New! Былина о богатыре Чуриле Плёнковиче

Иллюстрация: Пленкович - Богатырь заезжий.
 Баженов П.Д. (1904-1941) Чурило Пленкович. Шкатулка, 1934.

В стольном граде Киеве, Владимир князь опять пирует.
Князья, бояре, богатыри на том пиру, с девками балуют...
И вдруг, в разгар веселья, триста молодцев явились, -
Избиты в кровь все, шапки посымали, Князю в ноги поклонились.
«Царь - батюшка! Не гневайся! Дозволь слово сказать!
Ходили мы на Черегу, куниц, лисиц и соболей там добывать,
Да только молодцы какие-то, там, вдруг, объявились,
Зверьё всё перебили, и с нами вод побились....»
Не слушает их царь, - Пьёт! Поёт! Гуляет!
Махнул рукой, и чашу новую ему винишком наполняют...
Тут новая толпа избитых молодцов на пир явилась,
И в ноги Князю, низко поклонилась:
«В княжьи владения (они сказали) кречетов пошли ловить,
Да с дружиной Чурилова там повстречались, и те нас начали вдруг бить...»
Тут жалобщиков, Князь, наконец-то, расслыхал и стал ругаться:
«Вот блин! Придётся с богатырём Чурилой мне разобраться!
«Кто знает, где живёт Чурила? Обитает?»
И оказалось, что народ давно уж про Чурилу знает:
«Да это же заезжий богатырь! По миру он гуляет,
И всех подряд людей, до нитки обирает!»
Князь влез на коня, бояр, штук паять, с собою взял,
И «разбираться» с богатырём Чурилой поскакал.....
Вот подскакали к дому...., а может, ко дворцу....., а может, к небоскрёбу,
И не видать в дому, ни света, ни признака народу...
Князь крикнул: «Эй, Чурила богатырь! Ты где? Скорее вылезай!
И Князя Владимира, Свет Солнышко, с достоинством встречай!»
Тут ворот'а златые бесшумно отворились, -
Пред Князем, старик какой-то и его люди, появились.
«Ну здравствуй, Князь Владимир! Добро пожаловать в мой дом!
Сначала попируем! Поговорим потом....
Отец я богатыря Чурилы. Сынок шас промышляет,
Но скоро явится, как только славно погуляет!»
Гости вошли в Чурилов дом. За стол их усадили,
И отменною закуской и вином, их славно угостили.
И мило было Князю, на яства сии смотреть,
Он подобрел, расслабился и песни начал петь....
Тут задрожали стены и весь Чурилов стан, -
То Чурилов сын явился, богатырь Чурила, великан!
Чурила подошел к столу, шагая словно князь, -
«Поклон тебе и мой респект, Владимир Князь!»
Чурила мехами собольими весь стол покрыл:
 А Князь в ответ: «Спасибо, Чурила! Удружил!»
Тут Князь поднялся, Чурилу горячо расцеловал:
«Не хочешь ли работать на меня, Чурила?» - Князь сказал.
«Работа, Царь, не для меня! Мне б грабить да убивать!»
«Вот и отлично! Я предлагаю тебе, налоги с народа собирать!
С каждой души, 10 рублёв ты станешь собирать,
А я готов хоть Четверть, всех собранных налогов, тебе отдать!»
Поторговались малость, и согласились 50 на 50.
Чурила молвил: «Да я ж «налогов» соберу, прям как по осени опят!»
Вот так, Чурила стал налоги с народа собирать,
И люди, «охотно» стали «налоги», Чуриле отдавать.
Бывали и такие, что с поборами не соглашались (случая два — три и было...)
Но тут же отдавали всё, как только получали от Чурилы в рыло....
С тех пор, Владимир Князь, пиры, с утра до вечера гонял!
Не зря же он, богатыря Чурилу, в мытники нан'ял!

И на Руси, с тех пор, так повелось: «Чурилы», с народа дань собирают,
Князья-цари, на эту дань, всю жизнь гуляют.....

* Оригинал былины легко найти в Сети


Рецензии