Крылатая смерть над Сталинградом. Часть 7

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/01/02/327

     А теперь приступим к рассказу, о воздушных сражениях на подступах к Сталинграду и над самим городом 23 августа. Для начала процитируем записи из «Журнала боевых действий 102-й истребительной авиационной дивизии ПВО» об итогах дня:
     «Противник одиночными самолетами и группами производил разведку с бомбометанием в районах: Котлубань, Дубовка, Сталинград, Ленинск, Большая Россошка, Новый Рогачик, Капустин Яр, Владимировка. Всего зафиксировано до 550 самолето-пролетов типа: Хе-111, Ю-86, Ю-87, Ю-88, До-17, До-215, Ме-110, Ме-109, ФВ-190, ФВ-189, ФВ-198.
     С 08.58 до 18.00 противник группами от 2 до 27 самолетов производил бомбометание наших войск в районах: Котлубань, Большая Россошка, разъезд Конный, Городище, Новый Рогачик, Орловка, Советский, Дубовка, Красноармейск сброшено до 1000 ФАБ.
Небольшими группами по 2-8 самолетов и одиночно противник производил бомбометание Владимировка, Верхняя Ахтуба, Ерзовка.
     С 09.30 до 15.30 в сопровождении Ме-109ф противник группами от 3 до 23 самолетов пытался произвести налет на объекты город Сталинград, центральный аэродром СТЗ и западные позиции. Налеты были отражены усилиями зенитной артиллерии и истребительной авиации.
     В Астраханском районе противник одиночными самолетами производил разведку дорог: Яшкуль, Халхута, Эмни-Татал и водных путей Никольское, Енотаевск, Астрахань и бомбометание в районах: Беглянка, Яшкуль, Цаган-Аман, Верхнее-Лебяжье, Икрянное.
     С 20.00 до 04.00 противник одиночными самолетами вел разведку с большой высоты в районе Дубовка, Владимировка. Над городом Сталинград с большой высоты сброшено до 20 ФАБ»…

     Ещё раз обратим внимание на то, что о вечернем массированном налёте на Сталинград и действиям истребителей ПВО по отражению этого налёта – ни слова! Просто поразительно! Зато упомянуты пролёты мифических Ю-86, ФВ-190 и ФВ-198. Ну, ладно, не будем придираться к словам.

     А теперь, попытаемся проиллюстрировать действия авиации, в первую очередь – советской, конкретными примерами воздушных боев, взятыми из различных источников.

     Так, в 5 часов 55 минут пятерка «Харрикейнов» 651-го истребительного авиационного полка ПВО провела в районе СТЗ бой с группой Ме-109. Нашим летчикам не повезло в этом бою – один «Харрикейн» был сбит и сгорел, его пилот Нагорный погиб. Ещё один «Харрикейн», будучи подбитым, произвел посадку на живот в районе Большой Россошки...

     Рано утром группа Пе-2 из 140-го бомбардировочного авиационного полка под прикрытием восьми Як-7 из 288-й истребительной авиадивизии вылетела на бомбардировку противника в районе Плодовитое. В районе Большие Чапурники группа Пе-2 была атакована Ме-109 в количестве до 30 штук. Благодаря плотности строя и массированного огня стрелков-бомбардиров и радистов сбит один Ме-109. Истребители противника произвели вторичную атаку в районе Заплавное, при второй атаке сбито два Ме-109, которые упали в районе Заплавное. Наши Пе-2 уши от преследования Ме-109 на большой скорости и со снижением до бреющего полёта…

     Тоже утром, в 8 часов 20 минут, семь самолетов сводной группы «Харрикейнов» (в том числе из 651-го истребительного авиационного полка ПВО) при 102-й истребительной авиадивизии ПВО и два Як-1 вылетели на прикрытие района Большой Россошки. Подходя к зоне патрулирования, лётчики увидели, что большая группа Ю-87 в количестве 35 штук под прикрытием Ме-109 бомбит советские войска. «Сталинские соколы» не раздумывая, ринулись в атаку. Применяя на дальних дистанциях реактивные снаряды, а на ближних — пушечный огонь, лётчики расстроили боевой порядок противника и сбили 6 пикировщиков. В том числе, лейтенант М. А. Сельянов сбил два Ю-87, ведущий группы старший лейтенант В. Ф. Ефимов совместно с младшим лейтенантом Н. Ф. Киселевым сбил один Ю-87, по одному пикировщику сбили также старшина А. Ф. Ворона, лейтенант П. П. Ловякин и Ребник…

     Отличились во время «свободной охоты» немецкие пилоты из JG.53 «Пиковый туз». Унтер-офицер Вильгельм Криниус сбил в 08.14 один У-2 и в 08.22 – один Р-5, а унтер-офицер Гейнц Голински в 08.17 сбил один У-2. Есть основания считать, что одной из жертв немецких асов была лётчица ГВФ Александра Селиванова, которая была сбита в воздушном бою и сгорела вместе с самолётом на острове Денежный напротив Сталинграда…

     В 9 часов 35 минут лётчики 629-го истребительного авиационного полка ПВО на шести И-16 вылетели на отражение большой группы Ю-88, идущей в направлении Гумрака. В ходе боя с применением «эрэсов» и пулеметно-пушечного огня, по донесениям лётчиков полка, было сбито два Ю-88, один Ме-109 и один Ю-88 были повреждён. Отличились командир эскадрильи майор С. Г. Мишанов, старший лейтенант Ф. Ф. Федоров и Баранов, уничтожившие по одному Ю-88 каждый, а также лейтенант С. А. Бурназян сбивший Ме-109. Немцам в свою очередь удалось сбить Мишанова, его самолет был разбит, а сам он был тяжело ранен и отправлен в госпиталь.
     С немецкой стороны отличился лейтенант Зоммер из 2./ZG.1 «Веспе», записавший на свой счёт один сбитый И-16, - судя по всему, это был «Ишачок» майора Мишанова…

     Вскоре, в 9 часов 45 минут, восьмерка Як-1 788-го истребительного авиационного полка ПВО, возглавляемая командиром полка майором И. Е. Капустиным, вылетела на перехват восьмерки Ю-88. Бой произошел в районе Воропоново. При этом было сбито 3 Ю-88. Особенно отличился лейтенант Г. К. Гультяев – один «Юнкерс» он сбил лично, в другой в составе четверки. Один Ю-88 уничтожил старший лейтенант М. А. Чумаков. Правда, и наши лётчики понесли потери. Погиб майор Капустин, успевший в предыдущем вылете сбить один Ме-109. Не вернулся на свой аэродром летчик Свитальский. Был подбит сержант Третьяков, правда, ему удалось посадить свой Як-1 на аэродром Воропоново...

     Тройка «Харрикейнов» (651-й истребительный авиационный полк ПВО) в 10 часов 30 минут на высоте 1.500 метров вели бой с группой бомбардировщиков противника в районе Большой Россошки. В результате сбили по 1 самолету Ю-87 старшина А. В. Труфанов, лётчики Воронцев и Глазунов. Вероятно, в другом бою один Ю-88 был подбит лейтенантом Н. И. Николаевым. Наши потери: не вернулся на свой аэродром старшина А. Ф. Ворона – как выяснилось позже он, к счастью, остался жив...

     Около 10 часов 30 минут 20 Хе-111 из III./KG.55 «Грайф» наносили бомбовый удар по скоплению автомашин в районе Орловки. Советские зенитчики вели довольно меткий огонь и добились прямого попадания зенитного снаряда в «Хейнкель» фельдфебеля Гюнтера Гоера. Зенитчиков поддержали лётчики 27-го истребительного авиационного полка. Лейтенант А. Ф. Ковачевич в паре с другим лётчиком удачно атаковал подбитый Хе-111, в результате у бомбардировщика оторвалась левая плоскость, и горящий самолет упал на землю.
     Другие лётчики 27-го авиаполка также одержали воздушные победы в боях 23 августа. Так, младший лейтенант Н. А. Шабаев сбил Ме-109 в районе Карповки и Ю-87 в районе Россошки. По одному Ю-87 сбили старший лейтенант В. П. Кочин и лейтенант А. Я. Кузин…

     Не надо думать, что героизм проявляли только «Сталинские соколы» - лётчики Люфтваффе тоже совершали подвиги. Например, около 13 часов огнем русских зенитчиков был поврежден Ю-88 из III./KG.51 «Эдельвейс». Командир группы майор Эрнст барон фон Бибра посадил самолет на фюзеляж возле реки Чир в расположении советских войск. Экипаж самолета уже приготовился к плену или смерти. Совершенно неожиданно, другой лётчик – обер-лейтенант Вернер Поппенбург – посадил рядом свой «Юнкерс», на глазах изумлённых советских солдат подобрал экипаж, терпящий бедствие, и улетел с ними на свой аэродром!

     Переведя дух после поистине гусарского поступка немецкого пилота, продолжим наше повествование. Итак, в период с 13.00 до 13.40 семь И-153 926-го истребительного авиационного полка ПВО северо-западнее Гумрака провели тяжелый бой с десятью Ю-87 и прикрывавшими их истребителями Ме-109. Наши лётчики доложили, что сбили ни много, ни мало – восемь пикировщиков! Особо отличился лейтенант И. Д. Черников – один Ю-87 он сбил лично и пять – вместе с однополчанами. Правда, не вернулись на свой аэродром летчики Трунов и Нечушкин. По немецким данным, их сбили в районе Городище унтер-офицер Гейнц Зиг из 1./JG.53 «Пиковый туз» и обер-лейтенант Йоханнес Штайнгофф из Stab/II.JG.52. Что стало с Труновым и Нечушкиным, установить пока не удалось, во всяком случае, в списках погибших их нет…

     Пятерка Як-1 788-го истребительного авиационного полка ПВО в районе аэродрома СТЗ в 13.30 вела бой с 6 Ю-88 и 3 Ме-109. «Сталинские соколы» вынудили вражеских бомбардировщиков сбросить бомбы в поле, хотя, при этом, понесли потерю – был сбит и сгорел один Як-1. Зато, раненый лейтенант Вершинин смог спастись на парашюте...

     А вот что написано в наградном листе об одном из боев сержанта Б. В. Лебедева из 12-го истребительного авиационного полка:
     «23 августа, выполняя задание по прикрытию города Сталинграда от воздушного нападения противника, наша группа в составе 9 экипажей, в 17.30 на высоте 2.500 метров, встретила самолеты противника 12 Ме-109 и до 25 Ю-87 и вступила в бой.
     В результате воздушного боя сержант Лебедь сбил 1 Ю-87, который в перевернутом положении упал севернее города Сталинграда в 3 – 4 км»…   
    
     Отличился даже испанский лётчик старший лейтенант Хозе Паскаль Санта-Мария, сражавшийся в рядах «Сталинских соколов» – в 18.20 в районе СТЗ он, в составе шестерки Як-1 788-го истребительного авиационного полка ПВО, дрался с группой Ме-109 и сбил один из них. Отважный политрук В. Ф. Башкиров, одержавший за день 4 воздушные победы, из этого боя не вернулся, всё же, спустя какое-то время, он добрался до своего аэродрома...

     Небольшие группы по 5-6 штурмовиков Ил-2 686-го штурмового авиационного полка, под прикрытием 11-12 истребителей Як-1 512-го истребительного авиационного полка, дважды за день бомбили переправы через Дон в районе Зимовский и Калачкин. От сброшенных бомб возле переправы близ Калачкина произошёл мощный взрыв. В первом, утреннем, вылете атаки до 14 немецких истребителей на Ил-2 были отражены. Позже, при возвращении из второго вылета, советские лётчики встретились в районе Малой Россошки с большой группой самолётов противника. Численное превосходство противника сказалось на результатах боя: два Ил-2 и два Як-1 были сбиты, остальные три Ил-2, сильно повреждённые, под прикрытием истребителей, всё же дошли до нашей территории, где и совершили вынужденные посадки.
     Предположительно, два их этих Ил-2 сбил капитан Курт Брёндле из Stab II./JG.3 «Удет», которому засчитали две победы над «Цементбомбер» в 08.42 и 08.44 по Берлинскому времени. Один Ил-2 сбил в 08.44 по тому же времени лейтенант Гейнц Шмидт из 5./JG.52…

     Самолеты 206-й штурмовой авиационной дивизии за сутки пять раз вылетали на атаку противника в районах Цаца, совхоз Приволжский, совершив 35 боевых вылетов. Сопровождавшие их лётчики 296-го истребительного авиационного полка сбили 7 самолётов противника Ме-109, из них один «Мессер» сбил капитан И. И. Запрягаев. Правда, и наши лётчики потеряли 8 своих самолетов… 

     Пример успешных действий советских истребителей отражен в представлении к награде на сержанта М. С. Погорелова из 4-го истребительного авиационного полка:
     «23 августа в составе группы из 12 Як-7 сопровождал бомбардировщики в район Сталинграда. При отражении атак противника – 10 Ме-110 и 8 Ме-109 – лично сбил один Ме-109.
      Выполнив задание, при возвращении группа заметила самолеты противника. Не ожидая приближения противника, первым бросился в бой, в котором лично сбил два Ме-110, при этом был тяжело ранен в обе руки, ноги и голову. Несмотря на это, не бросил группу, перетянул через реку Волгу и произвел посадку вне аэродрома».
     Добавим также, что в этот же день лётчик 4-го полка лейтенант А.-Х. Султан сбил южнее Заплавное один Ме-109…

     Вот ещё описание одного из воздушных боев шестерки под командованием старшего лейтенанта З. В. Семенюка (512-й истребительный авиационный полк), при сопровождении группы штурмовиков Ил-2:
     «23 августа во главе 6-ти самолетов Як-1 в районе Ниж-Акатовка встретил 70 самолетов противника и, несмотря на их явное превосходство, вступив в неравный бой – сбил 2 самолета и не потерял своих самолетов».
     Кстати, в этом же бою старший лейтенант И. П. Моторный сбил в районе Калачкина один Ю-88 и возле хутора Вертячий – один Ме-110, а старший лейтенант В. В. Сироштан уничтожил один Ю-88 в районе Калачкин – Лучинский… 
     Лейтенант В. Н. Иванов тоже сбил в этот день в районе Донской один Ме-109…

     Отличился лётчик 43-го истребительного авиационного полка капитан В. И. Шишкин – на его счёт был записан один сбитый в районе Сталинграда Ю-88…

     Пятерка Ла-5 под командованием старшего лейтенанта Н. М. Шутова (437-й истребительный авиационный полк) вылетела на задание в район станции Конная. Придя в заданный район, наши лётчики заметили около 20 вражеских самолетов, которые ходили по кругу и с пикирования бомбили наши войска. Атаковав противника, Шутов поймал в прицел сначала один Ме-110 и поджег его, а затем также поступил с одним Ю-87, выходящим из пикирования. Будучи в свою очередь атакованным немецким Ме-109, он был подбит и произвел вынужденную посадку на аэродром Гумрак.
     В боях 23 августа отличились и другие лётчики 437-го полка – капитан М. М. Каюков сбил северо-западнее Сталинграда Ме-109, а лейтенант Е. П. Дранищев уничтожил Ю-88 в районе Россошки…

     Около 7 часов вечера 21 самолёт из состава 270-й бомбардировочной авиационной дивизии вылетел на боевое задание. Экипажи атаковали колонну танков и автомашин севернее 5 км Орловы, колонну, идущую по дороге Садки на Городище… Назад не вернулись: 3 Пе-2 из 779-го бомбардировочного авиационного полка и один самолёт-разведчик из 140-го бомбардировочного авиационного полка.
     Остаётся добавить, что один из этих Пе-2 сбил в районе Котлубани фельдфебель Гейнц Кеметмюллер из 8./JG.3 «Удет»…

     Всего, по данным «Журнала боевых действий Сталинградского фронта» частями 8-й Воздушной армии за 23 августа было произведено 504 самолета-вылета. Со стороны противника было отмечено 1.500 самолето-пролётов. Действиями лётчиков 8-й Воздушной армии было уничтожено до 30 танков, более 80 автомашин. В воздушных боях было сбито 28 самолетов противника, потери армии – сбито в воздушных боях 8 и не вернулось с боевого задания 20 самолетов. Разумеется, указанные в журнале цифры не совсем точны и нынешние исследователи ещё не сказали своего последнего слова по этому поводу.

     А по данным «Журнала боевых действий 102-й авиадивизии ПВО» было совершено 103 самолетовылета, проведено 9 групповых воздушных боев, в результате которых сбито 29 самолетов противника, из них: 17 Ю-87, 2 Ме-109ф и 10 Ю-88. Наши потери: сбито 4 самолета, погибло 2 летчика, не вернулось на аэродром 6 экипажей. Конечно, и в данном случае информация неполная и нуждается в уточнении.
 
     Разумеется, много боёв с вражеской авиации провели советские зенитчики, которые сбили ещё около 30 самолётов. Если быть точнее, то в «Журнале боевых действий Сталинградского корпусного района ПВО» учтены 27 сбитых самолётов: 2 Ме-109, 2 ФВ-189, 12 Ю-88, 5 Ю-87, 6 Хе-111. Особо отличились воины 1077-го зенитного артиллерийского полка, уничтожившие 9 самолётов, из них: 3-я батарея (командир – лейтенант Г. В. Гойхман) сбила 1 самолёт, 4-я батарея (старший лейтенант Н. С. Скакун) – 2 Ю-88 и 1 ФВ-189, 5-я батарея (командир – лейтенант С. М. Черный) – 1 Ю-88 и 1 Хш-123, 6-я батарея (командир – старший лейтенант М. В. Рощин) – 1 Ю-88, 1 Ю-86 и 1 Хш-123. Правда, бросается в глаза некоторое несоответствие в типах самолётов, впрочем, отнесём это на счёт обычной неразберихи в документах.

     Итак, подведём итоги действий советской авиации и зенитной артиллерии, причём, строго на основании вышеприведённых документальных источников. Произведя нехитрые арифметические расчёты, мы получаем следующие цифры: лётчиками сбито 57 немецких самолётов, зенитчиками – 27 самолётов, итого – 84 самолёта. В дальнейшем, количество уничтоженных вражеских самолётов, судя по данным открытой печати, увеличилось до 120. Возникает вполне закономерный вопрос: на основании чего, во всех средствах массовой информации, стала указываться именно эта последняя цифра? Думается, ответ на этот вопрос получить проблематично, впрочем, это не столь важно. Зато, судя по опубликованным цифрам, можно сделать очень даже оптимистичный вывод о том, что защитники Сталинграда нанесли огромные потери фашистской авиации.         

     Продолжение следует…


Рецензии
Нанести потери и надёжно прикрыть стратегический объект-
-две большие разницы!
Нам нанесли урон несоизмеримо больший!
П.В.О. со своей задачей явно не справились.

Владимир Крючков   10.01.2020 19:17     Заявить о нарушении
Да, к сожалению, так оно и было...

Олег Каминский   11.01.2020 08:08   Заявить о нарушении