Сокровища семейного архива. Макшеевы

СОКРОВИЩА СЕМЕЙНОГО АРХИВА
То чувство, когда твоего предка играют в театре… А коли двух? Одного в образе Героя, другого - героя комедии.
Давно собиралась рассказать о пра-прапрадедах Макшеевых, Иване Александровиче - отце и Алексее Ивановиче - сыне. Но взявшись, поняла, для поста объем информации слишком велик. Поэтому, кому интересно внизу ссылки на инет. источники. Сама, как всегда, напишу лишь то, что запомнилось из рассказов бабушки:
- На гербе Макшеевых изображена была половина всадника на половине коня. Ибо род свой вели они от казанских князей, а те от батыра такой силы, что в пылу битвы мог одним махом своей изогнутой сабли рассечь надвое вражеского всадника вместе с лошадью. Спустя века, потомков того батыра покорил и расселил по российским территориям (чтоб не сговорились и не взбунтовались) Иван Грозный. Моим предкам досталась земля на речке Мокша, отсюда пошла и новая фамилия Макшеевы.
- Бабушка говорила, что Аракчеев был крестным отцом младшего Макшеева - Алексея. Шерстя интернет, я обнаружила, что оказывается еще и дальним родственником по матери.
- По семейным преданиям Аракчеев любил рыбачить. Каждый раз, приезжая в имение Макшеевых отдохнуть, звал крестника с собой: «Алёшенька, пойдем рыбку половим!»
- Тараса Шевченко свободомыслящие ученые выговорили у властей под предлогом, что экспедиции, изучающей Аральское море (тогда еще живое), необходим картограф. Полит-заключенный, содержавшийся под стражей, был отпущен с условием, что ничего кроме карт рисовать и писать не будет. Условие, которое никто, конечно, соблюдать не собирался. То, что биографами Шевченко называется «ссылкой», стало альтернативой Петропавловской крепости. Во время путешествия опальный поэт жил в одной палатке (а на море – каюте) с Алексеем Ивановичем, который будучи кадровым военным в чинах, принимал участие в экспедиции в качестве географа и статистика. Когда бываю в Оренбурге у своих новых замечательных родственников (спасибо дочке) или в Соль-Илецке (курорте на соленых озерах), вижу на бывших домах губернаторов памятные таблички: «Здесь в таком-то году останавливался поэт и художник Тарас Шевченко», понимаю, что мой предок, как и все члены экспедиции, тоже там были – это, во-первых. Во-вторых, каждый раз удивляюсь: «Ну, ни фига себе ссылка!»
- Макшеев был не только ученым, крестником Аракчеева, выпускником пажеского корпуса, генералом, участником взятия Ак-Мечети, но и «петрашевцем». От ареста его спасла Аральская экспедиция. В те времена подобные путешествия длились годами. В отличии от декабристов, петрашевцы друг друга не выдавали.
- Объездив Европу и Азию, побывав в Африке (у моей тетки в Питере до сих пор храниться его пробковый шлем с дырой от пули - стреляли не в него, шлем ему таким достался) Алексей Иванович в 42 года женился на 16-летней красавице полячке, в которую влюбился на столичном балу. Уехал с молодой в имение Новгородской губернии, где в сельской тиши писал книги, обобщая, накопившиеся в поездках, статистические материалы (в том числе, между прочим, и статистическое описание Пермской губернии). Его жена, юная девушка, полная романтических чувств, иногда звала мужа погулять под луной в саду. На что супруг, не отрываясь от рабочего стола, отвечал: «Возьми с собой гувернантку, душенька». Это не помешало им жизнь прожить в согласии, родить 16 детей, пятеро из которых – сын и четыре дочери – дожили до взрослого возраста. Одна из дочерей, родила мою бабушку.
- Писатель Анов, работая над книгой «Ак-Мечеть» и пьесой по ее мотивам «Оренбургская старина», встречался с бабушкой, расспрашивал ее о деде, о том, что в ее семье рассказывали о тех временах. Дома хранится книга Анова с автографом. Фото-альбом со сценами из спектакля бабушке преподнес коллектив театра. И хотя она носила фамилию отца - Генкель, в посвящении озвучена фамилия ее деда – героя пьесы. Интересна фотография актера А.В Семенова в гриме, повторяющем фото А.И. Макшеева в зрелом возрасте.
- Комментируя историю с «Ревизором» бабушка говорила, что, письмо, косвенно подтверждающее, историю имевшую место быть во времена, когда отец Алексея Макшеева был городничим Устюжны, до сих пор храниться в краеведческом музее города. Она добавляла при этом, что персонажи Гоголя ничего общего не имеют с реальными людьми, а являются типажами обобщенными, отвечающими замыслу автора. Настоящий городничий Иван Александрович Макшеев – герой войны 1812 года, за битву под Бородино награждённый золотой шпагой «За храбрость», был добрейшим, честнейшим человеком, с мягким характером. А вот его супруга городничиха Вера Васильевна (Еремеева в девичестве) слыла личностью сильной, деспотической, в сердцах могла крепким словцом приложить, и буквально учила крестьян пахать, лихо управляясь с сохой (ей-то, Аракчеев и приходился двоюродным дядей)
Дома хранятся предметы, принадлежавшие пра-прадеду Алексею Ивановичу: привезенные им из путешествий, сосуд для воды из потемневшей, высушенной тыквы и палка-чесалка из красного дерева, украшенные традиционными африканскими орнаментами. И адмиральский кортик, с рукояткой из слоновой кости – настоящее сокровище! Непередаваемое чувство, когда вынимаешь его из ножен. Лезвие острое, зеркальное, как будто владелец только что держал его в руках..
«О девичьем»: читая о том, как прапрадед жалел киргизов (за которых принимал казахов) умилилась слезно. Родной! Так вот откуда это во мне. Вся эта дружба народов, а так же особенность путать улицу Васильева с улицей Солдатова, потому что Василий Теркин был солдатом. Кто знает, тот поймет:)
Пара слов об А. А. Аракчееве, раз уж он тоже оказался отдаленным родственником. Как известно, был он сподвижником Императора России Александра Первого, профессиональным военным, артиллеристом. Пишут, что подготовил русскую армию к войне с Наполеоном, переоснастив артиллерию по последнему слову техники. Тем удивительнее, что всего поколение спустя, на финской даче дочери его крестника скрывалась от русской охранки чета Ульяновых. И пока В.И. во флигеле трудился над судьбами человечества, в перерывах, помогая хозяину дачи профессору Генкелю поливать его любимые георгины, Надюша и жена хозяина Анна (в девичестве Макшеева) прогуливались по сосновому бору, болтая «о солении рыжиков и детских поносах». По словам бабушки, обе были не состоявшиеся медички. По воспоминаниям бабушкиных родителей Ленин терпеть не мог детей. Пятилетний сорванец Павлуша старший брат, еще не родившейся в ту пору, бабушки, заинтригованный запретом, постоянно норовил проникнуть в наглухо занавешенный флигель и раскидать труды вождя мировой революции по полу, чем жутко того раздражал. Но это уже другая история… : )

На фото:
Молодой А.И. Макшеев в Европе (в те времена, когда он пересекался с Герценом и Чернышевским, вероятно).

На тему:
https://www.booksite.ru/fulltext/usty/uzh/na2/14.htm
https://elis.psu.ru/node/261336
https://elis.psu.ru/node/261341
http://wiki-org.ru/wiki/Макшеев,_Алексей_Иванович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Макшеев,_Алексей_Иванович
http://www.proza.ru/2017/10/21/1552


Рецензии