Анатолий Лямин. Гений управляемого хаоса. Роман

     Любезные читатели, к вам мое слово.
     По выходе моего скромного труда он был довольно высоко оценен профессиональным критиком профессором Николаем Владимировым, поэтессой Светланой Минеевой (см. на сайте). А вот один из авторов Проза.ру  Иван Яцук разнес его в пыль. Я ответил. Завязалась полемика чем дальше, тем круче. Думается, вы с интересом ознакомитесь с ней. Но, главное, решите: кто прав – он или я?

     Яцук И.
     Герой вашего романа для постижения истины… в больших количествах употребляет водку плохого качества и наблюдает за жизнью членистоногих.
      Советую …пристегнуть к своему тексту Ницше с сентенциями в духе "Так говорил Заратустра" и вдвоем стать пациентами дома, окрашенного в желтый цвет.
     Лямин А.
     Герой романа пьет и наблюдает войну пауков т.к. доведен до отчаяния. Есть люди, которые не испытывали этого состояния. Герой романа давно доведен до него, и потому ищет забвения в рюмке.
     Яцук И.
     Не всякий алкоголик имеет право на освещение соей жизни. Я пониманию: ассоциативное сравнение, развернутая метафора, параллельный мир, нечто вроде Кафки, но где цель всего этого? Ради чего вы написали этот роман?
     Писателя общество содержит для того, чтобы тот… показывал  ему путь, а иначе, зачем этому обществу лишний рот? Подобные писатели должны вымирать, как мамонты, что они и делают, благодаря таким вот романам.
     Лямин  А.
    Похоже, дальше первых страниц вы роман не читали…Там же ясно сказано:
герой не стал алкоголиком. В этом суть и цель романа: усилием воли можно преодолеть наскоки судьбы и не спиться. …Первая часть называется: «Тоска по адюльтеру», к чему тоже стремился герой, то есть, к разврату – очень популярная тоска в те времена.
     Насчет денег. Государство на меня как на автора не потратило ни копейки. Я издаю на собственные деньги.
     Яцук И.
     Природа-матушка не для того лелеяла свое детище миллионы лет, чтоб оно в конечном итоге искало выход в пьянстве. Вот Рахметов – другое дело.
     Лямин А.
     Рахметов — мечта юности 50-х годов прошлого века. Все ринулись в спорт. Принялись искать там спасение души. Исказили древний лозунг: «здоровый дух в здоровом теле» на «в здоровом теле здоровый дух»...Ныне никто не может понять: кем был Чернышевский, вели-ким и ехидным юмористом или большим примитивистом. 
     Яцук И.
     Я никогда не восхищался Рахметовым… считаю все эти нравственные и физические пере-гибы абсолютно ненужными.
     Европа идет медленными эволюционными шажками, но идет в одном направлении – впе-ред. И как видим, многого добилась. То же самое Америка, Китай. Мы же постоянно пытаемся выдумать то скатерть-самобранку, то ковер-самолет, то печку, которая позволяет ничего не делать. Сидим десятилетиями на печи, аки Илья-Муромец, а потом ищем меч-кладинец, лихорадочно схватываемся и несемся, охваченные очередной идеей, принимаемой нами за панацею. Ничего не получается.
      Лямин А.
     Да тогда просто больше нечем было заняться. Ныне погоня за длинным рублем важнее погони за женщинами. Но подобная страсть слишком уж примитивна. Тогда были хоть крохи романтики. Поэтому мир идет к расколу - на гениев и идиотов.
     Яцук И.
     Надо работать, тяжело, упорно работать, быть трудниками, как Микула Селянинович. Никаких Рахметовых, никаких йогов, только черный труд. Это избавляет и от нравственных ущербных исканий. Они должны быть, но они должны навеваться требованиями опять же работы. Это трудно, скучно, но это единственный путь к прогрессу и усталости от жизни.
     Лямин А.
     Работать? А как быть с проблемой роботов, которые превосходят человека во всем. Превратиться в них? У человека есть одна отдушина, через которую он может ускользнуть от власти роботов – парадоксальность мышления.
Александр Сергеевич еще 200лет назад сказал: «и гений парадокса друг!»; так что, если хочешь уйти от подчинения работам, становись гением. Возвести такой лозунг, поднимется визг истерический: «это же от рождения дается!»
     Гением можно стать! Но для этого надо проделать гигантскую внутреннюю работу. Об этом и роман «Гений управляемого хаоса». Удалось ли достичь хоть малой части, поставленной цели, судить читателю.
     Для достижения цели подобного уровня, нужно умение входить в восторженное состояние, т. е. Научиться управлять вдохновением. И через него получать озарение. Получивший  озарение имеет связь с Богами. Это и называется совестью.
     Ныне модой становится асексуальность. Ни жить половой жизнью не только с женой, но и с любовницей.  Это куда отнести? В смысле «работы»?
     Яцук И.
     Да никуда. Как и разделение на: гениев и не гениев. Оно было всегда. Но на: гениев и идиотов – никогда. 8 миллиардов не разделишь в такой пропорции. На одного гения приходится 100-200 миллионов человек. Вместе они и двигают прогресс вперед.
     Лямин А.
     Движется ли мир вперед или назад, никто не знает. Вы говорите, Европа идет в одном направлении. Вот она и пришла, и становиться черным континентом, где африканцев будет скоро больше чем белых, и начнут белые работать «тяжело и упорно. Избавятся они тогда от нравственных и ущербных исканий». Жить станет «трудно и скучно», но обретут они единственный путь к прогрессу, избавятся от «усталости жизни». Все время отдадут делу а потехе и часа не оставят. Сбудется мечта идиота. Станет он счастлив. И произойдет то, о чем я и говорил: «мир расколется на гениев и идиотов».
     Чем больше мир движется вперед, тем дальше он уходит от истины, которая лежит в далекой древности (Александр Дугин «Пути Абсолюта»).
     Яцук И.
     Вопросы мира, прогресса, поиска истины являются глубочайшими проблемами философии, которые не нам решать. Одни философы считают мир трансцендентным, не познаваемым в принципе, иррациональным. Другие считают мир познаваемым на том этапе, на котором находится нынешнее человечество. Считать, что истина лежит в далекой древности – это равносильно утверждению, что питекантроп умнее нынешнего гомо сапиенса. Истина – это мираж в пустыне, некая виртуальная мысленная фигура, не поддающаяся четкой формулировке. У каждого индивидуума своя, правда, своя истина. Интегрированная сумма этих истин – и есть истина для всех, единичный вектор; истина, которую мы принимаем, как рабочую гипотезу. У пещерного человека была одна истина, а у нас другая, и пусть Дугин не пудрит нам мозги своим кругом Абсолюта.
     Лямин А.
     Учителей нет, но Космос есть!
     Придется пройти через боль ошибок, приносящих зачастую большие мучения. То, что и произошло с Ван Гогом, может не миновать и вас. Но здесь уж на войне как на войне. Взял связку гранат и под танк! Но русским ли бояться подобной участи? Сумели же мы мобилизовать себя в 41-ом. Неужели мы хуже своих отцов? Может быть, поэтому именно в России появилось Учение «третий луч», где говориться о временах прихода новых идей, отличающихся от древних догматов и партийных ценностей современных идеологов.
     Настало время принять новую Парадигму. «Новая идея несет в себе возможность овладения бесконечным потоком вне временных знаний, овладение которыми даст человеку понимание своего места на земле» (Елена Анупова. «Третий луч — путь к новой эре»). Хотите вы братья, товарищи, господа этого или нет, но заняться собой вам придется. При том «на полном серьезе». Неужели вам охота стать рабами машин и автоматов?"
     Яцук И.
     Анатолий, вам не достает системности в изучении жизни. Лично мое философское кредо таково: мир материалистичен от корки и до корки и управляется строгими логическими законами. Никаких богов: ни, античных ни современных; земную цивилизацию, скорее всего, создала космическая сверх цивилизация, развившаяся раньше нашей.
     Лямин А.
     Суть в том, что надо разгадать, распознать методы и приемы, с помощью которых этот мир был создан. Но как бы он ни был создан, надо понять направление эволюции человека.   
     Яцук И.
     С точки зрения технической, человек – сложнейшая конструкция, но не безупречная, возможности человека весьма ограничены. Это с каждым десятилетием становится все более понятным. Лет этак через триста человек превзойдет самого себя, возникнет техногенная форма существования жизни, появятся киборги; человека хомо сапиенс потом будут показывать в зоопарках, как своих предков. Дай бог, если будущие разумные существа усвоят гуманистические идеи: тогда хомо сапиенс будут на положении пожилых родителей. Ну а если победит голая логика, то тогда до свидания, человечество: мавр свое дело сделал, мавр может идти, и не просто идти, а идти на ... Вот такая невеселая перспектива ожидает наших потомков. И мы должны делать все от нас зависящее, чтобы победил гуманизм. Я с вами согласен в одном: наблюдая Европу, я вижу, что она повторяет историю Содома и Гоморры. Гонясь за призраком свободы, она устраняет все моральные тормоза и ограничения, накладываемые обществом именно в силу упоряточения индивидуальных импульсов и желаний, проявляемых за счет других членов сообщества. Находясь в обществе, индивид должен четко осознавать свои степени свободы, в рамках которых он не нарушает свободы других равных ему индивидов. В альтернативе-- хаос и анархия. Мне кажется, мы преувеличиваем роль сознания человека в настоящее время, значение и величину культурного слоя в нем. Это всего лишь тончайшая пленка, покрывающая тело сознания, и рвущаяся при первом же столкновении с реалиями жизни. Наблюдаю такой момент: на остановке троллейбуса стоят культурные, дисциплинированные граждане, признающие Бога и диалектику Гегеля, а также шведскую модель педагогики. Через каждые три минуты подъезжает троллейбус, люди культурно двигаются в очереди, садятся в транспорт, беспрестанно извиняясь друг перед другом. Но вот троллейбуса нет тридцать, сорок, пятьдесят минут. На остановке море людей. И опять подъезжает троллейбус. Очереди уже не существует, работает уже право сильного, все толкаются, отпихивают друг друга, в ход пошли кулаки, грубая брань. А что было на "Титанике"? А что было в блокадном Ленинграде? Вот вам и цивилизация, вот вам и датская модель воспитания. В природе еще никто не отменял наказание как стимул. Всего несколько десятилетий назад в Англии отменили битье линейками по рукам провинившихся учеников. Ну и что? При линей ках в Англии были и Ньютон, и Фарадей, и Максвелл, и Дарвин, а теперь что-то не видно ученых такого масштаба. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! На следующий раз поговорим о работе.
     Лямин А.
     Да, человек  сложная система. Который, помимо прочего воспринимает символы через образы. Образами космических сил были греческие римские боги. Мы и поныне воспринимаем мир как систему образов. Для литературы это характерно в наибольшей степени. Владимир Набоков говорил: «я оперирую образами». А вот в ваших произведениях – «концерте Высоцкого» и пьесе о Петре Первом с этим проблемы…
     Яцук И.
     В заключение чтобы я вам советовал? У вас есть проблески таланта, у вас есть филологическая культура, трудолюбие, если написали целый роман. Послужите этими качествами России, и лучшей цели для себя вы не найдете.
     Лямин А.
     У вас тоже есть дар, только журналистский, а не писательский. Подняться от первого ко второму сложно, но можно. Работайте, Иван!!!
     Впрочем, кажется, мы перешли на личности.
     Предоставим читателям рассудить нас. Пусть они  решат, на чьей стороне истина. И выскажутся. Ваше мнение?
     Яцук И.
     Согласен.
     Лямин А.
     Рассудите нас, уважаемые читатели. Ждем ваших комментариев


Рецензии