Интервью с Раей Аббасовой

  Интервью Раи Пббасовой с Сариёй Маммадовой. Много ли надо для счастья?
Интервью с Сариёй Мамедовой
Просмотрено:2407

«У каждого из нас своя миссия. В чем она будет заключаться – во многом зависит от нас же самих. Именно поэтому жить надо с благородной целью, для достижения которой необходимо совершенствоваться на всех этапах своего становления», – таково жизненное кредо Сарии Ага Мамад кызы Маммадовой – удивительной женщины, воспринимающей жизнь во всем ее многообразии, но всегда в светлых, радужных тонах.

 В чем же неординарность этой яркой личности? Прежде всего в неутомимом поиске своего «я». Казалось бы, многое достигнуто, CV Сарии ханум внушает уважение: с отличием окончила химико-технологический факультет и аспирантуру при кафедре «Физическая химия» АзИНЕФТЕХИМа (ныне Нефтяная академия). Автор более 140 научных трудов, семи рационализаторских предложений, имеет научную степень кандидата химических наук, ученое звание старшего научного сотрудника, два авторских свидетельства. Наряду с активной научной деятельностью, Сария ханум с успехом реализует и другую грань своего дарования — литературный талант. Ее писательский стиль необычен в силу тончайшего переплетения идей художественного и научного начал, пропущенных через внутреннее мироощущение психолога, гуманиста, человека неравнодушного, безмерно любящего жизнь и людей. Автор более 20 монографий, редактор журнала «Общество и женщина», обладатель «Золотого пера» СМИ Азербайджана, дипломов Писатель года — 2013 и 2014, финалист премии «Наследие-2014», член Союза писателей Азербайджана и России — воистину, грани таланта Сарии  Маммадовой безграничны.
«Меня часто спрашивают об источнике вдохновения. Источник — окружающая меня жизнь, чувство благодарности за все, что отпущено свыше. «Вы любите весь мир!» — прочла я в интернете адресованное мне послание. Я не задумывалась о границах моей любви, но, скорее всего, подмечено вполне справедливо».

ИСТОК
«Возьму на себя смелость предположить, что мне удалось сохранить и нести по жизни лучшие качества своих родителей. Они всегда были и остаются для меня примером. Папа был номенклатурным работником. В свое время он занимал руководящие должности в системе Бакинского, а во время войны — Алятского отделений железной дороги.
Отец был гордым человеком, никогда ничего для себя не просил и всегда довольствовался тем, что имеет. Несмотря на занятость, он всячески старался выкроить время, чтобы уделить внимание своей семье. Папа рано потерял мать. Назвав меня в ее честь, он как будто обрел ее вновь. Может быть, поэтому лучше него никто не понимал состояния моей души.
Рядом с моим отцом могла быть только незаурядная женщина, и именно такой была моя мама. Врач-терапевт, она очень много помогала людям. Мама была замечательным диагностом, и ее мнение считалось «истиной в последней инстанции».
Чем старше становлюсь, тем больше утверждаюсь во мнении: именно бережное отношение моих родителей к людям, их чистая совесть, высокий профессионализм, стремление быть полезными своей стране и обществу — все это объединилось в многоликий оберег, который охраняет нашу семью по сей день и, надеюсь, сохранит свою силу и дальше».

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
«Традиции отцовского дома я постаралась перенести на своих детей. Школа, шахматы, театры, концерты, корты – разностороннее образование всегда было у нас в семье на первом месте. Я люблю вспоминать детство моих сыновей. Помнится, поехали мы в Ленинград, не оставили без внимания и его великолепные пригороды. Много часов провели в музеях и, конечно же, в Эрмитаже. А в Пушкино прошлись по парку, постояли на Мраморном мосту, покормили уточек. Когда же дошли до дворца, оказалось, что все билеты уже проданы. Джалалу было тогда шесть с половиной, а Джамилю — четыре года. Я не могла допустить, чтобы дети испытали разочарование! Мои усилия не были напрасными. Когда я услышала от старшего: «Здесь лучше, чем в Эрмитаже!» — моему счастью не было предела. И младший, несмотря на свой возраст, тоже имел свое мнение. Затаив дыхание, он смотрел балеты «Лебединое озеро» , «Жизель», но, прослушав «Севильского цирюльника», очень уверенно отметил, что опера ему понравилась больше. Правильно говорят, что «ничто не проходит бесследно». И сейчас в машине у моих сыновей звучит исключительно музыка высокого искусства. Значит, не напрасны усилия, не пропали труды! Я никогда не уставала от детей и знаете почему? Мы радовались жизни вместе».

ОТКРОВЕНИЕ
«Бескорыстность — великое качество, заслуживающее глубокое уважение. С уверенностью могу сказать, что чувствую в себе неиссякаемый потенциал, направленный на благо общества. В моей жизни было много замечательных примеров благородства. Я знала академика, который поднимался на четвертый этаж, чтобы лично поблагодарить переводчика своей статьи.
Перейдя в систему Академии наук, я стала работать в НИИ геологии. Подход к исследовательской работе приобрел у меня здесь иную направленность ­— на уровне состыковки двух наук. Возникла пара гипотез, которые, возможно, могли бы совершить переворот в науке, но докторскую я так и не написала, на то были вполне объективные причины. А жаль… очень жаль…
Что же еще сказать? Постараюсь быть лаконичной:
Первое. Не люблю навязывать своего общества, хотя уверена, что от меня собеседник довольно часто получает больше, чем отдает.
Второе. «Есть только миг между прошлым и будущем», — поется в песне. Нельзя пропустить этот миг, так как он может никогда больше не повториться. Далеко не все используют шанс, который преподносит им судьба.
Третье. Удача — удачливым людям. Не надо бояться будущего, если ты востребован.
Четвертое. Делайте все сами. Позитив от этого действеннее и эффективнее.
Пятое. Не люблю двусмысленность. Ее можно с легкостью избежать, если ты честен перед собой и другими.
Шестое. Нельзя все сводить к «хорошо» или «плохо». Стараюсь раскрыть и убедить. Думаю, мне это удается.
И еще. Не прощаю предательства. И это не обида, а гораздо хуже.



СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА
Однозначно, это встреча с Валерией Пороховой. Она вдохнула в меня новое понимание моего жизненного предназначения. Знаменитая переводчица Священной книги мусульман, госпожа Порохова подарила русскоязычному обществу блестящий перевод Корана. Я знакома с  с переводами других авторов, но трактовка Валерии иман выше всяческих похвал.
Был в моей жизни нелегкий период, когда я болела морально и физически. В один из таких дней я по новостям узнала, что Валерия Порохова находится в Баку и у нее запланирована встреча с педагогическим и студенческим коллективом Славянского университета. Я, конечно же, нашла в себе силы и в указанное время была в институте.
Порохова рассказывала о разном — интересно, доступно, захватывая внимание многочисленной аудитории. Затронула она и вопрос многоженства, но как! Сначала молодые ребята хитро переглядывались, улыбались. Но постепенно, под воздействием услышанного они становились все серьезнее. Возьму на себя смелость попытаться в общих словах передать мысли Пороховой. Известно, что во время битвы при Ухуде сторонники Пророка потерпели серьезные потери. Осталось много вдов, молодых незамужних девушек, которым была нужна социальная защита. И именно тогда снизошел аят о многоженстве, которое разрешалось лишь при условии, если всех своих жен мужчина будет содержать в одинаковых условиях. Моральный аспект такого закона, безусловно, высок, так как несет в себе гуманистическое начало.
Разговор был долгим, неизменно интересным. Под впечатлением услышанного я «летела» (и откуда взялись силы!) скорее купить эту бесценную святыню. Вновь и вновь возвращаясь к великой книге, открываю каждый раз новое, неизведанное для себя. Я даже составила алфавитный каталог человеческих качеств с опорой на коранические примеры и толкования и недавно отправила написанное мною Валерии Пороховой».   

МОЯ «ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА»
«Коран я выучила практически наизусть. Приобретенные знания подтолкнули меня к мысли: «А что, если написать книгу о праведном образе жизни, о «плюсах» и «минусах» человеческой сути, основываясь на коранических догмах?» Свою первую книгу «Воспитание и формирование личности» я писала четыре года. Это была моя «первая ласточка», за которой последовали и другие издания. В настоящее время я автор более 20 книг, а также публикаций в альманахах, журналах «Российский колокол», «Литературная столица». Как члена Интернационального Союза писателей, меня довольно часто приглашают принять участие в новых пиар-проектах (публикации С. Маммадовой прошли конкурсный отбор на номинирование  и награждение дипломом и медалью Адама Мицкевича, а также были представлены в уникальном французском проекте «Автограф» – прим. автора).
Все мои книги носят характер философского осмысления жизни, ее различных граней. Отзывы положительные, отмечается «широкий спектр эрудиции автора». А по другому и быть не может: затрагиваемые здесь вопросы и проблемы — серьезные, волнующие. Для их освещения необходима высокая степень интеллекта. Не сочтите меня нескромной, но я умею убеждать — читатель мне верит». 

ПРИЗНАНИЕ
«Я работаю не ради наград, но, не буду скрывать, приятно, когда твои труды оцениваются по достоинству. 2014 год в творческом отношении оказался для меня удачным: «Писатель года — 2014», член Союза писателей Азербайджана (российское членство в СП я получила раньше), дипломант премии «Наследие — 2014». Церемония вручения литературной премии «Наследие» (в конкурсе приняли участие более тысячи авторов, пишущих на русском языке) прошла в торжественной обстановке в Большом зале Центрального Дома литераторов в Москве. Своим присутствием мероприятие почтила глава Российского Императорского Дома Великая княгини Мария Владимировна, которая лично вручала награды лауреатам и финалистам премии «Наследие — 2014».
На конкурсный отбор я представила свой трактат «Размышление о понятии «бедность». Должна сказать, что к этой теме я подхожу с позиции широкого рассмотрения проблемы. Уверена, что бедность порождает сам человек, но этот непростой социальный вопрос требует отдельного серьезного разговора».

О СЕБЕ
Соглашусь, если услышу: «Сария Маммадова консервативна, строга по отношению к себе». Мне действительно нравится солидность во всех ее проявлениях. К примеру, ни в какие кроссовки, дутики меня никто не оденет. Одежду покупаю нечасто, причем обновка должна быть лучше того, что я уже имею. Предпочтение отдаю белому и черному цветам, а взгляд на жизнь — самый цветной. Восторгаюсь природой, в каждом времени года нахожу свою прелесть. Я очень люблю ландыши, которые цветут лишь раз в год. И когда сыновья преподносят мне любимые цветы — чувства непередаваемые!
Как-то знаменитая оперная певица Хураман Касимова сказала: «Сария, как тебе мало надо для счастья!» И это действительно так. Человек с благодарностью должен воспринимать даже незначительные дары судьбы. Красота меня вдохновляет: попробовала рисовать — получилось, умею шить и неплохо, хорошо готовлю, пеку, с радостью принимаю гостей. А сколько счастья дарят мне мои внуки и, конечно же, возможность донести до читателей свои мысли через изданные книги! Созидание — великое дело, разрушителем быть куда легче! Недавно меня спросили, что я жду от жизни. Я, не задумываясь, ответила: «Только то, что заслужила». А вам скажу более откровенно: если будет потоп, заслуженное мною бревно обязательно проплывет рядом».

Текст: Рая Аббасова


Рецензии
Вот роэтому дорогая Сария Вы являетесь моим самым любимым писателем.

Залимхан Абдулаев   05.10.2020 02:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.