И боролся Некто с ним до появления зари

 Экзегетический анализ текста борьбы Иакова с Незнакомцем (Быт.32,24-32).

И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;
и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.
И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.
И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там.
И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.
И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое.
Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова.
(Быт.32)

Для толкования данного текста, для понимания, о чем Господь говорит нам этим повествованием, важно рассудительно понять, с кем боролся Иаков, почему боролся, и какую победу одержал, а так же, что дала эта «победа» самому Иакову, народу израильскому и всему роду человеческому.
Есть несколько предположений в экзегетическом анализе данного текста, кто есть «человек»(в церковнославянском переводе) или «Некто»( LXX):
"Дорогие о Господе друзья мои, я прошу вас во имя Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Бог даровал вам дух рассуждения и вы бы поняли, что любовь моя к вам не плотская, а духовная. Что же касается ваших земных имен (плотских), то нет и надобности писать, что они преходящие. Но если человек познал свое истинное имя, то он познал тогда саму истину (ее имя). Так, пока Иаков всю ночь боролся с ангелом, его имя было Иаков, но когда пришло утро, он был назван Израилем, что означает "Ум узревший Бога" (Быт. 32,24-30)».
(Преп. Антоний Великий письмо 3-е)
"Открывался Бог и как Промыслитель, Избавитель, Спаситель и многое иное, но все в умах людей оставалось покрыто вуалью. Иаков в трагический момент своей жизни, возвращаясь от Лавана в родные места, где еще жил брат его Исав, встречи с которым он боялся, ночью, оставшись один вдали от общего стана, боролся с Богом: нелегко прошли годы в дому Лавана; страшна встреча с Исавом. Искал он благословения и защиты, но в напряженной борьбе: состязаясь с Ним, обвиняя Его (Быт. 32, 24)". (Раздел "Православная библиотека", архимандрит Софроний (Сахаров), "О молитве Иисусовой»http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/)
 Итак, Иаков боролся, предположительно с Ангелом, который мог быть, и бывал, Явлением Самого Бога в лице его, и который  говорил от Бога,  каким Явился миру Спаситель Мессия Иисус Христос.
(«Ангел Великого Совета… послан нам…»  Пророк Исаия гл.98; … «…Воскресе Великого Совета Ангел…», (Октоих. Т. 2. С. 331)
Боролся Иаков с Ангелом за свое благословение, но не силой плоти, а силой непрестанной, горькой, покаянной молитвы:
«Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана.» ( Быт. 32;10)
Боролся милостыней и примирением:
«И взял из того, что у него было, в подарок Исаву, брату своему: двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов,тридцать верблюдиц дойных с жеребятами их, сорок коров, десять волов, двадцать ослиц, десять ослов.» (Бытие 32.14:15)
Далее нам написано:
«… и боролся с ним до появления зари…» (Быт.32;24)
И ангел сказал ему:
«Отпусти меня, ибо взошла заря» (32:26)
Здесь из повествования явствует, что изначально было определено время борьбы, потому как это не просто повторение определенной приметы времени, отпущенного Иакову «Некто», но явное уточнение. Отсюда следует, что Ангел отпустил определенное время для Иакова, и тот не оставил напора своего за все это данное ему время. ("...и увидев, что не одолевает его…")
И как Ангел медлил с благословением Иакова, тот не переставал удерживать Его, возможно за одежду, возможно только горьким плачем и непрестанной молитвой покаянной (Ос.12:4).
Но так как « взошла заря» (Быт.32:26), то Ангел намеревался, как бы, удалится, на что Иаков ответил:
«Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт.32:26)
Из чего следует, что Благословение есть мотив борения Иакова, и что оно было обещано, но при каких -то условиях, не описанных нам. 
Однако можно проследить, что это было, вероятно,  раскаяние сына Исаака во всем содеянном им грехе за предшествующий период жизни.
И как бы не каялся отчаянно и слезно Иаков, Ангел намеревался удалиться без благословения.
Почему так? Одна из причин, возможно, это то, что раскаяние Иакова было все-таки спровоцировано  сильным страхом перед местью брата, граничащим с отчаянием. (Быт.32; 7-9)
Грехи Иакова были тяжкими, не смотря на то, что Господь продолжал быть с ним во всякое время(Быт.31:13;32:1;32:9)
И  Ангел не принимал его раскаяния, не уступал в сем, борясь с ним, противясь требуемому благословению, и коснулся бедра Иакова, то есть того места, где иудеями носился пояс славы, то место, которое символизирует правду, силу, умножение рода. Но в то же время, удар по бедром символизировал сожаление, унижение, раскаяние:
«Как пояс плотно прилегает к бёдрам, так и я приблизил к себе весь дом Израиля и весь дом Иуды— говорит Господь,— чтобы они стали для меня народом, славой, хвалой и украшением, но они не слушались»(Иер 13:11). 
«…Он будет праведно судить бедных и справедливо обличать на благо кротких земли. Он будет бить землю розгой своих уст и убьёт нечестивого духом своих губ. Он будет опоясан праведностью, и верность будет поясом на его бёдрах»
(Иса 11:1, 5)
«Я слышал, как Ефре;м оплакивает себя: „Ты исправлял меня, как необученного телёнка, чтобы я исправился. Обрати меня, и я сразу обращусь, потому что ты Господь, мой Бог, я почувствовал сожаление и, после того как я был вразумлён, ударил себя по бедру. Я устыдился и почувствовал себя униженным, потому что понёс позор своей юности“.(Иеремия 18:19)
Потому до сегодняшнего времени израильтяне не едят жил от бедра, потому как Бог коснулся их, Благословляя Иакова, и с момента сего дал имя им - "Израиля".
Иаков силой веры и духа своего, в памяти обещанного ему Богом(Быт.31:3), не отпускал Ангела. Конечно «Некто» мог уйти, (то одним прикосновением показал Он противоборствующему), но не для этого, видимо, Ангел Божий явился.  (Быт.32:24)
И наблюдал, как Иаков, раненый, уязвленный, не внемля страху, продолжал взывать и удерживать того, Кто мог дать ему Благословение Истинное,  не краденное, какое довлело над ним, (не смотря на то, что отец его Исаак повторил для него благословение и предрек семени его умножение).
И видя то, Ангел снизошел от безымянной схватки с Отчаявшимся, до обращения по личному имени к борящему Его, теперь уже Имени Божьему, как к богоизбранному человеку, как к давшему обет служения Высшему.(Быт.19:24 Исх.3:2; Чис.12:8)
Спрашивая: «Как имя твое?» , Посланник Божий не пребывал в неведении о том, с кем имеет дело, но тем обозначил Волю Божью о новом имени Иакова.
И дает Ангел - Бог новое имя Иакову - Израиль.
С этой минуты "Последовавший", "Держащийся за пяту" становится как:
 "Боровшийся с Богом", "Облеченный доверием Божьим", "Ум, видящий Бога".
И было предсказано ему, что будет он побеждать человека тем же оружием, каким боролся с Ангелом Божьим.
Это оружие-смирение.
«Существуют варианты толкования  имени Израиль: «Эль борется» или «Эль сражается».[5] По другой версии имя Израиль происходит от глагола ;arar (управлять, быть сильным, быть облеченным доверием) и означает «Бог правит» или «Бог судит».[6] В «Библии короля Якова» приводится толкование: Израиль — «Принц Божий». В христианской традиции существует толкование имени Израиль как «ум видящий Бога» (Антоний Великий, третье послание).»
(Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Израиль)
Уязвленный в бедро, какое есть-символ достоинство и праведности, Иаков- Израиль, представитель всего будущего народа Израильского, становится прообразом будущего еврейского рода, говорящего и видящего Бога своими пророками, но в то же время, народа - богоборца, народа неверного, и кающегося и нарушающего Завет Божий.
Ангел же на вопрос  Иакова о имени Его, ответил, как и Моисею:  «На что ты спрашиваешь о имени моем?» (Исх. 3:14;15)
По сравнению с мазоретским текстом, у LXX, в славянском и русском есть  (ст. 29) прибавка к еврейскому тексту: «оно чудно», — сходная с Ответом Ангела Маною: «Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно.»(Суд.13:18), подтверждающая, что боролся он с Ангелом Божиим, и видимо имевшая место в оригинальном списке.
Такой ответ  Ангела говорит нам, что хоть и Господь по неизреченной Милости Своей нисходит до наших немощей, это не значит, что ОН позволяет быть с Ним "на равных". Имя свое и Слово Свое Он дает Сам, по Воле Своей, но не по воле или желанию человеческому.
Ангел не сказал имени Своего, но по упорству и глубокой вере Иакова, благословил его, и весь народ Израилев в его лице.
Понес Иаков Благословение Божье уже при Восходящем Солнце, которое есть прообраз Восхождения Мессии, понес путем, ведущим ко Спасителю мира. (Быт.32:31). Этим Благословением Божьим явил себя перед Лицом Бога, назвав место противостояния Вышнему "Пенуэл"- " Лицо Бога". И с этого момента Иаков уже не был "оставлен один"(Быт.32:24), но пребывала с ним Благодать Духа Святого до скончания века...
Но понес "Узревший Бога" благословение будучи уязвленный пророческой хромотой, которой страдал в последствии народ Израилев, «народ мятежный».(Исайя, 30:9 30:15),«…род лукавый и прелюбодейный…» (Мф.16:4)
Эта  борьба между плотью и духом человеческим, волею мiрской и Волей Божьей, не прекратилась, и символическое ее значение огромно.
Она учит нас о единственно возможной победе, победе как спасении - Спасении смирением.
Воздвигнутый Благословением от Духа Святого Иаков и собственным духом понес через столетия пророческую печать на «теле» своего народа,:
“Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов” (Бытие 49:10).
Господь благословил человека в лице Иакова, дал ему надежду восстановления в прежнее положение через покаяния, упорство в праведности, веру во Единого Бога, Примирителя, Иисуса Христа. 
Спустя века Великий Потомок Иакова Иисус Христос явился как высший Образец смирения и как единственно возможное Спасение человека.
Блажен, кому Помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность,творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим, … Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуйя» (Пс.145:1-10)


Ilena Мильори


Рецензии