Легенда русского спецназа ч. 8

Чтобы ввести противника в заблуждение, минёры имитировали «неудачные» подрывы некоторых ангаров. Внутри же такого «неудачно подорванного» ангара под полом ставили МЗД, которые тщательно маскировались. Применяли и другие хитрости, в том числе для маскировки подрывали части взлетно-посадочных полос. Оседавшая пыль надежно маскировала всю работу по минированию в радиусе десятков метров. Все меньше и меньше людей оставалось в Харькове. По ночам небо на западе багровело: враг вел ожесточенные атаки, стремясь любой ценой не дать нам возможности эвакуировать промышленные предприятия Харькова. Гитлеровцы не предполагали, что они опоздали и что их ждет в городе гибель от 2 тысяч надежно поставленных мин. В двадцатых числах октября бои шли уже в предместьях города. Военный совет одобрил решение имитировать минирование лучших домов. С 22 октября все дороги к востоку от Харькова были забиты отходящими войсками и рабочими, до последнего момента трудившимися на предприятиях. Эвакуацию города и отход основных сил прикрывали войска под руководством заместителя командующего фронтом ген.-лейтенанта Ф.Я. Костенко. Представителем инженерного управления фронта ген. Невский назначил начальника оперативного отдела инженерного управления фронта майора А.А. Винского. Всего несколько дней назад он пробился с группой командиров и бойцов из окружения и теперь энергично руководил действиями инженерных батальонов и спецгрупп, выделенных для минирования шоссе Харьков-Чугуев, подходов к Чугуеву и Чугуевскому аэродрому. На основной магистрали Харьков-Чугуев специальные группы минёров ожидали, когда пройдут последние войска, чтобы к многочисленным макетам прибавить настоящие мины.

РАДИОСИГНАЛЫ И ВЗРЫВЫ В ХАРЬКОВЕ

24 октября 1941 г. гитлеровцы ворвались в город. У них на глазах минёры, в их числе - испанские добровольцы, минировали шоссе на Белгород. Уже находясь в Воронеже, ОИГ Старинова подвела итоги проделанной работы. Всего за время операции по устройству заграждений только приданными сапёрными батальонами, было поставлено свыше 30 000 противотанковых и противопехотных мин, свыше 2000 мин замедленного действия различного назначения, десятки сложных приборов, которые позволяли взрывать мины в любое время без подхода к объекту, около 1000 мин-сюрпризов, взрывавшихся от различных внешних воздействий, а также несколько тысяч макетов мин. Каждая из установленных боевых МЗД по своей эффективности равнялась снаряду или даже авиабомбе крупного калибра. В районе же Харькова, как выяснилось позже, врагу не удалось обнаружить и 15 процентов мин, которые к тому же в большинстве случаев взрывались при одной только попытке извлечь их. Заняв Харьков - этот крупный узел шоссейных, железных дорог и воздушных путей сообщения, гитлеровские войска, все силы бросили на поиск оставленных советскими минёрами взрывных устройств. О том, что их в городе было немало немцы догадывались, да и опыт Киева имелся. Из 315 МЗД, установленных тремя сапёрными ротами из трёх ж/д бригад НКО, противник, начиная с 30 октября обнаружил лишь 37, обезвредил 14, а 23 вынужден был подорвать, смирившись с неизбежным в таких случаях разрушением пути. Так, например, при окапывании здания штаба округа канавой немцами была обнаружена антенна радиомины, по которой они отыскали место её установки. При попытке обезвреживания произошел взрыв мины-ловушки в итоге погиб один немецкий сапер.

На третьем километре железной дороги Белгород - Волчанок мина замедленного действия взорвалась под эшелоном с войсками. Убитых и раненых вывозили автомобилями на станции Белгород, Микояновка и Казачья Лопань. На станции Прохоровка 200 кг заряд с МЗД взорвался под стоявшим поездом. Снова жертвы. Вблизи станции Томаровка, на участке Готня - Белгород, очередная МЗД взорвалась под воинским поездом, проходившим по мосту двойной тягой. Мост рухнул, 42 вагона и 2 паровоза - за ним. Участок железной дороги вышел из строя на очень длительный срок. Враг не смог использовать и шоссе Чугуев - Харьков, где были поставлены МЗД. Ему пришлось строить параллельно шоссе грейдерную дорогу. Перечислять все мины, взорвавшиеся на железных дорогах и мостах, можно было бы долго... 54-летний ген.-майор Георг Браун не сразу занял престижный дом № 17 по ул. Дзержинского (т.н. «особняк Хрущева»). Он панически боялся русских мин, а потому вначале расположился в небольшой хибарке на окраине Харькова, и приказал расклеить по городу приказ, в котором требовал от жителей сообщить обо всех известных им местах установки мин, грозя смертной казнью всем, кто утаит такую информацию. Пока же послал своих сапёров в особняк для тщательной проверки. Немецкие специалисты произвели проверку и 12 ноября обнаружили и разминировали в подвале под грудой угля заложенную там огромную мину с шестью сотнями килограммов аммонала. После такой удачной находки им так и не пришло в голову, что эта мина была обманкой, и что прямо под ней спрятана ещё одна – гораздо более опасная, управляемая по радио, которая только и ждёт сигнала на взрыв. 13 ноября 1941 г. командир сапёрного батальона 68-й пехотной дивизии, рыжий и веснушчатый инженер-капитан Карл Гейден доложил ген. Брауну, что престижный дом готов для заезда.

В те же сутки, около полуночи Браун и переехал. Взрыв раздался через 3,5 часа... 13 ноября 1941 г. в Воронеже, где располагался штаб Юго-Западного фронта начальник инженерных войск ген.-л-нт Г.Г. Невский объявил полковнику Старинову приказ Военного Совета о приведении в действие радиомин на объектах захваченного врагами Харькова. К ним относились: объект № 1 - Холодногорский виадук; № 2 - Усовский виадук; № 5 - Отдельно стоящий дом по ул. Дзержинского № 17; Объект № 9 - Железнодорожный мост; № 7 - Диспетчерская с узлом связи аэродрома Гражданского Флота; № 12 - Здание штаба Харьковского военного округа. Глубокой ночью 14 ноября И.Г. Старинов с группой специалистов, с шифрами прибыл на Воронежскую широковещательную радиостанцию. Техническую часть операции обеспечивали допущенные лица: старший инженер 10 квт р/станции А.В. Беспамятов и начальник р/станции Ф.С. Коржев. Первый радиосигнал на расстояние до 300 км был послан в Харьков на подрыв в 03 15, затем последовали ещё не менее шести и последний в 06 утра. В немецких документах также указано, что 14 ноября 1941 г. станции перехвата принимали необычно мощные сигналы в частотах между 462 и 750 к-герц. Это совпадает с данными, приводимыми Стариновым и другими советскими участниками этих событий. В качестве закладок в Харькове использовался единственный тип радиомин, точнее, взрывных радиоустройств Ф-10, имевшихся на вооружении Красной Армии. В целом, радиомина, состояла из собственно взрывного радиоустройства Ф-10 и заряда взрывчатки от 100-150 кг до 4500 кг. ВУ Ф-10 представляло собой ящик массой 35 кг и размерами 40 на 38 и на 28 см. К нему присоединялась антенна длиной около 30 м. Электропитание от аккумулятора.

В зависимости от режима работы устройства емкости аккумуляторов хватало на срок от 4 до 40 суток. Дальность подачи сигнала на взрыв в зависимости от мощности радиопередатчика составляла от 150 до 600 км. Присоединение дополнительных источников питания по особенности конструкции устройства было невозможным. В целях экономии ресурса источников энергопитания, в схему был введен часовой механизм, который периодически включал питание приёмника на короткий срок. Шум часового механизма взрывного устройства, уложенного в землю, среди кирпичей был слышен человеком с нормальным слухом с расстояния от 5 до 30 см. Если использовался немецкий аппарат прослушивания фирмы «Электроакустик», то тиканье часов улавливалось с расстояния от 2,5 до 6 м, а щелчки электроподзавода часов с расстояния 6-8 м. К существенным демаскирующим признакам мины относилась – длинная антенна, зарытая в землю не глубже 0,7-1,0 м, и звуки работы часового механизма, которые можно прослушивать за 6-8 м. Плюс к этому немцы знали уже о существовании радиомин и о том, что такое минирование в Харькове ведётся. Ещё в начале сентября финны, получившие печальный опыт подрывов радиомин в Выборге, захватившие несколько экземпляров этих мин, переслали немцам подробное описание мины Ф-10. К сведению, в отчёте (1941 г.) о создании Харьковского узла заграждений и документе за 1943 г. по результатам минирования, и когда Эпов со Стариновым писали общедоступную книгу «Мины в тылу врага», мины Ф-10 относились к технике особой секретности и упоминать о них было нельзя. Поэтому, везде в документах они проходили общим счётом с минами МЗД-1, как «объектные МЗД». В этой связи, точно установить, как были использованы все 30 устройств Ф-10 оказалось невозможным.

Достоверно известно, что четыре Ф-10 оказались неработоспособными уже на стадии проверки исправности. И если учитывать, что по правилам с одним зарядом взрывчатки должно было устанавливаться 2 или 3 устройства, то можно полагать, что в Харькове было установлено от 8 до 13 радиомин. Установка с одним зарядом 2-3 Ф-10 подтверждается финскими и немецкими документами. Из немецких также следует, что службе радиоперехвата с 25. 10. по 22. 11. удалось засечь 43 посылки разных радиосигналов и по большей мере нейтрализовать их на частотах в диапазоне от 407 до 652 (К-герц). Длительность сигналов составила от 5-8 мин. до 1 час. 25 мин. Если допустить, что каждой частоте соответствует одно радиовзрывное устройство Ф-10, то несложно подсчитать, что немцы нейтрализовали их не менее 20. Плюс 4 оказались неисправными. Остается 6 – Ф-10. Если предположить, что в каждый заряд было вставлено по два-три устройства, то получается, что удалось взорвать три мины из восьми - тринадцати установленных. Возможно, что взрывы радиомин 14 ноября в доме № 17 по ул. Дзержинского и в Холодногорском виадуке удалось осуществить потому, что немцы не смогли надёжно подавить своим 1,5 квт передатчиком Воронежскую радиостанцию, мощность которой равнялась 10 квт. То, что в Выборге в конце лета 1941 г. из 25 мин взорвались 17, а в Харькове из 30 устройств сработало 6, однозначно показывает, что немцы раскусили секрет радиомин и нашли действенные способы противодействия. В дальнейшем аэрофоторазведкой в ноябре 1941 г. и осмотром в феврале-марте 1943 г. было установлено, что 14 ноября взорвалась промежуточная опора Холодногорского виадука, заряд ВВ – 500 кг аммонита был соединен с устройством Ф-10.

Продолжение следует в части  9                http://proza.ru/2019/05/10/1169


Рецензии