Сэ ком са, мадам!

Тот отпуск я проводила у своей приятельницы Татьяны в Париже. Дни сверкали и переливались  ярко, как праздничная подсветка Эйфелевой башни. И в этом великолепии одна встреча вдруг остановила мое внимание.
 Однажды мы шли вечером от метро к дому, после прогулки по Елисейским полям. Путь наш лежал мимо небольшого сквера с фонтанчиком и лавочками.

- Давай завернем сюда, - вдруг сказала Таня, и лицо ее омрачилось. – Здесь обитает … моя проблема, моя боль.
Не понимая еще, что она хочет этим сказать, я шла вслед за ней. Мы приблизились к одной из лавочек. На  ней сидела женщина, закутав голову в платок. Был поздний вечер, и мне пришлось всмотреться, чтобы разобрать черты ее  лица. Они были тонкими, почти привлекательными, если бы время от времени по лицу не пробегала судорога. У женщины явно какое-то  нервное заболевание, - догадалась я.
Большие темные глаза ее были грустны, а  взгляд проникал в тебя насквозь. По  одежде я поняла, что она бездомная и живет в этом сквере. - Теперь мне стали ясны слова подруги. С другой стороны,  женщина выглядела почти опрятно, и от нее не исходил запах, свойственный парижским клошарам.
- Иногда прихожу к ней, стараюсь чем-то помочь. Но что тут поделаешь? – объясняла Таня.
Недолго думая, я достала из сумки кошелек. Угадав мое намерение, женщина сказала:
- Не надо, не давайте мне денег!
Причем, произнесла это просто и тихо, даже с каким-то достоинством.
- Что я могу для вас сделать? – спросила я у нее.
- Если хотите, купите мне сыра. И чего-нибудь попить, например, кока-колу.
- Хорошо!
И я пошла в ближайший ночной магазинчик. Там выбрала кусок сыра, пару банок напитков и разного печенья. Принесла все женщине, возле которой так и стояла, разговаривая с ней, Татьяна.
Наша нежданная знакомая взяла сыр и кока-колу, а печенье вернула:
- Оно жесткое, не смогу его есть, у меня нет зубов.
Она вела себя естественно, спокойно, не давила на жалось, ничего не выпрашивала. Жила в своем мире без жалоб и истерик. Не выдумывала никаких историй, свойственных попрошайкам. Да и попрошайкой она не была – мы ведь сами подошли к ней!
Рядом возник из сумерек темнокожий мужчина. Он буквально потребовал у нас чего-нибудь, например, питья или сигарет. Мы промолчали. Он постоял рядом и сел на соседнюю скамейку. Я поняла, что, как только мы уйдем, он отнимет у женщины кока-колу.
Пришлось остаться в сквере. Я спросила у бездомной:
- Вы же нездоровы. Почему вы не в больнице?
- C est comme ca, madame! C est comme ca! – задумчиво отвечала она мне.
Что можно перевести: «Это так, мадам! Это так»…
 Не в том смысле, что она соглашалась со мной, она говорила: просто дела сложились таким образом. Или: мир таков, каков есть!  Ни больше, ни меньше. Она принимала обстоятельства, предложенные ей жизнью, не кляня судьбу и не взывая к «справедливости».
- Но существуют какие-то социальные службы! – не унималась я. – Что если обратиться к ним? Ведь вы больны! Почему вы живете на улице?
Посмотрев на меня своими черными глазами, она тихо покачала головой и  повторила, словно стараясь объяснить мне ситуацию:
- Сэ ком са, мадам! Сэ ком са…
Через какое-то время мужчина покинул свою лавочку. Ушли и мы.

…А женщина? Она осталась в моей памяти до сих пор, хотя прошло уже два года. Я могла бы сказать, что она переносит лишения смиренно и с достоинством. Но, думаю, в ее картине мира нет таких слов и понятий. Она просто живет, воспринимая дождь и жару, лишения и голод, как данность, не оценивая ни-че-го!
 Кто-то может отобрать у нее еду и питье. Но она не обижается. Что такое обида? Это  -  для изнеженных мадам.
Помните строки:
«Смерть, желанья, годы и невзгоды,
С каждым днем все непосильней кладь.
Что тебе назначено природой,
Надо благодарно принимать!».
Насчет «благодарно» можно поспорить, а то, что нужно принимать жизненные уроки – это точно. Но мы иногда простые дождь и слякоть проклинаем, словно в состоянии изменить погоду.
Порой  любим картинно «страдать», переживать по любому поводу! Называем  то или иное событие «плохим» или «хорошим». Всюду вешаем ярлыки.  Ищем  сочувствия. Между тем, жизнь такова, какова есть!
Все религии призывают к приятию. В священных книгах говорится: в испытаниях, что встречаются на нашем пути, существует смысл. Люди годами идут к тому, чтобы это осознать. А … бездомная парижская женщина  проживает названные истины. Как нам порой не хватает такой мудрости!

…Когда я сталкиваюсь с какими-то резкими оценками действительности, трудными ситуациями, людьми, которые не просят - требуют «справедливости», то вспоминаю женщину, что живет в парижском сквере. Будто  вижу ее грустные глаза и слышу голос, который произносит, словно стараясь успокоить;
- Сэ ком са, мадам, сэ ком са!


Рецензии