Начало рейса Баренцево море. 1986г
Вторым радистом пришел Олег Коппалин, а радионавигатором Слава Батищев, недавние выпускники, нашей мурманской мореходки, они тоже проходили практику у меня.
Я в отделе связи узнал, что спирт положенный для радиоаппаратуры на этот год еще не выбран, и пошел в отдел снабжения оформлять накладную. Есть возможность пополнить запас спиртным за счет этой накладной, подумал я. Ведь Новый год нам придется встречать в море.
Раньше я делал так, получал спирт, по накладной проносил его в порт на судно. Выходил через другую проходную, покупал в магазине (ближайший «Три ступеньки») водку и переливал ее в банку. С банкой спокойно проходил в порт, показывая накладную, как будто в банке был спирт. Такую операцию можно было проводить несколько раз.
В этот же раз на проходной я показал милиционеру накладную, а он взял ее и поставил на ней штамп о проносе спирта. Больше я этой накладной не мог воспользоваться.
Стали более строгие правила с алкоголем, после указа М.Горбачева в 1985г. Когда началась очередная компания борьбы с народным напитком. Водку стало купить труднее, она продавалась с 14 до 19 часов. А в курортных городах ее вообще было невозможно купить. Я как раз в отпуске был в Евпатории, так мы с другом радистом ездили из Евпатории в Симферополь, в фирменный магазин, что бы купить коньяка. Ну это так отступление, от этого я не страдал, так как употреблял это зелье редко и по праздникам.
Все уже знали, что Новый год нам придется встречать в море, по рейсовому заданию наш приход запланирован в январе, поэтому каждый стремился взять с собой хотя бы бутылочку шампанского. Но проносить в рыбный порт спиртное ни под каким видом было нельзя, хорошо если его просто забирали, а то и сообщали в контору, тогда можно было и не попасть в рейс.
Кто-то проносил в своих вещах или одежде, кто-то перебрасывал через забор. Была еще надежда, что перед отходом судно поставят на нашу базу п/м Резец, на западном берегу залива. Но там тоже была проходная, с милиционером на проходной можно было договориться. В общем в те годы это была большая проблема. Я вспоминаю об этом не потому, что в море процветало пьянство, нет наоборот за выпивку в море можно было и сильно погореть. На моей памяти моряков даже с моря списывали с судна в порт. Если человек не знает меры, и выпивает, тогда когда надо работать на вахте, никто этого терпеть не будет. Таких людей отстраняли от работы и отправляли в порт, на попутных судах.
Тем временем было все готово к отходу в рейс, снабжение получено, прокручиваю всю технику, еще впереди одно испытание – портовая комиссия. Судно встало на рейд Кольского залива , весь экипаж на борту, приезжает портовая комиссия – она проверяет готовность судна и экипажа к выходу в море. Отыгрывают основные судовые тревоги, проверяют знание и действия моряков при пожаре, пробоине, оставлению судна. У меня на мостике работу навигационной аппаратуры, гирокомпаса, радиолокаторов. Все в порядке. Теперь ждем таможенников и пограничников. Хоть судно и идет в Баренцево море и заход никуда не планируется, все равно таможня проверяет судно, пограничники проверяют документы всех членов экипажа.
Наконец мы запускаем главный двигатель и идем на выход из Кольского залива на промысел донных пород рыб – трески и пикши. Середина сентября, погода стоит еще хорошая, осенне-зимний период начнется с середины октября, а там ветер и шторма.
Палубные матросы во главе со старшим мастером лова (майором) на палубе уже раскладывают и вооружают трал. На мостике капитан и штурман достают промысловые планшеты, смотрят где ведут промысел суда, прокладывают курс на промысел. Я тут же на мостике, проверяю как работают локаторы, эхолот. Смотрю на берег, пока мы не делаем резкий поворот и из вида скрывается Мурманск и наш знаменитый памятник – Алёша.
Теперь до выхода в море осталось совсем немного. Мне с навигатором еще надо опустить трубку лага, как выйдем из залива и отойдем пару миль от берега. Лаг замеряет и показывает скорость судна. Нам необходимо спустится в шахту лага - это на самом днище судна, вставить трубку лага, открыть клинкет и выдвинуть трубку на метр из днища судна.
Капитаном судна в рейс у нас пошел еще молодой, но удачливый капитан Ефимович Анатолий Захарович. Выпускник Херсонской мореходки 1974г. Он уже шел в этой должности не первый рейс и успел себя зарекомендовать неплохим рыбаком. Будем надеяться что и этот рейс у нас будет успешным.
С самого начала работы мне хватало, вышли в открытое море, начало немного качать. Необходимо выйти на связь с судами на промысле, узнать точнее квадраты где ведут промысел суда, какие у кого уловы, куда лучше сразу идти. Узнал расписание внутри промысла, когда идут сводки, промысловые советы. Забрать с радиоцентра радиограммы, последние ПРИПы. ПРИП – это предупреждения мореплавателям, где сообщается все закрытые районы плавания. Куда не имеют права заходит суда. Районы закрывают обычно военные если проводят какие-либо учения, или научные исследования, и другие навигационные опасности.
Мы бежим на промысел , все заняты своими производственными делами, свободные от вахт отдыхают, кто-то разбирает книги из библиотеки, устанавливают киноустановки, выбирают фильмы. Началась другая жизнь, другой ритм, не такой как на берегу. Береговые проблемы остались у всех там, на берегу. Надо настраиваться на работу в море. Мы все надеемся на хороший рейс, удачную рыбалку и хороший заработок.
Пока бежим на промысел немного расскажу, что у нас находится на мостике. Во первых в рулевой рубке- на мостике, находится и штурманская, имеющая большой штурманский стол, в широких ящиках которого хранятся все карты, нужные нам в рейсе. Здесь же обычно над столом, расположен радиопеленгатор, его штурмана используют для определения места судна, пеленгуя радио маяки. Хочу напомнить, что в то время ни спутниковой связи, ни GPS- навигаторов еще не было. И вахтенному штурману на промысле приходилось кроме рыбалки заниматься еще и своей непосредственной обязанностью , определением места нахождения судна. Как раз в этом и помогал пеленгатор.
На мостике в центре стоял авторулевой, рулевка .т.е. штурвала как на старинных парусных судах у нас уже не было. На переходах иногда и во время траления на руле стоял матрос-рулевой, обычно их было два. Здесь же немного левее от рулевки, стоял гирокомпас «Амур», это основной прибор который показывает курс судна, а также передает значение курса судна на все остальные прибору и репитеры. Курс судна передается на радиопеленгатор, радиолокаторы и репитеры, которые стоят по краям мостика, в каюте капитана, в машинном отделении, и в аварийном помещении управления рулем. Везде, где необходимо знать каким курсом следует судно. На судах польской постройки B-26 гирокомпасы были установлены на мостике, хотя на многих судах гирокомпасы устанавливались как можно ближе к центральной линии судна и у самого днища судна, в отдельном помещении.
Для связи с другими судами у нас на мостике было две УКВ-радиостанции, одна старая «Корабль-3» - это еще ламповая станция, и одна уже вновь установленная УКВ «Рейд-1», которая имела гораздо больше каналов связи. Также на правой стороне в уголке стояла ПВ-радиостанция с фиксированными частотами – связь эта была нужна для связи с удаленными на большее расстояние судами, непосредственно вахтенному штурману. Для контроля за глубиной стоял навигационный эхолот «НЭЛ-5р»- его использовали редко, в основном в Кольском заливе, при сдаче Регистру и портовой отходной комиссии. Для поиска же рыбы на мостике были установлены рыбопоисковый эхолот, «Омуль» и гидроаккустическая станция «Палтус-М» . Все записи этих приборов велись на специальную, электротермическую бумагу.
Для контроля за окружающей обстановкой на мостике были установлены два радиолокатора «Дон». И наконец для громкой связи была установка, вернее выносной главный пост «КВУ Березка» (КВУ- командно-вещательная установка), Динамики КВУ находились во всех помещениях судна, во всех каютах. Выносные же посты были в самых важных местах, с которыми была необходима связь вахтенному штурману. Это – машинное отделение, рефрижераторное отделение, каюта капитана, кормовой мостик, рыбофабрика, помещение аварийным управлением руля, на промысловой палубе у лебедки, и на промысловой палубе у слипа.
РЛС и КВУ – это военные разработки, часто в фильмах можно увидеть на военных кораблях эти РЛС, а посты КВУ часто показывают, когда командир отдает команды по микрофону.
Нам же головную боль постоянно приносил выносной пост у слипа, он хоть и брызгозащищенный, но часто волна заходящая по слипу, во время шторма, заливала этот пост. То залитый микрофон приходилось менять, то сам блок заливало.
И вместимость, и осадка, устойчивость к качке у судна была отличная, но вот главное неудобство было в том, что при постановке или выборке трала, штурману необходимо было из основной рубки, переходить в кормовую. Во время зимы, шторма это было совсем неудобно.
Радиорубка – это мое основное рабочее место, там я провожу больше всего своего времени.
Радио аппаратура в радиорубке тоже в основном вся отечественная, за исключением одного радиоприемника, EKD-316, отличный всеволновый приемник, он выпускался в ГДР. Радиопередатчики стояли уже однополосные, на полупроводниках, это Барк-2, и «Корвет».
Один из приемников всегда настроен на частоту 500 кгц. Это частота вызова и бедствия. На этой частоте можно вызвать любое судно района, на этой же частоте подают сигнал бедствия SOS.
На судах типа БМРТ вахта на 500 кгц, ведется в течение 16 часов в сутки. В оставшееся 8 часов, вахту несет автоматический приемник сигналов тревоги. Вот к стати из чего состоит сигнал бедствия? Сначала сигнала идут 8-10 длинных тире по 4 секунды, потом SOS три раза, потом координаты и краткое сообщение. Первые сигналы тире по 4 сек. и запускают автоматический приемник, который поднимает тревогу звонком громкого боя в каюте начальника радиостанции и радиорубке.
После ремонта в ПНР, радиорубка была расширена, и в ней было аппаратная, выгородка для передатчика, и основное помещение. Радиорубка знаковое место на судне. Здесь в течение рейса наверное бывают все моряки. Телеграммы, переговоры с берегом , все отсюда. Вход посторонним в радиорубку запрещен, но у нас было так, придет моряк с телеграммой или за телеграммой, может и присесть поговорить, спросить про новости, радисты конечно не болтуны, знают, что можно говорить, а что нет. Частенько тут капитаны проводят и короткие производственные совещания, прочитав промысловую сводку, вызовет технолога или рыбмастера. Тут же бывает и старший механик. Хоть у радистов весь день и расписан по срокам-связи, но в промежутках между ними время есть. Левый борт весь мой, после переделки, здесь только каюта начальника радиостанции и радиорубка. Когда я не сплю, то в основном все контролирую, мне из каюты все слышно, что делается в радиорубке. Олег, радист еще молодой, так что пока в начале рейса, все сводки и радиограммы я передаю сам.
Тем временем, пока мы на переходе, прошло общесудовое собрание, экипаж ознакомили с рейсовым заданием, разбили на вахты. Более опытные моряки, кто ходил уже в море определены в палубные матросы – здесь работа тяжелая и опасная, остальные на рыбфабрику, там немного по легче. Ребята все молодые, здоровые . Недаром в те годы большинство экипажей были «Комсомольско-молодежные», средний возраст моряков был 20-24 года.
Чуть постарше были морские специалисты, командиры производства. Экипажи были полные, сокращения еще не начались. На фабрике например был механик-наладчик, который следил за всеми механизмами, в машинном отделении-слесарь, токарь, сварщик.
На камбузе был шеф-повар, второй повар, пекарь, официантка, буфетчица, и юноша.
Постельное белье на всю команду стирала – машинист по стирке белья( прачка).
Был и судовой врач, еще и учителя вечерней-заочной школы ходили в море. Многие должности занимали женщины – в то время их ходило достаточно много. Например весь камбузный состав мог состоять из женщин, врач – тоже могла быть женщина, официантка, прачка, буфетчица.
Экипаж БМРТ на треске был более 100 человек. Конечно все выходили в море, чтобы заработать, многие молодые моряки еще не имели загран-визы, и шли в Баренцево море, работа в зимний период была тяжелая из-за очень частых штормов. Но это все впереди, сейчас сентябрь и стоит отличная погода, мы бежим к группе судов и включаемся в общую работу. Первый трал, все волнуются, что, как? Будет ли улов сразу или придется настраивать трал. Поэтому когда трал подняли на палубу, все свободные от работ и вахт, да и они тоже вышли на открытые палубы, посмотреть улов. Рыба есть, уже хорошо, значит будем ловить. Рейс начался.
Свидетельство о публикации №219010401382
Сергей Рыбкин - ,, - 1989 года, судовод.
Орлов Евгений Александрович 23.12.2022 11:48 Заявить о нарушении