Очерк 17. 1. О Любви

Александров В. Г. академик Петровской академии наук и искусств.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ (Очерки о Любви, любви к Истине и Свободе)


ЛЮБОВЬ. Очерк 17                64

                Выше говорили о том, что братолюбие можно сравнить с зажженным огнём светильника. Когда этот огонь начинает освещать не только самые дальние уголки нашей души, но и проявлять истинную суть других людей, творения, тогда мы в братолюбии  показываем ЛЮБОВЬ. Она - есть наша способность  видеть в каждом человеке образ Божий,  и сила, позволяющая этот образ очищать от грязи;  пробуждать в том, на кого  направлена, желание перемениться, преобразиться. Любовь - это не просто чувство единства. Она есть энергия восстановления нашего единства с Богом. Ибо именно  Его образ носит в себе каждый человек, и он является естественной основой, соединяющей всех людей.  Настоящая любовь к себе не мыслима без устранения в своей душе того, что оставляет её в “рассечённом” состоянии: когда разум сердце и воля действуют сами по себе. Поднимаясь по лестнице веры, мы как раз и делаем то, что соединяет части души в одно целое; что позволяет ей ощущать и любовь к телу, и любовь к духу. Когда восстанавливаем красоту своей природы, приводя в гармонию душу, тело и дух, то в нас и возникает синергия, т.е. избыток жизненных сил.
В обычной практике земного бытия, увлекающей нас на поиски необходимых благ  в мир внешний,  мы забываем о небесной части своей природы, и нужную энергию  приобретаем за счёт разрушения сначала своей природы, а затем и окружающего мира. Любовь, как энергия сохранения гармонии, красоты, космоса, иссякает, когда  уничтожается связь с Вечным Источником сил, с Создателем творения. Начиная добывать необходимые  ресурсы посредством их отчуждение у других, неизбежно встречаем сопротивление творения. Это и характеризует обычную практику земного бытия. Погружённые в неё, находятся в непрерывной борьбе за выживание. Речи о развитии не идёт вообще. Главной задачей становится сохранение своей жизни, удержание достигнутого уровня благ.
 Все свои силы человек вынужден тратить на обслуживание своего состояния и восстановление здоровья. Ни то, ни другое не спасает от врага:  смерти. Поэтому  в сугубо земной жизни любовь отсутствует. И пока человек не встаёт на путь исцеления  души и восстановления собственного единства, до тех пор не будет  у нас и сил.    Господь говорит о том, что где двое-трое собираются во имя Его, там присутствует и Он, следовательно – Его сила. Это  в полной мере относится и к внутренней сфере нашей жизни. Если мы, хотя бы для начала, станем принуждать душу и тело действовать не  “во имя своё”, а, сообразуясь со своей совестью, просвещая разум и волю светом религиозного чувства, то  вернём себе  способность воспринимать благодать. Есть известное выражение: “Красота спасёт мир”. Это вовсе не поэтическая абстракция. Восстановление гармонии  в себе, в своих отношениях с людьми и Создателем, только это и позволяло и позволяет человеку достойно выходить их самых трагичных и неблагоприятных жизненных обстоятельств.  Жизнь купить за деньги нельзя, возможно только продлить своё существование во времени, но это не избавляет от боязни  смерти. А какая  может быть любовь у того, чьё сердце захвачено страхом потери всего, что имеет для него ценность. 
Лекарством от страха является Истина. В Писании сказано: её познание делает нас свободными. От чего? Конечно же, в первую очередь, от страха испытания смертью. Как только  он станет нас покидать, в наше сердце вернётся любовь, пробудится человеколюбие-братолюбие, как сосредоточение высших устремлений тела, души и духа; как  ступенька, ведущая от любви к Любви.  Вспомните “Бог есть Любовь!”  Настоящее братолюбие проявляем тогда, когда образ Божий способны видеть в любом человеке. Пороки, преступные наклонности, лживость и пр. – это указание на то, что в нём есть недолжного, т.е. того, что не присуще естественным образом человеческой природе.  Кто виноват, например, в том, что наше жилище неухожено и захламлено, кроме нас самих?  Это касается и наших несовершенных качеств. Любовь вовсе не предполагает, что человек может  оставаться в “свинском” состоянии.  Настоящее братолюбие проявляется в попытках пробуждения в ближнем его собственных сил.  Даже в костре одно полено гореть не может. Так и с человеком, всегда кто-то должен  находится рядом,  огнём своего духа освещать и согревать  душу. Тогда можно надеяться и на то, что он почувствует  в себе мощь, необходимую  для изменения  судьбы.
Любовь – это сила, позволяющая нам не только помнить о своём высочайшем родстве с Богом, но и дарить благодать своим близким. При чём  так, чтобы она не была ими отвергнута. Наши дары  тогда являются благом, когда принимаются  как свои.  Помощь другим будет действенной  при условии, что в результате её оказания у тех, на кого она направлена, проявятся собственные силы совершенствования. Поэтому братолюбие - это не просто сочувствие, сопереживание, милосердие, но и ясное понимание того, что следует сделать для укрепления сил близких. Любовь обретает истинную силу веры, когда пронизывает своими энергиями и добродетель, и разум, и воздержание, и терпение, и благочестие, и братолюбие. Без их взаимодействия  наша душа будет оставаться  в значительной степени безответственной, т.е. не способной  понимать то, что происходит с  человеком,  которого, как мы думаем,  любим всем сердцем;  потому и наши действия  могут принести противоположные ожидаемым результатам. По этой причине нередко наша любовь переходит в раздражение, ибо тех, кому отдавали свои силы, начинаем считать неблагодарными.  Происходит это по причине недостатка желания  разобраться в том, что следовало предпринимать на самом деле. Прежде всего, должны следить за тем, чтобы собственная душа была способной к восприятию благодати Божьей любви.
Любовь – это сила, проявляющая в нас, и через нас в окружающих,  лучшие качества. Ведь когда  любим по настоящему,  то любим человека не за то, что он, например, богат или красив. Любим потому, что  наше сердце начинает чувствовать его сокровенную суть.  Именно в любви открывается вся правда о нас, но в любви не слепой, часто оправдывающей зло и грехи, а исцеляющей от них;  приподнимающей нас к небу своей души. Любовь заставляет нас проявлять себя с лучшей стороны, с тем, чтобы не просто понравиться, а соответствовать ожиданиям любящих нас людей. Она порождает ответственность, а потому и искреннее желание освободиться от всего оставляющего нас в недостойном, недолжном положении. Любовь проявляет в человеке и красоту, и стремление к свободе, но только если она сама получает силу и в результате побуждения нас своими энергиями к добру, рассудительности, сдержанности, терпению, благочестию и  человеколюбию.
Только подъём по  ступенькам лестницы, ведущей нас в состояние любви, способен  искру Божью, до конца сохраняемую в душе,  обратить в пламень религиозного чувства, пробудить в ней веру. Она возникает в каждом сердце, исполненном любовью, облагораживающей и разум, и чувства, и волю. Верят тому, кого любят. А Бог, есть сама Любовь. Поэтому для  истинно любящего человека, именно вера в Бога является естественным состоянием. И ничто,   кроме веры, не способно возвращать наш дух к Тому, Кто его породил. Если этого не происходит, то люди остаются неспособными решать свою главную задачу: обретать подобие Божье; устремляться к Богу, чтобы самим становиться богами.  Но для этого необходимо становиться Человеком, т. е. проявлять свои возможности в полной мере, через веру в то, что мы являемся созданиями Божьими и несём в себе Его образ.  Вспомним слова  Христа о том, что если бы наша вера была «с гречишное зёрнышко», то и гора бы исполнила  наш приказ подвинуться. И эту силу может дать нам дух, воспринимающий дыхание Божье, которым он  и был порождён. Для того чтобы более глубоко понять, каким образом происходит наращивание мощи духа и укрепления веры, более внимательно прислушаемся к словам Нагорной Проповеди Христа.

               


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.