Бесподобный Триер

Последний шедевр Ларса фон Триера – «Дом, который построил Джек» - самый неожиданный, так как в нем сознательно и целенаправленно нарушены все каноны «Догмы» - триеровского манифеста кинематографии: по использованным в нем приемам это явно не «авторский», а «зрительский» фильм; в нем слились все популярные жанры: триллер, детектив, ужастик, нуар и фэнтези, и, тем не менее, все это вместе – развернутая притча – произведение о Художнике, а конкретно, - о себе.
Большой любитель эпатажа, в этот раз Триер превзошел сам себя, утверждая: каждый художник – преступник. В качестве примера он приводит себя; всякий раз, испытывая потребность совершить убийство, он снимал художественный фильм. Опираясь на свою фильмографию, Триер доказывает, что он – серийный убийца, который неподсуден суду мирскому, но только Божьему Суду.
Но это еще не самое смелое утверждение режиссера, ибо он идет дальше, заявляя, что самыми выдающимися художниками были преступники – мегаломаны – Муссолини, Сталин и Гитлер. Герой был бы не прочь освоить технологии массовых убийств, но его во время остановил его тайный наставник по имени Вердж, который оказался Вергилием, а сам герой – Данте, и они спустились в Ад, где alter ego режиссера и остался гореть в Геенне Огненной. А коли так, то зря он отказался от убийства дюжины мужчин единственною пулей (женщин он мочил поодиночке). Нарушения логики сюжета, накапливающиеся к концу фильма, свидетельствуют, что Ларс фон Триер еще не исчерпал свои мировоззренческие и творческие проблемы, и за этим фильмом последуют другие, может быть, еще более захватывающие, хотя куда дальше! В «Доме, который построил Джек» присутствует такой саспенс, что ваш покорный слуга кратковременной отлучке из зрительного зала предпочел описаться (не по причине страха, а из-за того, что сеанс длится два с половиной часа). Это – не единственная сильная реакция, которую я наблюдал во время сеанса; во время кровопролитных сцен одна из зрительниц тоненьким голосом хохотала, но это не был нервный смех психологической защиты от ужаса, - я в этом разбираюсь, - но одобрительный смешок ценительницы черного юмора.
Итак, гениальный провокатор – Ларс фон Триер –  сказал новое слово в кинематографе: он создал крутой артхаусный фильм с использованием средств, которые характерны для блокбастеров, доведя их эстетику до высшего совершенства.
                Декабрь 2018 г.


Рецензии