Танцы на костях

Фильм "ПРАЗДНИК" Алексея Красовского - про Новый год в блокадном Ленинграде. Сын главного героя зовёт в гости погибающую от голода девушку-сироту. От неё пытаются скрыть новогодний спецпаёк с курицей и салом. Картошку, хлеб, винегрет и оливье...

И бабушку... страдающую запором от жирной пищи!

Сюжет бьёт наповал не обжорством на чужой голодовке. Не манерностью актёров. Манерность свойственна советскому кино 30-х и 40-х. Фильм убивает пародией на лжепатриотизм. Истинами - о коих мы не знали, звали оскорблением и клеветой - а всё так и оказалось.

Вот герои поели, девушка упала в обморок от вида разносолов, её привели в чувства... И хозяйка дома садится за пианино. Точь-в-точь, как Валентина Серова в послевоенных фильмах. Героиня и одета как Серова. Завита как Серова. Так и кажется, затянет:

- Жди меня, и я вернусь!

А разносолы - лишь голодные глюки? Что-то похожее она и запевает - про небо Родины... Но нет в нём никакой надежды, в этом небе. Сытым надежда ни к чему - а голодному важнее хлеб.

Точная стилизация того времени придаёт правдивость и сюжету. Заставляет поверить. Но правдивость только рядится под правду, а на деле - ещё большее враньё. Дьявол в деталях, они Красовского и выдают. Так на портрете бабушки - красного комиссара - рядом с пулемётной лентой виден георгиевский крест... как у белых!

За кого же бабуля воевала?

Кажется, будто в Блокаду шиковали на спецпайке именно герои фильмов "Сердца четырёх" и "Жди меня"? Картина копирует даже типажи. Парень-недотёпа, профессор-толстячок в очках и клон Серовой, словно вот-вот запоют:

- Всё стало вокруг голубым и зелёным...

Война не поменяла цвет их мира: что им голод? Но почему же так напоминают водевиль и голодная девочка, и псевдо-жених, и сам режиссёр будто вот-вот пустится в пляс... Как в старых фильмах? Может, картина бы и сошла за правду, если бы её создатель не лицемерил вместе с остальными! Чтобы не нарушить стиль или это просто слабое кино?

Сталинская стилизация как бы и не оскорбляет: смотрели же мы прежде?

Отчего бы не теперь?

Но не о таком же!

Или это - просто шарж? Не на святость Блокады, упаси Бог. А на предательство этой святости. Чтобы показать правду о войне языком той эпохи. По тем же канонам, в финале появляется стукач. В него стреляет бабуля-комиссар. Честь семьи спасена.

А истина так и не открылась.


Рецензии
Тронут. Щемящая ваша правда.

Евгений Семёнович Ржевский   26.08.2021 09:26     Заявить о нарушении
Спасибо! Правда не моя - режиссёра.
Но почему-то верится...

Юнгер Анна   26.08.2021 12:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.