19-й век. Малый театр в Москве

Продолжим рассказ о пяти императорских театрах в России, в том состоянии, в котором они были на 1895. 

Расскажем о том, что же представляли из себя эти театры, но не со стороны артистов или драматургов, а со стороны зрителей.


Я кратко рассказал в предыдущих статьях о Мариинском и Михайловском театрах в Петербурге, о Большом театре в Москве – на очереди Малый театр в Москве.

Итак.

Документированные сведения о начале Малого театра в Москве скудны – известно, что здание театра, которое принадлежало Варгину, арендовалось дирекцией Императорских театров, а затем было выкуплено. Считается, что строил здание Малого театра архитектор Тон, но подлинный первоначальный вид театра неизвестен – здание и его внутренний зрительный зал многократно реконструировались и перестраивались. Реконструкцию театра перед открытием выполнял архитектор Бове.

Открылся Малый театр 14 октября 1824 – давали балеты «Лилия Нарбонская и Обет рыцаря» и «Зефир».

В 1855 была произведена очередная перепланировка театра.  Других строительных работ в театре с 1855 по 1894 не проводилось, не считая замены в 1893 газового освещения на электрическое.

В 1894 Малый театр вмещал 1000 человек зрителей, размещаемых на 4-х ярусах.

Категорий зрительских мест было три – 5-8-местные ложи (в ложи пускали соответственно 6-9 человек), кресла, простые места на балконе (купоне) и галерее.

В первом ярусе было 9 лож и 181 кресло в 9 рядов, 119 мест в амфитеатре.
В бельэтаже – 22 ложи.
Во втором ярусе – 26 лож.
В третьем ярусе – 14 лож, 120 мест на балконе (купоне), 130 мест на галерее.

На иллюстрации мной сведены вместе две фотографии внутреннего убранства Малого театра в 1894 – вид со стороны сцены.

Отдельно остановлюсь о нумерации мест, которая была общепринята в 1895 в Императорских театрах – она существенно отличалась от сегодняшней нумерации.

Во-первых, не употреблялся термин «партер» - места назывались креслами первого яруса.

Во-вторых, в Малом театре не было центрального прохода в этих «креслах», и отсутствовала нумерация рядов. В Большом театре центральный проход в креслах первого яруса был – и ряды были пронумерованы с 1-го (у оркестра) по 18-й (под императорской ложей).

В-третьих, во всех театрах, в том числе  в Малом театре, была применена СКВОЗНАЯ нумерация кресел. 1-е место в Малом театре располагалось в 1-м от оркестра ряду  кресел на правой стороне, нумерация шла справа - налево и ряд кончался 14-м местом, а 15-е место по положению  было на левой стороне во 2-м ряду от оркестра сразу за 14-м (реально 15-го места в Малом вообще не было – оно обозначалось литерой G). Далее нумерация кресел  шла слева направо и 2-й ряд (2-й по конструкции, но не по номеру) кончался номером кресла 51, затем шло кресло К, а за ним было кресло 52. Кончались номера кресел в Малом театре 181-м креслом. Соответственно, в Большом театре в Москве номера кресел 1-го яруса заканчивались номером 500.

Приведенное мной краткое описание нумерации кресел свидетельствует о том, что современный зритель реально мог запутаться в старой традиционной нумерации. На сегодняшней Основной сцене Малого театра добавлен 10-й ряд, но число кресел в передних 4-х рядах уменьшено до 18-ти. То есть число зрителей в «партере» 2019-го и на «креслах» в 1894-м фактически одинаково 193 и 192 места. Ряды в партере обозначены с 1-го по 10-й, места с 1-го по 18-й в 1-м ряду и с 1-го по 22-е место в 10-м ряду.

И, разумеется, современный зритель в Малом театре в Москве расположившийся в 6-м ряду партера на 11-м месте и не подозревает, что он сидит на старом  месте с номером 100. Более чем уверен, что большинство читателей также не знали о такой особенности нумерации театральных мест в России в 19-м веке.

И главное для зрителя – цены билетов в 1894 в Малом театре в Москве на русские драматические спектакли.

В ложи цена билета зависела от положения и яруса: 1-й ярус – 16 руб 70 коп, 3-й ярус – 4 руб 75 коп.

Цена билета в креслах зависела от ряда от оркестра: 1-й ряд – 5 руб 30 коп – 3 руб 80, 2-й ряд - 4 руб 30 коп – 2 руб 80 коп, и т.д. 8-9 ряды - 2 руб 30 коп – 1 руб 80 коп.

Амфитеатр - 3 руб 80 коп – 2 руб 30 коп.

Балкон, он назывался в Малом театре «купон» – от 1 руб 90 коп – 1 руб 20 коп.

Галерея – 37 коп.

Как мы видим, в 1894 можно было посетить спектакль в Малом театре за 37 копеек, т.е. ровно за столько же, за сколько можно было посетить спектакль в Большом театре в Москве с местами на балконе 5-го яруса.

Что сегодня?

Зайдем на сайт https://www.maly.ru/checkout  и обнаружим, что на драму Лермонтова  «Маскарад», которую дают сегодня 3 января 2019, вечером,  цена билета – 100 - 4500 руб. Это ниже чем в Михайловском театре в Петербурге, не удивительно, что билетов нет.

С Новым годом, друзья!


Рецензии