На дне жизни

Вы не поверите,но я побывала на дне жизни,увидев его обитателей,почти бомжей.Выйдя на пенсию в 50 лет,по вредным условиям труда,решила подзаработать.Я считаю,что правильно увеличивают пенсионный возраст,женщины до 60 лет полны ещё сил и энергии.Не думайте только ,что заискиваю перед правительством(они ведь такие глупости не читают),просто,правда,так считаю.

Для меня было наслаждением ,счастьем заботиться о сыне,я даже второго ребёнка не родила,чтобы дать всё моему ненаглядному,он же не виноват,что его родили,он же не просил об этом,а раз родили,будьте добры воспитать нормально,это моё мнение.Я знала все его привычки ,что любит.Когда осталась одна,я растерялась,спросив себя,а что же ты сама, голубушка, любишь?И вдруг впервые  за 20 лет вдруг поняла,что не знаю,ну чай с бутербродом из колбасы и сыра,больше ничего...

Сын уехал от меня подальше,он так и сказал,мама,надоела твоя забота,забрав внука,чтобы не избаловала,которого я обожала и,который теперь,после сына,стал смыслом всей моей жизни.Раньше думала,что больше ,чем сына никого не полюблю,я даже второго не стала рожать,чтобы всю любовь только ему...единственному....а тут...Внука я полюбила сумасшедшей любовью,ещё больше,чем сына.Может,это было чувство вины перед сыном,потому что в ушах до сих пор стоял крик сына,мама,не уходи,когда отводила его в садик.А теперь выйдя на пенсию,естественно,стала ему не нужна.Какая жестокая всё-таки жизнь,когда ты нужна ребёнку,работа отбирает у него мать,и отпускает,когда ты уже никому не нужен.Я целовала внука мягкие ладошки,становилась на колени,разговаривая с ним,чтобы он не чувствовал,что я выше его,казалось,что так я с ним на одной волне.Ему было три года,но он был такой умный,и честно в глаза говорил,что обо всех думает.Он был мой король,мой бог...

Когда его увезли,земля подо мной словно развернулась и я полетела в пропасть одиночества...Испытав в полной мере мир тоски и одиночества,когда ловишь себя на том,что разговариваешь сама с собой,когда глушишь звенящую тишину надоевшей музыкой телевизора,несмотря на то,что он,телевизор,включён с самого утра до позднего вечера,решила выбраться в мир приключений,туда,где люди,где жизнь бьёт ключом,где люди счастливы,а вдруг и мне перепадёт эта капелька ,вдруг кому-то я окажусь нужной.Через знакомых достала адрес(ни много,ни мало) московской Коркуновской фабрики конфет.На душе стало веселее,почувствовала себя сладкой женщиной,как Гундарева в фильме.Кстати,мне многие говорили,что я похожа на Гундареву и лицом,и даже всеми ужимками и разговором.Собрав чемодан с одеждой,купила билет и поехала в мир,манящий меня своей неизвестностью.

Поселили в комнате с двухярусными кроватями,где жили 20 женщин,вместе со мной.Мне казалось,что я попала в женскую тюрьму.С новенькими обращались грубо,были свои группки,постоянно слышалось,кто украл мою ложку или мою кружку,отовсюду матерились,хотя часть людей спали после ночной смены,всем на это было наплевать.
В основном ,бабы были молодые ,ну сорок лет ,максимум.Душ был на первом этаже,куда всегда были очереди.Мне ,конечно, дали место на втором ярусе,куда я ещё легко могла залезать,просто с кровати ,с нижней.Женщина,которая спала подо мной,рассказала,как она ,поставив стул,залезла на кровать,а как слезть не знала,потому что женщина снизу убрала стул и не хотела ставила его обратно,так как он ей мешал.На первом этаже было подобие красного уголка,какие раньше были в общагах,ряды столов и стульев,стол с чайником и микроволновкой,там все питались.

Наконец,выхожу в первый день на работу.Шесть часов утра,февраль месяц,ветер пронизывающий,и толпа женщин стоит у ворот здания,ёжась и дрожа от холода.Наконец через час,сделали перекличку,мою трудную фамилию даже не удосужились произнести,просто по имени отчеству назвали.Мне стало так смешно,словно они меня одну из всех здесь знали и выделили.Повели нас по фабрике,дали переодеться,даже прошли фельдшера.Короче,всё было на высшем уровне,чистота идеальная,всё обрабатывалось и дезинфицировалось.Разделили нас по цехам ,меня послали на конвейер.Надо было конфеты складывать в коробочки,летящие по ленте.Именно летящие,а не ползущие.Конфеты находились справа ,и надо было быстро-быстро брать и раскладывать по коробочкам,которые мы с вами и покупаем в магазине.Никакой учёбы,никакой подготовки,бросили нас ,как мышек в лапы к разъярённым кошкам.Естественно,у меня ничего не получалось,я до слёз старалась,а "кошки",что справа и слева от меня матюкались и орали,что всякую шваль сюда суют.Но я была готова к этому,я вообще никогда не ждала от жизни,что меня встретят с распростёртыми объятьями,скорей наоборот,привыкла быть жертвой и неудачницей.Потом наступил обед,как вкусно там кормили,конфет вкусных коркуновских,что в магазинах лишь в коробках, на столах были горы,ешь ,не хочу,только с собой не разрешалось брать.Работали до 10 часов вечера,потом менялись ночные смены приходили.Я продержалась неделю,ну,не получалось у меня на конвейере эти чёртовы конфеты укладывать,мастера подбегали,помогали,но с таким психом,кому охота не своим делом заниматься.Мне повезло,что в этот раз отпускали,даже деньги платили,что отработали,но предупредили,что раньше месяца никого не отпустят.Получила свои семь тысяч и -бежать,хоть куда,хоть на край света.

Познакомилась там с женщиной из Белоруссии,ей ещё сорока лет не было.Она уже лет семь по вахтам работала.Домой ехать не хотелось,хотя сын жил рядом в Подольске,но я ведь гордая,не хотите меня видеть,и не надо,обойдусь.Купили мы газету и стали искать работу.Наташа хорошо знала Москву,в отличие от меня,я даже в метро не знала как себя вести,ну,Фроська Бурлакова,настоящая...Приехали мы в агенство,с нас взяли полторы тысячи,ну что-то объяснили,типа, вот 30 процентов вы,остальное работодатель заплатит.Я знала,что нельзя платить деньги,но Наташа,она ведь всё знает,она ведь опытная,заплатили и пошли на вокзал,нам сказали ,что позвонят,ждите.Переночевав на вокзале,нам позвонили,дав адрес.Приехав туда,мы увидели новое агенство,ни вывесок,ни объявлений,железные двери,мрачные охранники,которые,похоже, пропускают по звонку,а в другое время никого и никогда.Там нам объяснили,что всё вы приняты,но надо заплатить ещё полторы тысячи за медсправку,у нас есть врач,который сделает вам её за час.Наташа готова была выложить эти деньги,а я вдруг поняла,что нас обманывают,не стала больше платить,а Наташа заплатила,и мы с ней поехали,но там такого адреса не было и в помине.Я не знала,что оттуда с метро Текстильщиков до Подольска шла электричка,прямая без пересадок,но я уцепилась за эту женщину,которая казалась мне моим спасением.

Шёл третий день наших скитаний,голодные по целым дням,невыспавшиеся,бродили мы в поисках работы,пока она не вспомнила о знакомом,с которым она познакомилась в какой-то секте,куда её забирали на три месяца какие-то люди,держали в рабстве,и откуда ей ,с этим самым Володей, удалось сбежать.Я обрадовалась,хоть выспаться там смогу.Нашли мы гаражи,в которых жил этот Володя.Невзрачного вида мужичок,маленького роста,с суетливо-бегающими глазками встретил нас приветливо и радушно.Если бы видели убранство внутри гаража!Посреди гаража стоял Запорожец со свалки.А по краям от пола до потолка кучи белья,оставалась небольшая тропка вокруг машины.Он выложил на капот машины торт,сало,сосиски в вакуумной упаковке.Зверски проголодавшиеся мы накинулись на еду,у него даже была плитка,где он варил еду и кипятил чай.Но даже голодная,я почувствовала запах плесени на всём,уже потом я узнала,что всё это добро,выбрасываемое магазинами на помойку.Глаза слипались,я ничего не понимала,была только одна цель выспаться,забравшись в машину,на заднее сиденье,я моментально вырубилась.Проснулась оттого,что кто-то пристраивается ко мне рядом,
увидев Володю,я заорала,ушёл отсюда!Выскочив,как ошпаренная,бросилась к двери,он мне вслед бормотал,ну,дуры ненормальные,одна сбежала,другая за ней,иди,иди,всё равно выход не найдешь отсюда.А было уже часа два ночи,темнота,ничего не видно.Позвонила Наташе,она мне сказала,сиди,сейчас приду,что она у сторожей сидит.Прождав её больше часа на улице,спрятавшись в углу между какими-то гаражами,однажды лицо осветили фары машины,с веселящимися в ней людьми.Подумали,наверно,проститутка сидит.Как же я на себя злилась,дуре 50 лет,ума нет,сидела бы дома...Мимо прошел молодой человек,преодолев страх,бросилась к нему,своим ангельским голоском попросила проводить до охранников.А Наташа там сидит,чаёк попивает,беседует со сторожем- узбеком,тоже лет сорока,наверно.Даже успела влюбить его в себя,он глядел на неё влюблёнными глазами,а на меня посмотрел ,как на выдру,которая помешала ему в их отношениях.У меня не было сил ни выговаривать,ни укорять Наташу,я просто прошла,там за диваном была скамейка,я моментально повалилась на неё.Представляю,что бы я делала на месте сторожа,неизвестная баба врывается в его каморку,ложится в 2 часа ночи!Ладно бы молодая,а то пятидесятилетняя!Он выгоняет нас обеих на улицу,мы сидим на остановке,ветер задувает во все щели моей лёгкой ,хоть и зимней,курточки.

Но Наташа ,видимо,всё знает,потому что через некоторое время сторож звонит и зовёт нас.Пришли,смотрим стоит ещё один узбек,кажется,зовут его Валерой.Короче, нас распределили так:меня отправили к Валере,а с Наташей уходит сторож,где-то у него есть ,видимо,тоже гараж.Я пожаловалась Валере,что вот какой плохой Володя,приставал ко мне.Приходим к Валере,и что вы думаете,опять одна кровать,или даже диван.Я ему говорю,Валер,а как спать?Он говорит,да не бойся ,не трону,если не хочешь.Легли валетом,между нами выложила одеяло,почти всю ночь с ним проболтала,он о себе,но заснуть не смогла,то ли от его храпа,то ли от того,что никогда не спала рядом с чужим мужиком.Утром тихонько встала,смотрю возле моей курточки лежит пятьсот рублей,видимо,он пожалел меня так.Но я деньги брать не стала и вышла на улицу,смотрю Наташа идёт со сторожем,весёлая,выспавшаяся,поддатая,а я отказалась пить с Валерой.Пошли снова к Володе,он как ни в чём не бывало,открыл бутылку вина и с утра мы выпили.Я вообще-то ненавижу пьяниц,сама пью по праздником,ну максимум две рюмочки.А тут,думаю,да гори оно всё синим пламенем.Выпили,и Наташа позвала меня на Фонтанку,да-да ,мне кажется ,что это и есть то место из песни,помните:
              Чижик-пыжик,где ты был,
              На Фонтанке водку пил.
Там Наташа попросила у меня денег,обещая,что сын её Алёша сразу ей вышлет,как она попросит,рядом был банкомат,я сняла свои пенсионные ,купили мы водки,и она начала угощать совсем незнакомых ,грязно-одетых,спившихся на лицо людей.Притом общалась с ними,как с давними знакомыми.Я тоже разговорилась с полным пареньком,на вид серьёзным и даже приятным.Он сказал,что живет с сестрой в квартире,нигде не работает,а питается тем,что есть рядом магазин,куда в старый холодильник каждое утро выбрасывают просроченные продукты,даже согласился пойти вместе с ним посмотреть.Мы набрали полную сумку сосисок,йогурты,сметаны,колбасы,  всё в вакуумной упаковке,запечатанное.Наташа вовсю общалась,там уже собралась толпа из 20 человек ,наверно.Появилась женщина,тоже снимающая квартиру у москвича и живущая с ним.Наташа быстро уговорила её ,что надо помыться в ванной,забрала ,что я набрала еды в сумку,умилостивить как бы хозяина,и сказав мне,чтобы я ждала её,никуда не уходила,как собачке,убежала с ней.

А я осталась одна,в этом страшной и холодной Москве.Обратиться к парню,чтоб переночевать у него,у меня не хватило совести,и я поплелась к Володе.Эту ночь я ,наконец-то выспалась,слабо отбиваясь от его противных объятий ,но мне уже было всё равно,как девочке,которая нянчила ребёнка и очень хотела спать.Утром пришла Наташа,как ни в чём не бывало,объяснила,что они вымылась,её разморило,поэтому за мной было лень идти.Я всё поняла,попросила отдать долг,но она мне сказала,а откуда я возьму,что сын не сможет выслать,откуда он знает адрес и т.д.

Обозвав себя лохушкой,чертыхаясь,я выскочила и пошла ,куда глаза глядят.Проходя мимо дома,увидела старушку на скамейке,подошла к ней,достала схему метро и попросила её помочь,как доехать до Подольска.Она мне объяснила,что есть электричка,и через полчаса ты будешь там,на месте.И не надо никакого метро.Позвонив сыну,выходя из станции,я увидела сноху,ждущую меня.Бросилась ей в объятья,как к самому дорогому на свете человечку.Мне не верилось,что кончились мои испытания.Поев дома,вымывшись в ароматно пахнущей пене,я провалилась в сладкий сон,и спала целые сутки.Зато теперь мне жизнь моя кажется сладкой и беззаботной.Живу,словно в раю.Не зря ведь говорят,всё познаётся в сравнении,ведь люди живут без квартир,без зарплаты и не унывают.Это было ещё одно испытание судьбы,которая ,по моему желанию ,бросила меня на дно жизни.

январь 2019


Рецензии