Как и чему нас учили

  Часто сейчас читаю и слышу стенания о том, как хорошо учили в советской школе, в отличие от современной. Вспоминаю свои годы учёбы, своих одноклассников, гляжу на нынешних учеников (до сих пор немного работаю в школе, да и старший внук недавно школу закончил, а старшая внучка – второклассница) и понимаю – по большому счёту ничего не изменилось. Кто хотел учиться и у него были способности или хотя бы прилежание, тот нормально учился. Кто не хотел или просто по умственному развитию не тянул школьную программу – с трудом переходил из класса в класс, всеми силами его дотягивали до выпуска из восьмого класса и с облегчением выпихивали из школы в ПТУ.
  Да, у нас были хорошие учителя (хотя и средние тоже были), но они есть и сейчас.  У наших учителей на уроках из всех инструментов были доска, мел, тряпка да какие-то плакаты иногда приносимые из лаборантской. Кто-то и в этих условиях умел делать уроки интересными, заставлял думать, искать правильные решения. А кто-то просто пересказывал параграфы из учебника и нас заставлял делать то же самое…
  Да, с отстающими занимались в школе и сами учителя, и ребята-отличники (это часто было пионерским и комсомольским поручением), но одно дело что-то объяснить отставшему по болезни, и другое – заставить хоть что-то выучить двоечника, давно махнувшего рукой на свою учёбу. А сколько это отнимало сил и времени у учителей и абсолютно не оплачивалось!
  Да, мы были самостоятельнее. Родители, замученные тяжёлой работой и трудным бытом, не особо вникали в наши школьные проблемы и ограничивались росписью в дневниках. Хотя, конечно, за плохую оценку можно было схлопотать выговор и даже лишиться какого-либо обещанного удовольствия, денег на кино, например. И поэтому мы то подтирали оценки, то расписывались за родителей сами. Главное было не зарываться и вовремя исправлять «двойки» хорошими ответами.  Сейчас родители, как правило, регулярно следят за успеваемостью детей, помогают им делать уроки, для дополнительных занятий или ликвидации пробелов в знаниях чуть ли не с первого класса отправляют к репетиторам. Хорошо это ли не очень? Однозначного ответа у меня нет. Хорошо, что родители больше интересуются жизнью и учёбой своих детей, но плохо, что дети растут менее самостоятельными и часто не умеют сами организовывать свои занятия.
 Да, мы больше читали, но кто-то и не читал совсем. Конечно мы тоже готовили какие-то сообщения и писали в старших классах доклады, но за информацией надо было идти в библиотеку (в то доинтернетовское время больше брать было и неоткуда).
  Учиться и тогда было нелегко и далеко не всегда интересно. Нам нравились лабораторные работы по физике и химии, когда что-то можно было делать самим. Мы любили, когда на уроках литературы проходили споры о «маленьком человеке» или нравится ли нам взрослая Наташа Ростова… И с отвращением вызубривали основные тезисы постановления последнего съезда КПСС (такой вопрос был в билете по обществоведению).
  Помню как в нашем расписании появились уроки труда у мальчиков и домоводства у девочек. Этот предмет тогда только вводился в советских школах. Мальчикам спешно оборудовали мастерскую в подвале (подвалы в нашем дореволюционном здании были просторными). У девочек специального кабинета со швейными машинками и плитами не было. Классных комнат вообще не хватало, и мы занимались домоводством в маленькой клетушке, куда входило десяток парт (здесь же проходили и уроки английского языка, на которых нас делили на две группы). На уроках домоводства мы записывали какие-то сведения в тетрадки, потом обмеривали друг друга, вычерчивали выкройки, покупали ткань, раскраивали, смётывали, а прошить всё надо было уже дома. У меня с этим последним процессом были проблемы: швейной машинки у нас дома не было, бабушка до своего старого «Зингера» не допускала (да я и не доставала до педали, машинка-то было ножная). Приходилось ходить к подружкам, просить… Позже мне купили машинку «Подольск», но она попалась не очень удачная, нитки часто рвались и запутывались, а я плохо умела всё это регулировать и помочь было некому, да и головой я всегда лучше работала, чем руками…  В общем шитьё мне особого удовольствия не доставляло. Но помню, всё-таки сшила на уроках домоводства фартук с косынкой, трусы из светлого ситца, ситцевый же летний сарафан и (венец моего мастерства!) фланелевую кофту с длинными рукавами на манжетах и пуговицами спереди. (Петли для пуговиц учительница заставляла меня перемётывать дважды). С моими не очень умелыми ручками и не особой старательностью кофта, на мой взгляд, вышла довольно непрезентабельной и не помню, чтобы я её потом носила. А по разделу «кулинария» мы в школе только записывали рецепты и составляли меню, готовить всё это предлагалось дома. Мальчики в своей мастерской что-то пилили и колотили, но ни одного их готового изделия я не видела. Когда учились мои дочери, у них уже были оборудованные кабинеты домоводства со швейными машинками и электрическими плитами, но я пишу о своём школьном детстве, которое пришлось на 60-е годы.
  Уроки, домашние задания, заполнение дневника, дежурства по классу, классные часы…
  Первые влюблённости, записочки, первые трагедии, коллективные походы в кино…
  Сейчас забылись многие неудачи и огорчения, в памяти остались, в основном, светлые моменты и кажется, что тогда всё было лучше.
  После восьмого класса надо было сдать четыре экзамена: математика письменно и устно, русский язык устно, сочинение. Потом выдавался аттестат о неполном (основном) среднем образовании. В девятый класс шла примерно половина учащихся, остальные уходили в техникумы и ПТУ. После десятого (выпускного) класса надо было сдавать уже девять (!) предметов: математика письменно, математика устно, сочинение, литература устно, физика, химия, иностранный язык, история, обществоведение (история с обществоведением объединялась в один экзамен, но вопросы в билете были по обоим предметам и оценки ставились разные).
  Школьные выпускные экзамены шли весь июнь, а в августе (в столичные ВУЗы в июле) начиналась пора вступительных экзаменов в институтах. При поступлении в институт обычно сдавали четыре экзамена – три профильных и обязательное сочинение. (В творческие ВУЗы были ещё дополнительные экзамены по профилю). Выпускнику, измученному месяцем школьных выпускных экзаменов, предстояли новые волнения экзаменов вступительных! При том, что большинство из нас и не думали о каких-либо дополнительных занятиях с репетитором. В лучшем случае посещали платные подготовительные курсы. Они были годовыми при институтах – 3-4 профильных занятия раз в неделю по выходным, были месячными июльскими, на которых занятия проводили каждый день. Группы набирались большие, занятия проводили институтские преподаватели, стоило это сравнительно недорого (в отличие от индивидуального репетиторства) и поэтому были такие курсы достаточно востребованы. Но всё равно поступали далеко не все желающие.
  Специально посмотрела статистику – в 70-е годы ВУЗы заканчивали чуть больше 20% молодёжи. Ещё примерно столько же получали среднее специальное образование в техникумах. Остальные после 8-го класса шли в ПТУ или сразу на работу (обязательное среднее образование только начали внедрять). Сейчас на получение высшего образования нацелено почти 100% выпускников школ (в первую очередь их родителей). И хотя бесплатных бюджетных мест в ВУЗах сейчас даже больше (по отношению к числу выпускников) – около 30%, и вступительные экзамены сдавать не надо, и можно в несколько ВУЗов послать копию своего сертификата по ЕГЭ и смотреть, куда хватает баллов, постоянно слышу жалобы родителей о трудности поступления в ВУЗы (как будто им самим было легче!). Если ребёнок не прошёл «на бюджет», родители (часто залезая в долги) отправляют детей учиться платно. И растут ряды невостребованных юристов, дизайнеров, экономистов… И молодой человек с дипломом о высшем образовании идёт работать менеджером, продавцом-консультантом, кассиром, а то и строительным или ремонтным рабочим (если руки из нужного места растут), поскольку хороший рабочий-специалист может получать значительно больше клерка с высшим образованием. Видно всё-таки правильно делало наше советское государство жёстко планируя количество мест в ВУЗах и готовя специалистов только по нужным государству специальностям.


Рецензии