Зачем всё освящать?

Этот вопрос становится особенно актуальным, когда от освящённой некогда машины остаётся груда покорёженного металлолома. Был даже случай, когда владелец попавшей в аварию машины искал священника, чтобы потребовать деньги назад. Действительно, если освящение машины, квартиры или даже ракеты не гарантирует безопасности, то зачем тогда это делать? Я над этим задумался и нашёл для себя ответ. Сразу предупрежу: то, что последует дальше - плод моих размышлений, и относится к ним нужно соответствующе.

Начать, думаю, нужно с ответа на вопрос о смысле жизни христианина. Мой ответ таков: цель христианина - жить в основанном на любви общении с Богом.

Молясь утром и вечером, мы просыпаемся и засыпаем с Богом.

Мы молимся перед и после еды и, наворачивая борщик (или даже торт!), наворачиваем его с Богом.

Перед всяким делом мы молимся, и работая, пребываем с Богом.

Когда происходит что-то хорошее, мы благодарим Бога и радуемся с Ним.

Когда совершаем ошибки, то просим Бога помочь и тоже пребываем с Ним.

Это всё мы делаем по многу раз в день, но на события, происходящее гораздо реже, можно попросить Божьего благословения поторжественнее и пригласить священника.

Мы освящаем машину, чтобы, катаясь на ней, быть с Богом.

Мы освящаем квартиры и дома, чтобы жить в них вместе с Богом.

Мы освящаемся в таинстве Крещения, чтобы быть с Богом всегда и везде.

Мы участвуем в Соборовании, чтобы и в болезни быть с Богом.

Мы причащаемся, чтобы быть с Богом не только словами, но и всем своим существом.

А вот с освящением ракет, особенно же зенитно-ракетных комплексов, есть некоторые проблемы. Для того, чтобы относиться к освящению так, как я описал выше, у человека должно иметься желание быть с Богом. А ракета - всё-таки не частная собственность, и нельзя с уверенностью сказать, что все, кто имеет к ней отношение, воспринимают освящение именно так. В противном случае таинство принимает вид некоего магического акта.

Касаясь освящения зенитно-ракетных комплексов, можно предположить, что таким образом мы призываем Бога быть вместе с нами даже в таком непристойном деле, как война и чтобы мы остались при этом христианами. Но всё равно сей процесс выглядит диковато и вызывает у нецерковных людей недоумение.

Что касается освящения воды и прочей материи. Я считаю, что освящённая вещь - это молитва, а молитва - это средство общения с Богом.

Молитвословие - это молитва выраженная в словах.

Крестное знамение и поклоны - молитва, выраженная в движении.

Агиасма и освящённое масло - молитва, выраженная в жидкости.

Икона - молитва, выраженная в изображении.

Различные виды молитв обычно друг друга сопровождают и дополняют. С этим, я полагаю, связано то, что православные крестятся при виде храма. За многие столетия православие так глубоко впиталось в русскую культуру, что наши предки не стеснялись молиться друг у друга на виду, сопровождая словесную молитву крестным знамением.

Не знаю насколько все мои рассуждения верны, но, по крайней мере, они помогают мне самому лучше понять этот вопрос.

Уже после написания сего опуса я обнаружил, что в интернете имеются статьи с похожим содержанием, однако ж, “еже писах, писах”. Не пропадать же добру.

Спасибо за внимание!


Рецензии