Миф

Миф – кусок «реальности».

Размах обновления мира делает его в наших глазах ирреальным. Поэтому вся так называемая «реальность» целиком состоит из мифов. А «познание» реальности – просто мифотворчество.

Простодушное первобытное мифотворчество во времена оны разделилось на искусство, религию и науку. Но при этом они, естественно, не перестали быть мифотворчеством. Да и границы между ними, как и любые границы, – чистая условность.

Миф имеет важную особенность. Он, с одной стороны, конструирует «внешний» для нас мир, а с другой, является частью нашего сознания. Благодаря мифу упраздняется стена между «внутри» и «вне» человека, мироздание и человек образуют систему. И, что очень досадно, миф не поддается логическому анализу. «Миф есть чудо», – признавал философ А. Лосев. В мифы просто верят. Или нет.

Миф – могучая организующая сила, параметр порядка человеческого общества (откуда, конечно, следует, что любой «порядок» тоже миф)). Самый большой коллектив, где все лично знают друг друга, 150 человек. Откуда же взялись города, царства, империи? Огромные массы людей могут успешно сотрудничать, только если их сплачивает миф. Например, миф иудаизма. Или расистский миф превосходства одной расы над всеми другими. Или миф демократии, маскирующий ассортимент диктатур.

Миф обращен не в прошлое, как часто думают, а в будущее. Миф учит человека: при таких-то обстоятельствах рази дракона копиём, а при таких – сматывай удочки. Миф, по сути, программа, которая иногда совпадает с генетической, а иногда ей противоречит. Так, «героические» мифы прославляют гибель за «родину» и «народ», что не может быть предписано герою цепочкой его ДНК. Миф стоит в первую очередь на охране популяции (этноса) и в последнюю – отдельного сапиенса.

В былые времена мифы жили примерно столько же, сколько родственные им этносы. Поэтому больше было мифов «крови и почвы», державности, нации и т.п. На наших глазах в глобальном медиа-пространстве нарождается межэтническое мифотворчество. Оно вроде бы должно работать на выживание всего вида гомо сапиенс. Но державно-нацистского бреда по-прежнему больше.

Столкновение мифов, подобно термоядерной реакции, высвобождает огромную энергию. Вспыхивают малые и большие войны, в которых гибнут тысячи и миллионы людей. Но и без мифов нельзя. Не будь мифов, не было бы «реальности». А значит, не было бы и человека.

Продолжение следует…


Рецензии