Абзац 108. самарканд

 В Самарканде я был один день. Нас возили на экскурсию из Ферганы. В Фергане целый год, в ШМАС (школе младших авиаспециалистов) меня, во время службы в армии, обучали на авиамеханика бомбардировщика ИЛ28. Год своей жизни с ноября 1956г. по ноябрь 1957г., сохранился в моей памяти. Самарканд меня поразил своими древними архитектурными шедеврами. Глядя на них я подумал: "Да, кого только не видели эти стены. Начиная от китайских купцов, легионов Александра Македонского, хорезмских шахов, грабителей Чингизхана, Тамерлана, свозившего в Самарканд ремесленников, учёных, художников, архитекторов, поэтов, со всего Ближнего востока; русских казаков и строителей железной дороги в Среднюю Азию; красноармейцев, устанавливавших здесь советскую власть; переселенцев с заводским оборудованием из западных областей России, а сегодня видят меня." Было лето 1957 года. Сегодня 3 января 2019 года. Зима. Достал свой паспорт. Открываю.  Читаю. ПАСПОРТ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Переворачиваю лист. Читаю. Паспорт выдан АВТОЗАВОДСКИМ РУВД Г. ТОЛЬЯТТИ, САМАРСКОЙ ОБЛ., 29. 12. 2001. фамилия ПРОЦЕНКО имя НИКОЛАЙ отчество АЛЕКСЕЕВИЧ пол МУЖ. дата рождения 15. 07. 1937 место рождения Г. ТБИЛИСИ РЕСП. ГРУЗИЯ. Почему я вспомнил Самарканд? В паспорте Самарская обл.. Самар, в переводе на русский язык обозначает "БОГАТСТВО". Асоциация. Как я докатился до жизни такой, что стал гражданином Российской Федерации? Родился гражданином Советского Союза. Служил в армии Советского Союза. Приехал в Тольятти по вызову на строительство ВАЗа 8. 06. 1969 года. с трудовой книжкой Советского Союза, в которой половина написана на русском языке, другая половина на грузинском языке. На титульном листе напечатано грузинскими буквами: ШРОМИС ЦИГНАКИ. Верчу в руках паспорт и трудовую книжку и подумал: А, что если начать писать автобиографическую беллитристику?" Ничего не надо выдумывать Не надо придумывать сюжетную линию. Пиши, что было и, как было. Чешу затылок. "Задумка, вроде бы, толковая. Можно небольшими порциями напечатать книжку. А с какого события начинать? Начну-ка с окончания школы. Решено!" Начинаю: Художественность не обещаю, а достоверность гарантирую. "В конце июня 1956 года наш 11-й Б выпускной класс сдал последний экзамен и получил свидетельства об окончании среднего образования. Перед окончанием школы, мы - четверо товарищей: Юра Пустовалов, Валера Плиев, Толик Малеев и я решили поступать в кораблестроительный институт в городе Николаеве. В Союзе было два кораблестроительных института. В Ленинграде и в Николаеве. Я не помню с какогО перепугу, мы, вдруг, решили стать кораблестроителями. По Куре корабли не ходили. Я, кроме, как на картинках и в кинофильме их не видел.  На летние каникулы после 8го, 9го и 10го класса, меня на автобусе по Военно грузинской дороге, мимо горы Казбек с вершины которой вытекает родник газированной воды, через город Орджоникидзе, теперь Владикавказ и Ставрополь отправляли в село Пелагиада к дяде Палише (Поликарпу), родному брату отца. Дядя занимался пчеловодством. Его сын Иван, мой двоюродный брат, был старше меня. Дядя купил ему мотоцикл ИЖ. Мы на нём гоняли по Ставропольскому краю, высматривая, где посажены подсолнухи, где гречиха, где луга, в какой лесополосе удобно расположить пасеку. У дяди было пятеро детей. Иван довоенный, а Вера, Надя, Валя, Вася после военные. Они держали корову, кур, уток. Когда дядька приезжал к нам в Тбилиси, то привозил пару фляг мёда на продажу. Говорил отцу: "Да, на таком участке ни хозяйства не заведёшь, ни детей не наплодишь. Не прокормишь." Наш участок размером четыре сотки. На нём хата, сарай, летняя кухня с погребом. Двор, над которым сетка из толстой проволоки. На сетке виноградные лозы для вина. Мы жили на горе и я смотрел на город сверху. Юра, Толик и Валера жили внизу. С мощёнными речным булыжником улицами и с тротуарами. Нашему выбору профессии родители не перечили. Юра и Валера были серебрянными медалистами. Толик и я хорошистами. К нашему выбору родители отнеслись спокойно. К тому же, в Николаеве жили бывшие наши соседи. Дядя Гриша и тётя Маруся Бронченко с сыном Анатолием, которых в последний раз я видел в январе 1946 года. А у Малеева в Николаеве жила тётка. Нам, на первое время, было где приткнуться. Мой отец вернулся с войны в ноябре 1945 года, а дядя Гриша в январе 1946 года. Я ходил в первый класс, а Толик Бронченко в четвёртый. По приезде дядя Гриша сказал моему отцу: "Мы уезжаем в Николаев, будем обустраиваться на родине. С хатой, что хочешь то и делай. Как устроимся пришлю письмо. Они приехали в Грузию из города. В городе коллективизацию не проводили. Мои родители уезжали из села Пелагиада, в котором их раскулачивали, а перед этим расказачивали. В это время, по указанию Сталина: "Превратить Колхиду в чайную житницу". Правительство Грузии разослало вербовщиков на Северный Кавказ за "пердячей силой". Старики, узнав, что на станции Пелагиада вербуют на работы в Грузию, сказали молодым, чтобы те уезжали. Тех, кто уезжали перевезли на поезде в Новороссийск. На пароходе из Новороссийска в Батуми. Из Батуми в Озургети в бараки на болота. За три года они "Указание партии и правительства осуществили". В стране появился Грузинский чай достойного качества. В новой Грузии всё это похерели. В 1935 году поступило новое указание Сталина: "В Тбилиси построить электровозное депо". Для строительства, как обычно, нужна пердячая сила. Пелагиадцы дружно переехали из Озургети в Тбилиси. Строили себе халупы на пустыре вдоль жлезнодорожного полотна. 1939 году появилось решение правительства прокладыветь вторую колею железной дороги. Полосу отчуждения расширили. Тех, кто попадал в эту полосу отчуждения переселялти на Лоткинскую гору, на которой распланировали улицы и участки. Таким образом мои и, не только мои, родители оказались на Лоткинской горе, где им и остальным, пришлось снова рыть землянки и строить новые халупы. Поэтому место моего рождения город Тбилиси. Судьба. В 1783 году моих предков, казённых крестьян, переселили из центральной России на защитную линию, начерченную князем Потёмкиным от Моздока до Азова. В 1831 году, по указанию Сената, крестьян переквалифицировали в казаков. В 1932 году казаков. по указанию партии, правительства и, лично, товарища Сталина, переквалифицировали в промышленных рабочих. Судьба. Что было, то было. Продолжение следует.
 4 января 2019 года.


Рецензии