А. В Волошинов. Пифагор

Пифагор полагал, что мудрецом может быть только Бог, человек же в лучшем случае может быть лишь любителем мудрости — любомудром, или по-гречески философом: «Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ («любомудр») — это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости».


Интересно:

ПИФИЯ

Жрица-прорицательница при храме Аполлона в Древней Греции (обычно употр. в сравнениях, в перен. значении), расположенного на склоне горы Парнас. Именование Пифия происходит от змея Пифона, охранителя Дельфийского оракула до занятия его Аполлоном, сразившего змея стрелами.
Пифия была жрицей, избранной среди сенситивов из низших слоёв и помещённой в храм, где у неё, отрешённой от мирской жизни, развивали её пророческие способности. Она готовилась к прорицанию трёхдневным постом и омовением в Кастальском источнике. Перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра.
Пифо;н, или Питон (др.-греч.  «Питон») — в древнегреческой мифологии змей, охранявший вход в Дельфийское прорицалище до занятия его Аполлоном и считавшийся сыном Геи (вариант — Геры). Либо сам Пифон до Аполлона давал прорицания. По его имени была названа Пифия.

Для размышления:
ПифаГор.
СвятоГор
Гор-Хор...?




Фалесу приписывает ряд ярких высказываний:
"Больше всего — пространство, ибо оно объемлет все;
Быстрее всего — мысль, ибо она обгоняет все;
Мудрее всего — время, ибо оно раскрывает все,
а также знаменитое изречение - Познай самого себя,.."

Фалес полагал отвечая:

На вопрос: что раньше возникло — день или ночь? — Фалес ответил: «Ночь —
раньше на один день». А на вопрос: можно ли скрыть от богов дурное дело? — «Ни даже
дурное помышление!» Кто-то спросил у мудреца: что на свете трудно? — «Познать себя».
А что легко? — «Советовать другому». Какая жизнь самая лучшая? — «Когда мы не
делаем сами того, за что осуждаем других». Кто счастлив? — «Тот, кто здоров телом,
восприимчив душой и податлив на воспитание».

Философия Фалеса — это первая попытка увидеть начало в самой природе, взять за
первоначало материальную стихию (воду), а не сверхприродные божественные начала,
как это было до Фалеса. Для этого Фалесу потребовалось отойти от мифологических
образов, отказаться от сонма олимпийских богов, от бесконечной вереницы нимф —
океанид, нереид, наяд, ореад, лимониад, дриад и т. д., населяющих различные стихии. И
вместо этого сказочного великолепия, божественной поэзии обратиться к обыденной
земной «прозе» — воде. Ведь это же подлинная революция в мировоззрении! Как образно
заметил Герцен, «судьба Олимпа была решена в ту минуту, как Фалес обратился к
природе».
Вот как оценивает основной философский тезис Фалеса: «Все есть вода» —
современный немецкий физик лауреат Нобелевской премии Вернер Гейзенберг: «Во-
первых, это высказывание содержит вопрос о материальной основе всех вещей. Во-
вторых, оно содержит требование рационального ответа на этот вопрос без ссылки на
мифы и мистические представления. В-третьих, оно содержит предположение о
возможности понять мир на основе одного исходного принципа».
Таким образом, предположение Фалеса о том, что все произошло из воды, следует
рассматривать в качестве научной гипотезы, а отнюдь не как брошенное походя абсурдное
замечание. Заметим, что еще в первой половине нашего XX столетия физики считали
основой мироздания водород, который составляет две трети воды и в более точном
переводе с латыни означает рождающий воду.
Таково учение первого античного философа. Но заслуга Фалеса не только в том, что
он был первым. Как каждый человек должен посадить дерево, так и каждый настоящий
ученый должен оставить после себя учеников — школу. Фалес стал основателем
милетской школы философии.
                Пифагор.
 Пифагор — это не имя, а
прозвище. Поскольку мудрый учитель высказывал истину столь же постоянно и
авторитетно, как и дельфийская Пифия, он и был прозван Пифагором.
В самом деле, в слове можно выделить два корня:  —
указывающий на  — Пифия и  — восходящий, видимо, к ’ —
обращаться с речью, объявлять (однокоренным является и слово ’ — народное
собрание, где произносят речи). Таким образом, имя  можно толковать как
«Пифовещатель», т. е. вещающий (прорицающий) от Пифии или как Пифия. Поскольку
Бог Аполлон после победы над змеем Пифоном получил прозвище Аполлон Пифий, то
«Пифовещатель» превращается в «Аполловещателя» или «Уста Аполлона», как иногда
переводят имя Пифагора. Со временем античная традиция развила эту идею и стала
называть Пифагора не только «Устами Аполлона», но и сыном лучезарного покровителя
искусств Аполлона.
Версия о том, что Пифагор — это не имя собственное, а прозвище, представляется
наиболее правдоподобной. Ведь и знаменитый философ Аристокл известен нам не по
своему настоящему имени, а по прозвищу, которое он получил за свою мускулатуру
гимнаста,— широкий, широкоплечий, по-гречески Платон (  ширина).

Пифагор- сын счастливой Пифаиды. По многим античный свидетельствам, родившийся мальчик был сказочно красив, а вскоре проявил и свои незаурядные способности. Среди учителей юного Пифагора традиция называет имена старца Гермодаманта и Ферекида Сиросского.
Гермодамант был потомком Креофилидов — рода эпических певцов на Самосе.
Подобно роду Гомеридов с соседнего острова Хиоса Креофилиды странствовали по всей
Элладе и под аккомпанемент кифары исполняли народные предания и поэмы Гомера.

Эпические певцы — аэды и рапсоды — рассказывали о «деяниях мужей и богов», о силе и
благородстве героев, о красоте, радости и любви. Но, чаруя слушателей прекрасными
мелодиями, аэды были и воспитателями: их исполнения понимались как знания,
полученные певцом от музы эпической поэзии Калиопы.
Целые дни проводил юный Пифагор у ног старца Гермодаманта, внимая мелодии
кифары и гекзаметрам Гомера. Страсть к музыке и поэзии великого Гомера Пифагор
сохранил на всю жизнь. И, будучи признанным мудрецом, окруженным толпой учеников,
Пифагор начинал день с пения одной из песен Гомера:
Страшную брань меж троян и ахеян оставили боги;
Но свирепствовал бой, или здесь, или там по долине,
Воинств, один на других устремляющих медные копья,
Между брегов Симоиса и пышноструистого Ксанфа.
(Илиада, VI, 1)
Но музыка стала для Пифагора не только видом отдохновения и даже не средством
вдохновения. Музыка стала и предметом научных изысканий, и именно в музыке Пифагор
нашел прямое доказательство своему знаменитому тезису: «Все есть число».
Юность:
Мудрый Ферекид понимал все без слов. «Ты вырос из Самоса, — сказал он Пифагору
однажды. — Отправляйся путешествовать — только так утолишь ты жажду познания.
Помни: путешествия и память суть два средства, возвышающие человека и открывающие
ему врата мудрости».
Между тем покровитель путников бог Гермес уже увлекал Пифагора в свои объятия.
Шел 550 год до н. э.

  Фалес советует ему отправиться в Египет, к жрецам Мемфиса и Диосполя, у которых и сам он некогда учился мудрости. По тем временам этот совет был совершенно естественным. Из «Исторической библиотеки» Диодора, который в свою очередь ссылается на записи в священных египетских книгах, мы видим, что и до Пифагора древнейшие поэты и законодатели — Орфей, Мусей, Гомер, Ликург, Солон, Фалес и после Пифагора — ученые Платон, Евдокс, Демократ отправлялись за знаниями в Египет. Греки боготворили египетскую культуру, они считали себя детьми по сравнению с древностью египетской цивилизации, хотя в сравнении с тем, что греки дали для мировой культуры, египтяне выглядят просто младенцами. Возможно, чудеса египетской архитектуры, и прежде всего подавляющее величие и древность египетских пирамид, внушали грекам этот благоговейный трепет. В самом деле, пирамиды для греков были столь же древними, как и развалины акрополя для нас, и мудрые греки подчас простодушно отождествляли древность с мудростью.
Итак, возраст эфеба20 — двадцатилетнего юноши — для Пифагора заканчивался.
Следовало выбирать свою дорогу и в жизни, и в науках. Пифагор принимает решение и
отправляется в Египет. 



А. В. ВОЛОШИНОВ
ПИФАГОР
СОЮЗ ИСТИНЫ,
ДОБРА И Красоты.

                Борьба Аполлона с Пифоном.

                Древняя Греция. Мифы.

... Наступив ногой на поверженное чудовище, Аполлон произнес: — Вот твой достойный конец, Пифон! Больше не будешь ты внушать ужас и нести погибель. Здесь, на склоне Парнаса, твоей кровью омытом, в самом центре земли, будет выситься храм. Здесь будут жертвы мне возносить и испрашивать судьбу у пифии-девы. В этой лощине, где сгниет твое тело, Пифон, юноши станут состязаться в ловкости и силе, и Пифийскими нарекутся те игры!

Так и случилось, как предсказал бог-прорицатель.

Греческий миф о победе солнечного бога над хтоническим чудовищем — это, по всей вероятности, вариант индоевропейского мифа о герое-змееборце, таком как, например, Георгий Победоносец.
Рассмотрим этот миф, как путь внутренней работы над собой. Путь- обретения истинного Света,Через познания себя...


Рецензии
Вспоминается и Замечательное ночное посвящение Звёздное Пифагора(пи = золотое сечение) - ФА НОТА ИЗУМРУДНАЯ СЕРДЦА ГРААЛЯ и его Звёздные Мистерии египетские, которые и я описал и мне именно начать повествование его жизни с этого очень важного момента - посещения Пирамид и озарения Космосом захотелось и многое другое описано, да его жизнь как великий Образ примера героической жизни прекрасного Учителя всегда будет сиять Лучистой * Звездой! Он всегда как Махатма Кут Хуми лал Сингх(Лев) запомнится живым примером для всех и будет и был и есть с Нами!

Георгий Радуга   12.11.2019 08:39     Заявить о нарушении
Пифийские игры замечательные игры, где состязание поэтов и музыкантов проводилось раз в четыре года в Дельфах!

Георгий Радуга   12.11.2019 10:03   Заявить о нарушении