Рецензия на рассказ Первый поцелуй

          Ко дню РОЖДЕНИЯ любимого писателя!
          Будь счастлив!!!

          Читаем и перечитываем Александра Щербакова-Ижевского.

          Сердце гениального писателя всегда испытывает огромные перегрузки, нравственные, эмоциональные. На его плечи ложится людская печаль и светлые радостные моменты народного счастья. Часто современники не осознают, что рядом с ними живет человек, совершающий духовный подвиг. Единство родины и судьбы писателя-патриота нашло отражение в произведениях Александра Щербакова-Ижевского, где чувствуются одновременно ранимая нежная душа и энергия мужской силы человека-созидателя.
          Современная литература изобилует различными направлениями. И мир прозы Александра Щербакова-Ижевского уникален тем, что живет по своим законам. Многоплановость и широта взглядов писателя нашли отражение в его творчестве. Произведения Щербакова-Ижевского направления нон-фикшн («Христопродавец», «Забулдыге рак на горе свистнул») сменяются постмодернизмом, где наряду с соприкосновением реального и фантазийного («Первый поцелуй», «Павлик. У последней черты») мы видим парадоксальные компромиссы между жизнью и смертью («Андрейка, я соскучилась!», «Ангелочек. Драма у реки»); границы устоев и абсурда («Оленька»); памятник страданию и мужеству нашего народа в годы ВОВ («Смертельный десант», «Улыбка бога», «Дружок»).
          Сложные процессы, происходящие в мире, ставят под вопрос духовное и нравственное начало человека. И настоящая литература призвана помочь читателю найти великую историческую нравственную правду.
          Одно из последних произведений Александра Щербакова-Ижевского – «Первый поцелуй». Продолжая традиции отражения событий ВОВ, воссоздавая картины боев и быта войны, писатель затрагивает большое количество проблем, основной из которых является проблема взаимоотношений между женщиной и мужчиной в военных условиях. В диалоге героинь, медработников Ирины и Полины, видна авторская позиция: любовь на войне рассматривается сквозь призму возможной гибели предмета обожания, чего почти не бывает в мирное время. Поэтому на войне любовные отношения более страстные, яркие. И первый в жизни героев произведения поцелуй оказывается сопряжен со смертью. « И на том спасибо», - считают бойцы.
          Автор подчеркивает, что страдания героев, находящихся в нечеловечески сложных условиях, – неотъемлемая часть существования на войне: нет дегтя для керзачей, поэтому ноги у всех сырые; дорог тоже нет, а только глубокие колеи, где увязли двуколка и Т-34. Болота. Непроходимые чащи. Беллетрист показывает, что даже природа здесь не на стороне человека. Поэтому символично в произведении начало бури перед боем. Таким образом, писатель готовит нас к будущей трагедии, говорит о движении в пропасть, невозможности выжить. Используя выразительные метафоры («ангел смерти», «хрюпальник сатаны», «горячка боя»), автор красной нитью проводит мысль о безысходной трагедии через все произведение. Напоминают о мирной жизни лишь летние облака и размышления девушек о любви.
          Так уж выходит, что первого поцелуя в произведении Александра Щербакова-Ижевского удостаиваются молодые герои. Жизнь бойца Платунова заканчивается его первым поцелуем на губах. А лейтенант Екимов наблюдал свой первый, уже виртуальный, поцелуй «с небес». Тем самым автор подчеркивает трагичность любовных отношений во время войны.
          Таким образом, Александр Щербаков-Ижевский не тешит читателя картинами удачной и счастливой жизни, а, являясь совестью своего времени, заставляет задуматься над нравственным подвигом, совершенным людьми в годы ВОВ, и вскрывает беспощадные противоречия моральных и этических вопросов того времени.

          С благодарностью, руководитель Образовательной академии "Интеллектуал", преподаватель русского языка и литературы, Стригина Марина Николаевна.


          3 января 2019 года.


Рецензии