиль, бежим быстро. Вот уже мы и на выходе из залива. Вышел на связь с радиоцентром УДК/UDK2, передал радиограмму:  «Вышли из Кольского, следуем в губу Кислая». Все в общем то моя работа закончилась, теперь только, когда будем заходить, дам еще одну РДО.  Немного времени прошло и мы заходим в губу Кислая.
Приливная электростанция была построена в Кольском заливе в 1968 году, и перегнана в губу, здесь она и работает. Здесь же  стоит трехэтажный домик, где живут работники  станции, и работники ПИНРО.
Мы встали к причалу, выгрузили доски, какой-то агрегат и свободны.  Могли бы сразу идти обратно, но капитан решил собрать себе ягод, черники. Вечером или утром уйдем, чего торопится.
У причала  стояло судно - катамаран, я удивился, увидев его здесь. Дело в том, что траулер-катамаран, под названием «Скат» принадлежал Мурманрыбпрому. Раньше он стоял на п/м Резец.



Как говорили,  это неудачный дипломный проект, кого-то из сыновей, то ли министра, то ли замминистра рыбного хозяйства. Судно построили, но ловить рыбу оно не смогло, его било волной. Вот очевидно сглаз долой его и спрятали в Кислой.  Я решил зайти на него посмотреть, что и как там.
Сразу нашел радиорубку, и о чудо встретил знакомого.  Радиорубка была похожа на какую-то избушку лесную, внутри все было завешано листьями ягод, брусники и черники, кругом сушились ягоды.Хотя радиоаппаратура на нём была новая-передатчик «Барк-2» и радиоприемник «Шторм-2».  Радистом на нем был знакомый акустик, когда давно мы ходили вместе на СРТР МИ-706 «Бахмач» фамилию его я уже не вспомню, то ли Шашин, то ли  Шашков. Мы поздоровались, я сразу же задал вопрос, а ты как здесь оказался?  Он поведал свою историю:  всех акустиков и навигаторов, кто знал азбуку Морзе или служил радистом, заставляли сдать экзамен на радиооператора, что бы когда нет путины на мойву, посылать их вторыми радистами в море.
А на самом деле он получил корочки радиста и его наш начальник отдела связи С.П.Нивин заслал за какую-то провинность сюда, и он уже три месяца т.е. все лето сидит на судне, замены ему нет, а отсюда никуда не выбраться, дороги по суше нет, только морем.  Может ты меня подменишь, хоть на недельку? Нет ты что, я скоро в море ухожу, ответил я. А что грибы еще здесь растут, спросил я. Да вот наш «дед» (старший механик). Ходит с коробом, километров за десять. Я был удивлен зачем, здесь и так глухие пустынные места, никаких других людей не наблюдается…
   Пока капитан собирает ягоды, я тоже решил сходить пособирать грибов. Перешел по плотине на другой берег узкого заливчика, спустился по крутому склону сопки. И пошел вдоль воды по берегу.  Грибочки росли вдоль залива у самой воды, все один к одному, маленькие красноголовики.  Их  здесь совсем никто не собирал, так, что я быстро набрал, сколько смог  унести.   
Погулял еще на берегу, посмотрел на залив,  ПЭС, здесь же стояло здание, оно уже обветшало, выглядело не очень хорошо. В заливе же я увидел круглый садок, к нему из озера были проложены стеклянные трубы диаметром сантиметров  15, по ним бежала вода из озера.  Очевидно  работники ПИНРО проводили какие то эксперименты.
Вскоре пришел и капитан, он набрал полное, большое ведро черники.  Стали собираться в обратный путь, с расчетом чтобы быть в Мурманске у причала утром часов в семь.
Утром мы зашли в Кольский залив, я дал радиограмму, и на этом моя работа закончилась. Встали мы к причалу в районе восьмой проходной. Дождались смены вахты, и с капитаном пошли к проходной, где охрана очень удивилась так как он шел с полным ведром ягод, а я грибов. 
Прогулка мне понравилась.
Виктор
(продолжение следует)


Рецензии