Дружины уходят на запад. Глава четвертая

                ЗНАТНЫЙ ПОДАРОК

Прочные дубовые ворота были ещё закрыты, когда Игнат поднялся со своего мягкого и теплого ложа. Поездка, а точнее плавание, в Великий Новгород, было довольно долгим и теперь требовало отдыха для такого солидного, по годам, человека. Ещё вчера он приказал разместить по амбарам и клетям привезенные с собою товары, устроить на ночлег невольниц и только затем, неторопливо поужинав, сам отправился спать. Теперь, полностью отдохнувший, он стоял у окна и, не желая будить супругу, спокойно наблюдал за тем, что делается во дворе. Спустя какое-то время, он вышел в сени и вскоре вернулся, держа в руках большую, украшенную янтарем, шкатулку. Поставив на стол этот дорогой и красивый предмет, купец ещё раз оглядел его и остался чрезвычайно доволен. Именно об этом давно мечтала его молодая, но немного сварливая Власта.
– Жена, принимай подарки! – торжественно промолвил он, почувствовав движение в горнице. – Будешь теперь похожа на боярыню, как ты и хотела. Глянь, что я тебе привез!
За шелковой занавеской раздался легкий шорох и вскоре из-за нее появилась молодая, красивая женщина, лет двадцати пяти, с распущенными длинными волосами. Она неторопливо подошла к столу и с любопытством заглянула внутрь этого красивого и видимо очень дорогого предмета. Восторгу её не было предела. На этот раз мечта Власты сбылась и теперь ей можно будет без какого-либо стыда показаться в обществе княгинь, боярынь, и иных знатных дам, иногда посещающих их хотя и небольшой, но весьма уютный городок.
- Как же тебе это удалось? Такие украшения продают очень редко и на торге их встретить практически невозможно. Откуда они у тебя? – послышался голос удивленный и в тоже время восторженный голос женщины, которая все ещё никак не могла оторвать свой взгляд от этих, столь желанных для нее сокровищ.
– Это странная и очень грустная история – нехотя промолвил купец. – Вряд ли она будет тебе интересна.
– Ты расскажи, а я послушаю. Негоже носить украшения, о судьбе которых ничего неизвестно, – упрямо промолвила Власта и Игнату ничего не оставалось, как рассказать жене всю правду о привезенном подарке.
– Это случилось на новгородской пристани, когда я уже распродал все свои товары и собирался в обратный путь. Ко мне подошла скромно одетая женщина и предложила купить набор женских украшений. Я удивился такому способу торговли, но она все же убедила меня   посмотреть содержание шкатулки. Там, действительно находилось множество разнообразных изделий, предназначенных для знатных и богатых женщин. Судя по внешнему виду горожанки, она не могла быть хозяйкой этих сокровищ, а значит, вполне возможно, что эти предметы были крадеными. Я стоял и долго размышлял над её предложением, не решаясь на такую покупку
- Ты не удивляйся купец. Не бойся и не удивляйся, – наконец промолвила она, видя мою, вполне оправданную, нерешительность. – Эти ювелирные изделия совсем недавно принадлежали одной нищенке, которую я приютила в доме Два дня назад она умерла и, разбирая вещи этой несчастной, я вдруг обнаружила эту шкатулку, полную удивительных драгоценностей.  Мне их носить не по чину, вот и решила продать.
– Кто была эта нищенка? – спросил я.
– Не знаю, но судя по её рассказам она считала себя вдовой известного боярина Иванки Тимошкинича, погибшего несколько лет назад.
– Ты сказал, что она назвалась женой, а точнее вдовой, новгородского боярина Иванки Тимошкинича?  Я помню этого человека. Несколько лет назад он приезжал в наш городок вместе со своей дочерью. Она была ещё совсем маленькой, но характер у девочки был отцовский Один из местных мальчишек, имел неосторожность посмеяться над дочерью боярина. Расплата не заставила себя ждать. Камень, посланный этой вздорной девчонкой в сторону своего обидчика, попал ему в лицо. Отцу её пришлось дорого заплатить за столь дерзкое поступок дочери.  Несколько серебряных тенге тут же перекочевали к их новому, уже немного успокоившемуся и подобревшему хозяину. Боярин Иванко, как рассказывал он сам, получил эти серебряные кружечки в резиденции самого хана Бату, откуда и возвращался в Великий Новгород. Говорили, что после встречи с хозяином улуса Джучи, купец получил и беспрекословное право передвигаться по всей территории этого великого ханства и никто не мог чинить ему в этом деле никаких, даже самых мелких, препятствий. Таким образом конфликт был улажен, и отец с дочерью вскоре покинули наш небольшой городок. О дальнейшей их судьбе мне неизвестно, но то, что ты рассказал вполне соответствует тем событиям, которые происходили в Великом Новгороде несколько лет назад. Конфликт между двумя враждующими боярскими партиями был настолько силен, что даже дети князя Ярослава были вынуждены тайно покинуть этот город.
– Теперь я тоже припоминаю этот случай, – ответил купец. – У нашего кормщика до сих пор на правой стороне лица красуется небольшой шрам, оставленный этой взбалмошной девчонкой. Жаль её, конечно, но, если до сих пор боярская дочь так и не нашлась, значит её, наверное, уже и нет в живых.
- Видимо, так оно и есть, – произнесла Власта и с сожалением закрыла шкатулку. – Спасибо тебе за столь дорогой и знатный подарок., Я буду одевать эти украшения и вспоминать тех, кому они когда-то принадлежали.
– Это ещё не все, – купец улыбнулся и что-то сказал служанке. Та мгновенно исчезла за дверью и через минуту вернулась в сопровождении такой же, как и она светловолосой девушки, с небольшим узелком в руке.
– Это кто? – посмотрев на незнакомку, с удивлением спросила Власта.
– Это наша новая служанка. Имя её – Василина. Ты ведь давно хотела иметь скромную и работящую невольницу. Думаю, она тебе подойдет!
– Поживем – посмотрим, – уклончиво ответила Власта и внимательно посмотрела на девушку.– Что молчишь, скажи что-нибудь.
– Что может сказать бедная невольница своей новой хозяйке. Надеюсь, ничем вас не огорчать и беспрекословно исполнять все ваши распоряжения, – скромно ответила Василина и опустила глаза.
– Я на это тоже надеюсь, – ответила Власта – а сейчас иди и осваивайся на новом месте. Слуги объяснят тебе твои обязанности и правила, которые приняты в этом доме.
– Хорошо, хозяйка, – ответила девушка и молча последовала за служанкой, которая её привела. Взгляд невольницы непринужденно скользнул по светлице, которую она покидала и вдруг остановился, словно замер, на стоящей на столе шкатулке. Но это продолжалось всего лишь мгновение. Василина тут же пришла в себя и вскоре, вместе с сопровождающей её служанкой, покинула это просторное и светлое помещение.
– Что скажешь, жена! – настороженно спросил купец. – Понравился ли тебе этот подарок? Вроде бы неплохая невольница.
– Не плохая, но немного странная. Ты видел, как она посмотрела на мою шкатулку? Не украла бы чего, хотя на вид и производит очень неплохое впечатление.
– Просто она, видимо, никогда не встречала столь богатых и красивых вещей, вот и остолбенела от такой красоты, – добродушно ответил Игнат. – Если даже ты была приятно удивлена этим подарком, то, что же говорить о невольнице, никогда не видевшей таких дорогих и прекрасных изделий.
– Ты прав, как всегда, – уже успокоившись, ответила Власта. – Только женщины могут оценить такие вещи, что ещё раз говорит о правильности выбранного тобою подарка. Что же касается этой невольницы, то, конечно, спасибо за подарок, но в нашем доме она не нужна. У меня уже есть неплохая помощница, а эта девица будет нам только обузой.
– Жаль, что не понравилась тебе эта прелестная и скромная девушка, – с грустью в голосе, произнес Игнат – но если она, действительно, отчего-то не по душе моей разлюбезной супруге, то Василину придется продать. Завтра же поищу покупателя для этой несчастной невольницы.  Думаю, что для нее всё закончится благополучно.
– Пусть так и случится, – спокойно ответила Власта. – Я не желаю ей зла, но в нашем доме она будет совершенно лишним человеком.
Купец ничего не ответил и лишь утвердительно кивнул головой. Спорить с женой не было никакого смысла, да и к тому же времени на это все равно бы уже не хватило. Только что сообщили, что воевода требует его немедленного прибытия в кремль.


Рецензии