мир глазами Таис
Царица Мемфиса, а ранее афинская гетера — это и есть Таис....Не буду в тысяча первый раз повторять, какими они были, гетеры... Просто, прикинула , каково сегодняшней девушке: быть такой...
Что для этого нужно ?
Универ, философский факультет — это базис, иняз как второе образование тоже не помешает, одновременно с этим музыкальная школа, хороший учитель пения, секция спортивной гимнастики (уровень Алины Кабаевой в молодости), плавания, конный спорт. Без этого никак... Ну и конечно, красота, вкус, то обаяние, что даётся от рождения... По силам ли это все среднестатистической девочке из даже не пригорода, а из столицы ? Скажете, царицами среднестатистические не становятся... Верно... У них только потенциал. А возводят их на престол мужчины. Вот и еще один порог - встретить того самого мужчину...
Ну а сама Таис, из времени - 300 лет до рождества Христова? Вся книга , по сути — это ее мир, ее встречи, оценка ею людей и событий, явленная нам, читателям через видение автора, писателя Ивана Ефремова.
Помнится, тогда меня оглушило столько новых слов, понятий... орфики, тантра, древнее знание Кибелы о влиянии Луны на человека, Вавилон, Изида, Кали....И пусть я в этом ничего не понимала, но слова осели в памяти и взошли...
Конечно, Ефремов как писатель того времени энциклопедичен, он плавает в океане эллинского мира как в собственном бассейне... В его романе даже календарь - годы, месяцы - все то ещё, эллинское.
Конечно, эллинская культура как базис всего цивилизованно мира, не во времена И Ефремова была открыта. Но уровень не академический, литературно-художественный.... На этом уровне роман «Таис Афинская» служил и эллинизму, и культуре в целом.
У писателя соединилось в романе всё … кони, люди. Оно и понятно. Таис путешествует вместе с войском Александра Македонского до края Ойкумены, и в романе - война, храмы, религии, ритуалы и праздники...Да, ритуалы, религиозные культы... И все это сквозь призму эроса, любви стало быть...
Вот один из них, из храма Кибелы. Он о жрицах любви, красной и черной, то есть, дневной и ночной... Ритуал определяет силу женской сексуальной власти, которая требует такой же силы мужской. Это - закон выживания в те времена - быть сильным, дать сильное потомство — значит жить. Если гость захотел красную жрицу дня, она крикнет, и неудачника схватят, оскопят на жертвеннике и превратят в храмового раба, если останется жив.
Черная жрица никого не зовет. Крепко обняв незадачливого мужа, она дает ему поцелуй Кибелы, вонзая нож вот здесь. (Жрица положила пальцы на ямку за левой ключицей.) Какой смысл вложен Великой Матерью в подобную жестокость?
Только очень сильные, красивые, уверенные в себе герои приходят, чтобы стать возлюбленными Дня и Ночи. Рождаются дети. С веками слабеет порода людей, и страстное безумие уже не захватывает их, как в прежние времена. Богам угоден пламень чувственной ярости...
Мужи находят себя и делают то, для чего предназначены. Если же они оказываются непригодными, Великая Мать призывает их обратно к себе, чтобы возродить к жизни лучшими. И мужи идут к ней, не познав горечи старения, в пламенной юности.
Скажем так, у эллинов того времени писатель находит идеи, которые звучат и современно, и злободневно в наше время, сегодня, сейчас.
Самоубийство, допустим)). Если кто помнит роман: очень успешный, только что изваявший две свои лучшие скульптуры, (моделью для которых стали Таис и ее подруга Эрис), скульптор Клеофрад, дожив до 60 летнего возраста, собирает друзей на свой последний вечер-праздник. Получив в этот вечер самую большую любовь и признательность друзей, он выпивает яд.
Зачем...?
Достойно жить, достойно умереть - вот его личный мотив.
Такого уровня понимание цели и итогов человеческого существования (достойно умереть!) бурно обсуждается во всем мире сегодня на всех уровнях — научном, медицинском, моральном.. А достигли только некоторые страны цивилизованного мира и только в третьем тысячелетии .
Ефремов говорит в романе о двух путях к достижению совершенства. Первый путь, - уничтожение физических желаний, даже желания продолжать жизнь. Но у темнокожих древних обитателей Индии другой путь: умение повелевать силами человеческого тела тантра. Суть ее в том, что человек должен испытать все желания жизни с высочайшим напряжением, чтобы в короткий срок изжить их и освободиться.
Эта мысль в те то годы...Это была действительно революция в сознании.
А как вам неуловимая притягательность древнего даже для Индии тантрического ритуала «Поцелуй священного змея Нага» ?…
Основная линия романа — поход Алексндра Македонского, в котором участвует и Таис... И вот здесь моё преклонение пред автором буксует... Что Таис была в войске А. М., возражений не взывает. Что восприятие Таис тотально соответствует позиции автора, и Таис — его рупор в романе, это заметно.
Как не согласиться, главная профессия мужчин того времени — быть воином, желательно победителем. А где победители, там лучшие женщины эпохи. Это приблизительно как быть банкиром или играть на бирже сегодня.
И гетеры были в войске — само собой... Но как умная гетера (считайте, - сам писатель) смотрела на войны македонского царя? По принципу победителей не судят? Отнюдь.. У писателя ( и у Таис , естественно) постоянно будируется мысль, что Александр типа романтик... Он захотел посмотреть мир, - объясняет себе Таис, - дойти до конца Ойкумены.... Сильный как ей кажется мотив этой войны и отомстить за греков, пострадавших во время персидского нашествия....
Нет, иллюзий иметь не надо. Во первых еще Филипп, отец А.М., и воевал с греками, и предавал союз балканских государств, а в Персии видел только самое богатое государство того времени. Никто ведь и не скрывал, что военная добыча была основным источником существования людей власти (царей, сатрапов, вождей) тогда. К тому же, сегодняшние исследователи подчеркивают, что две трети армии Дария (персов) состояла из греков-наёмников... Так что , греки воевали с греками...
Что поход А. М . был не познавательным демаршем , не реализацией мечты мальчика из провинциальной Македонии... Это это был чудовищный по жестокости поход, где жертвы были не только на поле боя... Города горели. Как могла умная женщина Таис (и писатель И. Ефремов) не видеть этого? Как можно , простите, втирать очки самим читателям?
И потом, кто б не понял правды о личности Александра? Воспитан философами — да! Вырос на эллинской культуре — тысячу раз да! Но он — сын своего времени, когда если не убьёшь ты, то убьют или сделают рабом тебя … То - время, когда государства создавались и защищались огнём, мечом и гибелью слабых... И не судить Александра стал бы читатель, а реально видеть события: то время, те судьбы. Кстати, очень востребованным для времени стал и воинский, до одержимости мощный, темперамент Александра... Я подумала, наверно и сейчас рождаются такие, но где его проявишь ? Разве только в Nintendo играх, нажимая на клавиши консоли?))),
Писатель пытается возбудить наше сочувствие, когда Таис и Алексадр закончили пир во дворце Коринфа тем, что подожгли дворец. ...Жрецы (устами опять же автора) оправдывают Таис: это была месть за разоренные персами Афины...
Философы, историки не сегодняшнего,именно того времени - Плутарх, Диодор Сицилийский, Квинт Курций Руф другого мнения. Они сообщают , что Таис и Александр сожгли дворец и сам город Персеполис «будучи во хмелю».
В Сузах А. М. в епархии древних Археменидов к его ногам были сложены все сокровища казны Дария. Этого Александру было мало. Всю ту ночь на площади горели костры. На них сожгли двенадцать тысяч выделанных воловьих шкур, на которых были написаны древнейшие сочинения мудрецов и ученых. Здесь погибли труды Заратуштры и священные книги Авесты...Это есть в истории, и это прошло мимо внимания писателя.
Идеализация А. М . писателем, а значит и Таис, заметна. Вроде бы, положительной героине нужен такой же противовес — положительный герой... И в эту положительность как то не вписывается нетрадиционная сексуальная ориентация царя и полководца...
То есть,в романе этого как бы и нет. Но здесь, скорее можно упрекать время,а не писателя.
Античный историк Плутарх в фолианте «Александр и Цезарь» указывает на интимные отношения Александра с другом Гефестионом. Отправляясь в поход, Александр посетил Трою и возложил венки на могилу Ахилла, а Гефестион, говорят, возложил венки на могилу Патрокла. Клавдий Элиан в «Пёстрых рассказах» (III век) поясняет:
" Когда Александр украсил венком могилу Ахилла, Гефестион также украсил Патроклову могилу, желая дать понять, что любим Александром, подобно тому, как Патрокл был любим Ахиллом."
Достоверно известно, что Александр, не имевший законных наследников , принял меры, чтобы в случае его гибели империю унаследовал Гефестион. Сначала он изобрел специально для любовника должность хилиарха, или Великого визиря, который должен был быть фактически заместителем царя.
Скорбь Александра после гибели Гефестиона ужасает. На три дня он закрылся в комнате с мертвым, не принимая пищи, без сна. Когда пришлось вынести тело, которое начало разлагаться, вопли царя были так ужасны, как будто он лишился рассудка.
Он запретил всякую музыку в городе, приказал снести зубцы стен, погасить огни в храмах, как это делают, когда скончается царь, и приговорил врача Главка к распятию.
Через восемь месяцев Александр умер тоже и не в бою, а от болезни.
И хоть сам роман И Ефремова постоянно возвращает нас к мысли об эротичности всего в этом мире, хоть сама Таис в романе эталон и символ эротики....Тем не менее, физическая близость меж Александром и Таис, о которой пишет автор, — вопрос более фантазийный, чем исторический))).
И все таки, историческая Таис жила в прекраснейшее время — в эпоху эллинизма, начавшуюся с воцарения Александра Македонского. Среди великих произведений искусства Ника Самофракийская - это память о ней..
Она стояла на высокой отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Мастер виртуозно передал стремительный шаг богини, крылья за спиной, готовые к взлету. По мысли автора, моделью для нее служила Таис, что делает героиню романа особенно значимой.
Но недостоверность в деталях, натяжки, сделанные в угоду господствующей в эпоху написания романа морали, а еще я добавила бы академичность текста...снижает читабельность что ли... Местами текст откровенно скучен, разговоры об эросе порой похожи на обсуждения в партийной ячейке, может, на передовую газеты «Правда» того времени. И вроде все правильно, а читать невозможно. Сама Таис со своей абсолютной правотой в любом споре, в беседах с рабынями-подругами порой смахивает на партийного функционера.
Но помня о главной книге своего детства, я все таки высоко оцениваю роман. Он действительно насыщен историческим материалом — а это большая работа. Роман не поверхностен. И для того , кто увлечен историей, он будет интересен. Трудно мне писать все это и больно, как больно сегодня читать сам роман.
Свидетельство о публикации №219010300059