Былина о Ставре Годиновиче и его женушке Василисе

Иллюстрация: Стар Годинович и Василиса. Роспись шкатулки

В стольном граде Киеве, на троне, Владимир Князь сидел.
Любил кутить! Пиры устраивал, когда хотел!
Умел Князь веселится и шибко погулять!
Всё потому что, - умели для царя налоги собирать!
И вот, Владимир, пир очередной, честной собрал,
Бояр и мытарей своих, он на него позвал.
Гости пируют, не устают друг перед дружкой похваляться,
Как «пилят» и воруют.... Чего же Князя то родимого боятся!
Вот только Ставр Годинович сидит, молчит.
«Чего молчишь, Ставруша? - Владимир говорит? -
Похвастаться что ль нечем! Или меня не замечаешь?
А ну ка говори, Ставруша, что от меня скрываешь?!»
Ставр в ответ: «Богатства у меня, и золота хватает!
Но больше всех богатств — люблю свою жену, которая умом огромным обладает!
Во всей Руси, нет никого, кто бы сравнился с Василисушкой моей умом!»
«Ну что ж, Ставруша! - Хмуро заметил Князь. - Об этом — поговорим потом!....»
Князь рассерчал, что кто-то на Руси, умней его вдруг оказался!
И приказал Ставра схватить! И Ставр в подвалах (на Лубянке) оказался....
И крикнул вослед Князь: «Коль Василиса так умна,
То пусть освободит тебя!» - И приказал налить себе вина.....
А Василица, вскорости, о том что муж её в подвалах, услыхала,-
«Мне ни деньгами, и ни силой, не спасти его... - так рассуждала.
Придётся хитростью мне женской, это дело взять!»
И стала, свои длинны косы, кор'отко обрезать...
Потом в одежды мужские облачилась, и к Князю Владимиру пришла,
И молодцем Василием Микулычем, Князю, себя и назвала....
и говорит: «Князь! Злата в моей казне не счесть!
Отдай мне в жены свою дочь! Сочту за честь!»
Князю, жених красавчик сильно приглянулся:
«Пойдём ка в баньку попаримся!» - Князь хитро улыбнулся.
«Василь Микулыч» отказаться от приглашенья не посмел,
Но до того, как Князь одежды скинул, - «попариться» уже успел...
А после баньки, за стол опять все сели, и продолжали пировать,
А музыканты, хоть и устали, но продолжали «без устали» играть.
Но хмур сидит жених (ВМ) и князю , с обидой, говорит:
«Не в силах слушать этих музыкантов! А слышал я, - гусляр великий, в погребах сидит?!»
«Гусляр великий? - Воскликнул Князь. - И как же музыканта величают?»
Жених (ВМ) ответил: «Под именем Ставр Голинович его все знают!»
Услышав это имя, Князь сильно удивился,
Но всё ж, из погребов Ставра извлечь, - распорядился....
А Ставр, жену свою любимую, без кос даже узнал:
«А где же твои косы, любовь моя?!» - он изумленно прокричал.
«А свои косы, я, дорогой, под нож пустила,
Зато сей хитростью,  тебя освободила!»
Тут Князь Владимир, кость лебяжью чуть не проглотил,
Настолько финал интриги сей, князя удивил...
И Князь Владимир, Ставру, «дерзость» его простил,
И Ставра с Василисой, с миром отпустил....


Рецензии