Наказание Каина

Наказание Каина
Ашем объявил Каину, что тот больше никогда не получит удовлетворение от работы на земле: «Даже если ты станешь пахать и сеять, земля уже не будет такой плодородной, как раньше».

Кроме того, Ашем наказал Каина за его честолюбивое стремление стать единственным владельцем мира. Мида-кенегед-мида, мера за меру: все вышло наоборот — отныне Каин будет скитальцем на земле. Ашем сказал ему: «Как только ты остановишься, все погонятся за тобой и станут тебя избивать. Поэтому ты будешь вынужден постоянно спасаться бегством, и всякий раз, когда ты захочешь остановить свой бег, чтобы обосноваться на земле, земля разверзнется под тобой. И наконец, ты умрешь, в бесчестии и никогда не будешь погребен как должно!»

Каин и Эвель символизируют два разных типа людей. Эвель представляет собой человека, жизнь которого направлена к приобретению олам аба, будущего мира. Такой человек не стремится к накоплению имущества и отдает Ашему лучшее из того, чем владеет. В свою очередь, Каин — это прототип человека, привязанного к материальному миру и тратящего большую часть своего времени и талантов на то, чтобы превратить свою жизнь в сплошное материальное процветание. Успехов он, как правило, не достигает. Наоборот, его действия губительны для него самого. В конце концов он становится не знающим отдыха скитальцем, который ни в чем не находит удовлетворения, ибо «Тот, кто любит деньги, не насытится ими» (Коэлет 5:9).

Каин внял ужасному проклятию, которым был проклят, и признал, что поступил плохо. «Мой грех больше, нежели можно снести, — признался он Ашему в раскаянии. — Я осознаю, что он настолько тяжел, что ему нет искупления».

Впрочем, Талмуд истолковывает каиновы слова не как покаяние, а как упрек Ашему: «Разве мой грех тяжелее прегрешения шестисот тысяч людей (поклонение Золотому тельцу), которые, тем не менее, получат прощение?».

— Я признаю Твою волю, обрекающую меня стать скитальцем, но боюсь, что меня сразу же убьют. Все живое знает, что я заслуживаю смертной кары. Теперь, когда Твоя Шехина меня покинула, дикие звери перестанут меня бояться.

Ашем ответил: «Обещаю, что тебя не убьют сразу. Семь поколений Я буду ждать с местью за смерть Эвеля».

И Ашем дал Каину особый знак, чтобы никто его не убил.

Что это был за знак? Наши мудрецы высказывают на эту тему несколько мнений:

1. Он стал прокаженным. (Это не даст людям поднять на него руку: либо потому, что они будут бояться болезни, либо потому, что это будет означать, что он уже получил свое наказание от руки Ашема и приравнен к мертвецу.)

2. Ашем дал Каину сторожевого пса (который предупредит его о любой надвигающейся опасности).

3. На лбу у Каина вырос рог (чтобы помочь сражаться с теми, кто, возможно, нападет на него).

4. Чтобы защитить Каина, Ашем вытатуировал у него на лбу одну из букв своего Б-жественного Имени.

Хотя словами «Мой грех больше, нежели можно снести», Каин и выразил свое раскаяния, оно было неполным. Тем не менее Ашем учел даже такое подобие раскаяние и снял с Каина половину наказания. Земля попрежнему должна была разверзаться под ним, но он был избавлен от вечной доли скитальца. Более того, было решено, что со временем ему будет позволено выбрать для себя какое-либо одно место.

Как только Каин услышал, что наказание наполовину смягчено, он возликовал. Он ушел от Ашема в легкомыслии, не собираясь завершать исправление.

А что Адам и Хава? Обнаружив Эвеля мертвым, они погрузились в скорбь.

Тело Эвеля было нетронутым. Его сторожевой пес стоял рядом и защищал труп от хищных птиц и полевых зверей. Адам и Хава были в замешательстве, не зная, что делать с мертвым телом. Никогда еще они не видели, как кого-либо хоронили.

Тогда Ашем послал в поле двух воронов и умертвил одного из них. Оставшийся в живых сказал: «Я покажу Адаму, что делать дальше». Он выкопал в земле яму и схоронил в ней своего мертвого товарища. В виде награды за этот поступок Ашем не дал умереть с голоду птенцам погибшего ворона, ибо сказано (Теплим 147:9): «Он дает пищу зверям и воронятам, громко жалующимся». Несмотря на то, что вороны, как правило, черного цвета, иногда у них рождаются белые птенцы. Взрослые птицы не признают их за своих детей, бросая на произвол судьбы. Но Ашем обеспечивает воронят едой и всем необходимым.

После того, как Каин был проклят, Адам встретил его и спросил: «Какой приговор произнесли над тобой?»

— Я совершил тешуву, самоисправление, и поэтому правосудие обрушило на меня свой гнев не в полную силу, так что мое наказание было смягчено, — ответил Каин.

— Неужели сила самоисправления так велика! — воскликнул Адам. — Неужели оно бесследно стирает прошлые злодеяния человека, и Ашем считает их как бы не совершавшимися?

После этого Адам сам раскаялся в своем прегрешении:130 лет он постился и воздерживался от близости с женой.

Свое обещание отомстить за убийство Эвеля Ашем выполнил ровно через семь поколений.

Лемех, потомок Каина (к тому времени Лемех уже вырастил детей, которые были седьмым поколением после Каина), обычно ходил на охоту со своим сыном Тувал Каином. Так как Лемех был слеп, его вел сын. Однажды Тувал Каин закричал своему отцу: «Я вижу зверя!» Лемех натянул тетиву и выстрелил. Но то было не животное. Я ошибся! — воскликнул Тувал Каин. — Ты подстрелил человека с рогом!

— Горе мне, — завопил Лемех. — Это наш прадед Каин.

В отчаянии Лемех взмахнул руками и случайно убил своего сына.

Вечером две жены Лемеха пошли искать мужа. Они нашли его сидящим рядом с трупами Каина и Тувал Каина. Возмущенные, они отказались жить с Лемехом.

— Зачем нам вынашивать новых детей, если их постигнет та же кара Ашема? — вопрошали они.

— Вы ошибаетесь, если полагаете, что Ашем сразу же истребит весь наш род, — возразил Лемех. — Разве умышленно убил я Каина и Тувал Каина? Мы знаем, что Ашем на семь поколений отложил наказание Каина за намеренное убийство. Не логично ли, что наказание за мои действия, которые были случайными, следует отложить на еще более долгий срок?

Однако его жены не вняли ему и предложили: «Давай решим дело перед судьей.»

Они все вместе пришли к Адаму и рассказали ему свое дело. Лемеховы жены доказывали: «Господин! Наш муж убил прадеда Каина и своего сына Тувал Каина. Почему должны мы вынашивать новых детей, обреченных на истребление?»

Лемех сказал: «Господин! Все произошло случайно, я не действовал умышленно».

Выслушав обе стороны, Адам решил: «Ада и Цила, послушайтесь своего мужа! Мир был создан для того, чтобы рождались дети!»

— Врач, вылечи сперва свою собственную болезнь, — усмехнулись лемеховы жены. — Ты сам уже сто тридцать лет живешь раздельно с Хавой!

Их слова дошли до сердца Адама, и он вернулся к Хаве. Вскоре у них родился сын, который по внешнему виду был точной копией Адама. Так же, как и Адам, он родился обрезанным. Хава назвала его Шетом, пояснив (4:25): «Ибо Б-г положил мне другое семя вместо Эвеля, которого убил Каин». Имя Шет означает также «основатель мира», ибо Шет стал преемником Адама. Адам передал ему законы, открытые ему Ашемом, и вручил Небесные Одеяния, которые сделал Ашем Адаму.


Рецензии