Рождество. Размышление про Сретение

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




                Спаситель человечества является миру запеленутым в тайну.
                Божественный Свет вспыхивает в самом темном и грязном углу, но мрак, окружавший Его, сгущается
                и в глубине оживают странные тени.


Через 40 дней после рождения Иисуса родители приносят его в Иерусалим, где праведный Симеон и пророчица Анна первыми публично свидетельствуют, что Иисус – это Мессия. Наконец-то, действующие лица выходят на свет, к людям и открыто возвещают о свершившемся событии. Кто же эти прорицатели и заслуживают ли они доверия?

Первым появляется старец Симеон, О КОТОРОМ НЕ ИЗВЕСТНО НИЧЕГО ОПРЕДЕЛЕННОГО, кроме имени*. Его часто встречают в Иерусалиме, ведет он себя праведно и, по-видимому, мечтает об освобождении Израиля из-под гнета римских оккупантов. Кроме того, он обладает Святым Духом, наличие которого нельзя ни распознать, ни доказать.

          «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий
           утешения Израилева; и Дух Святый был на нем”. (Лк 2 25)

В отличие от него пророчица Анна описана на редкость детально. Известно, чья она дочь и из какого рода, известен ее точный возраст, занятия и местопребывание. Известно, что она один раз была замужем, замужество продлилось 7 лет, а затем муж умер …

          «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости,
            прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила
            от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». (Лк 2 36-37)

Столь подробное описание совершенно необычно для НЗ, тем более – по отношению к второстепенному персонажу. При желании такую приметную особу было бы нетрудно отыскать у храма и расспросить. Но эта свидетельница вряд ли кого-нибудь заинтересовала, поскольку НЕЯСНО, ЧТО ИМЕННО ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛА АННА в тот знаменательный день:

        «И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме”
        (Лк 2 38)

Она славит Господа, но какого? В Ветхом Завете под этим именем всегда выступает Всевышний, Бог-Отец:

        «... и там призвал Аврам имя Господа”. (Бытие 13 4)
        «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». (Бытие 15 6)

В Новом Завете это имя становится неоднозначным - Господом величают то Бога-Отца, то его сына. К примеру, евангелист Лука, апостолы Петр и Иоанн неоднократно называют Господом именно Бога-Отца:

      «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред
       Господа...» (Лк 2 22)
      «да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа»
      (Деяния 3 20)
      «Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его”. (Деяния 4 26)

Путаница с именем то ли Отца, то ли Сына ставит под сомнение традиционную интерпретацию сретения Господня.
В самом деле, смело пророчествует малоизвестный Симеон, который оказывается в нужном месте в нужное время по загадочному «вдохновению». В то же время широко известная местная пророчица Анна всего лишь «славит Бога и говорит о нем (?)»**.

Нетрудно предположить, что Анна была местной юродивой, лет 60 прожившей при храме и кормившейся подаянием. В тот знаменательный день ОНА ВОЗНОСИЛА ОБЫЧНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ БОГУ ЗА РОЖДЕНИЕ ОЧЕРЕДНОГО РЕБЕНКА, рассчитывая на ответную щедрость родителей.

Сложнее установить личность ее партнера, поскольку его слова явно расходятся с делами. Будь Симеон тем, за кого себя выдает - старцем, действительно желающим смерти и обладающим Святым Духом, - «вдохновение» направило бы его в Вифлеем УЖЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ ИИСУСА.
К тому же Симеон обитал неподалеку от этого города (в окрестностях Вифлеема в долине Рефаимской верующим поныне демонстрируют дом Симеона Богоприимца).

Известно, что древний Вифлеем был столь незначительным городишком, что его даже не упоминали в общих списках городов Иудиных (Неем 11). Жители такого поселения, наверняка, хорошо знали друг друга и все, что происходило вокруг них. Как местный житель, Симеон мог быть знаком с Иосифом или его родителями. Наверняка до старца доходили слухи о рождении у Иосифа сына, особенно после визита пастухов и совершения берит мила (обряда обрезания Иисуса)***.
Но если Симеон действительно жил в двух шагах от города, совсем рядом с новорожденным Иисусом, то ПОЧЕМУ ЖЕ «ВДОХНОВЕНИЕ» ПОСЕТИЛО ЕГО ТОЛЬКО В СОРОКОВОЙ ДЕНЬ и направило не к соседям - в дом Мессии в Вифлееме, а в огромный Иерусалим?

Этот Симеон, «чающий утешения Израилева» и имеющий Святого Духа, явно не спешит поклониться Спасителю. Не спешит он и покидать этот мир после встречи с Христом Господним: по преданию спустя несколько месяцев Симеон и Анна встречаются и беседуют с волхвами. Значит, сей «муж праведный и благочестивый» ВОВСЕ НЕ УМИРАЕТ, повидав Мессию, хотя сам он вроде бы ожидал немедленной смерти после лицезрения Христа:

       «НЫНЕ отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром” (Лк 2 29)
       «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2 26)

Нет, не вписывается Симеон в рамки, определенные для него Евангелием. Загадочный старец «чает утешения Израилева», то есть принадлежит к иудеям, ожидающим скорого появления Мессии****. Эти люди используют любую возможность для распространения своих взглядов или, как они выражаются, «подготовки путей Господу». Ни одно массовое мероприятие, будь то присяга, праздник или перепись, не обходится без их пламенной агитации. Фигура младенца Иисуса уже окутана слухами (пророчества, пастухи, знамения), поэтому Симеон и на этот раз не упускает подходящий случай. Нам неизвестно, как воспринял его агитацию народ, собиравшийся у храма, но пару благодарных слушателей он все же приобрел:

       «Иосиф же и Матерь Его ДИВИЛИСЬ сказанному о Нем” (Лк 2 33),

хотя они вроде бы уже получали и ОТКРОВЕНИЕ от Бога (Иосиф), и ПРОРОЧЕСТВА от ангела и Елизаветы (Мария), и СВИДЕТЕЛЬСТВО от пастухов (Иосиф и Мария). Более того, МАРИИ ДОПОДЛИННО ИЗВЕСТНО, ЧТО ЕЕ СЫН ЗАЧАТ СОВЕРШЕННО НЕОБЫЧНЫМ, МИСТИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ.
Неужели всех этих свидетельств родителям было недостаточно, чтобы уверовать в грядущее и перестать удивляться?

Такая недоверчивость не свойственна праведному Иосифу и непорочной Марии, поэтому логичнее предположить, что на самом деле О МИССИИ ИИСУСА ОНИ ВПЕРВЫЕ УСЛЫШАЛИ ОТ СИМЕОНА. Это в очередной раз указывает на то, что ПРОРОЧЕСТВА ГАВРИИЛА И ЕЛИЗАВЕТЫ, ОТКРОВЕНИЕ ИОСИФА И ВСТРЕЧА ПАСТУХОВ С АНГЕЛАМИ В ИХ КАНОНИЧЕСКОМ ВИДЕ ОТНОСЯТСЯ К РАЗРЯДУ ЛЕГЕНД.

------------------------------------------------------
           *По преданию, Симеон усомнился, что Спаситель родится от Девы. Тогда ангел повелел ему жить до тех
             пор, пока он своими глазами не увидит исполнение этого пророчества. Увидев Христа, Симеон якобы
             уверовал и потому обрел вечный покой. Предание не разъясняет, как Симеон с первого взляда
             определил, что Мария рожала сына, будучи девственной.
             Но ведь ИМЕННО ЭТО, А ВОВСЕ НЕ ВЕРА В СПАСИТЕЛЯ, должно было освободить Симеона от бремени
             земной жизни!
        **В современном переводе епископа Кассиана так и сказано:
           «Она не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И в этот час, подойдя, она
            славила БОГА и говорила о Нем всем ожидающим искупления Иерусалима» (Лк 2:37-38)
     ***Обычно обрезание широко отмечалось и сопровождалось обильным угощением гостей.
   ****По-видимому, сходные взгляды исповедовали партия ессеев и радикальное крыло партии фарисеев-будущие
            зелоты.
            Некоторые исследователи (например, А.Мень) относят к этой группе священника Захарию, его жену
            Елизавету, пророчицу Анну и юную Марию.
            Если их предположения верны, то Симеон был единомышленником вышеперечисленных «мессиан»
            или даже их знакомым. В Евангелии от Иакова также есть признаки знакомства Симеона и Захарии.
------------------------------------------------------



Продолжение http://proza.ru/2016/03/29/635.


(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).


Рецензии
Интересная история. Мне захотелось выдвинуть свою версию этих событий, на основании услышанной истории о Марии в Католической Базилике Благовещения пресвятой Богородицы в Назарете, который я посетила осенью 2014 года. Историю рассказал экскурсовод, подчеркнув, что это не секрет в Израиле. Мария, рождёная под созвездием Девы(поэтому -- Дева).Муж Марии был бесплоден.А в том селении где они жили, местный жрец положил глаз на Марию и всячески пытался за ней ухаживать. Но муж был помехой и тогда жрец( не помню его Имени к своему стыду)отправил мужа в другой город по важному поручению, а сам в это время добился расположения Марии и она понесла, но Жрец не мог взять на себя обнародование своего греха и объявил о непорочном зачатии. Кто мог спорить с Жрецом в то время? Мужу тоже ничего не оставалось, как принять факт непорочного зачатия, а далее события развивались по раскрученному сценарию. Не исключено, что тем жрецом и был тот Симеон, признавший в своём сыне -- мессию.
Я , конечно ничего не утверждаю, но эта версия видится мне вполне правдоподобной.
С уважением.

Марина Тигра   15.06.2019 14:12     Заявить о нарушении
Что ж, и священники порою грешили. Во многих библейских историях бесплодную женщину посещает некий господин, после чего она зачинает ("Когда б вы знали, из какого сора росли они..." http://www.proza.ru/2018/03/01/410)
В любом случае спасибо, Марина, за Вашу версию. Такие рассказы, накапливаясь, позволяют лучше прочувствовать то время и нравы.
С уважением,

Томас Твин   15.06.2019 15:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.