Дневник лосевода. 21 - 26 сентября 1987 года

21 сентября 1987 года

9-30. Машу с Настей выпустили на волю. Настя с воплем кидается обратно в сарай. Маша на зов абсолютно не реагирует, набрасывается на первые попавшиеся чахлые кустики. Полина Николаевна подгоняет их сзади. Доходим до кормушек. Начинают есть нагруженную в них траву. Настя опять убегает к доильному сараю. Увожу её на уздечке. Полина Николаевна гоняет Машу. Маша всем видом показывает полную свою независимость и явное намерением обойтись без пастуха. Настя идёт хорошо, но в лесу около поля пугается старой лосихи и вырывается вместе с уздечкой. Выходим на поле. Снимаю уздечку. Лосихи начинают резвиться. Настя, требуя хлеба, бьёт копытом о землю, строит уши, стукнула копытом по пакету с хлебом, немного задела меня. Отгоняю, ругаюсь. Подкрадывается ко мне сзади и стукает копытом по рюкзаку, не больно, но ощутимо и обидно. Настя довольная, глаза хитрые. Подленькое создание. Выходим на клевер у красивого места рядом с большой елью. Встречаем рогача. Настя спускается в овраг и идёт к нему. Мы с Машей жуём в овраге рябинку. Настя быстро возвращается разобиженная, строит уши, сторонится. Рогач от знакомства уклонился, видимо, меня испугался. Спускаемся к лагерю лосят. Ложатся и отдыхают. Потом уходим на клевер. Переходим поле, идём параллельно оврагу. В лес заходить боятся. Настя за мной следует лучше, Маша продолжает подчёркивать свою независимость. Встречаем лосят Буяна с Ямщиком. Дети оказываются слишком навязчивыми и любопытными, за что Маша с Настей их гоняют.
С 15 до 17 часов лежат, отдыхают. Подходим к Поповскому дому. Пасутся на клевере. Появляется Марьян. Гоняют его. Ухожу в дом. Пугаются, ищут. Спускаемся в овраг. Пасутся на иве. Переходим поле в сторону дороги на Рыжково, через лес спускаемся к реке Покше. Пасутся в зарослях молодой берёзы и ивы. Оставляю их здесь затемно.

22 сентября 1987 года

6-30. Нахожу лосих там, где оставила. Подкармливаю хлебом. Пасутся в лесу. Появляется вчерашний рогач. Чёрный, упругий, статный, молоденький. Нарекаю его Феликсом. Подходит довольно близко и ходит вокруг похрюкивая. Выходим на клевер. Отхожу от лосих на порядочное расстояние, прячусь за стог. Феликс почему-то продолжает кружить по лесу гораздо ближе ко мне, чем к лосихам.
Со стороны поля появляется новый рогач. Делает огромный круг и близко подходит к Маше с Настей. Те лежат, отдыхают. Этот намного старше и мощнее Феликса, с сединой на боках, огромными рогами. Здоровенный мужик, угрюмый такой собственник, нарекла его Юрием Александровичем (уж очень похож, прости Господи, на одного нашего физиолога). Подходит почти вплотную, но тут же равнодушно и вяло удаляется.
С 8-00 до 14-00 пытаюсь отвести лосих на ферму, пока безуспешно, хотя и прошли больше половины пути, дальше ни в какую. Инициатором всех моих несчастий является Маша. Сатана в образе ангела. Хлеб берёт плохо, Настя напротив. Маша стала до невероятности капризной. Полтора часа пролежали в лесу. Пасутся на клевере. Машу в уздечке довожу до первого от фермы стога, но Настя за нами не идёт. Машу отпускаю, бежит к Насте. Уходят в противоположную сторону от фермы. Облюбовали себе место под Михайловским. Оставляю их здесь затемно. Весь день пытались от меня сбежать. Найду ли их завтра…

23 сентября 1987 года

6-15. Настя лежит у стога. Вчера вечером я обозревала с него окрестности. Маши не видно. Кричу. Появляется колченогий рогач. Несётся к нам. Дабы не смущать обоих, считаю своим долгом забраться на стог. Колченогий подходит близко. Настя нервно жуёт траву и сама делает попытки приблизиться к нему, но очень скоро он обретает равнодушный вид, как было с Юрием Александровичем. Что-то с ней не так… Просыпается Маша, оказывается, она была у большой ели. Колченогий направляется к ней. Настя пытается следовать за ним. Маша отличается противоположным характером, убегает от Колченогова, высказывает явное раздражение. Это задевает его мужское достоинство и Колгченогий, делая вокруг Маши круг, начинает ухать, но, не добившись положительных результатов, наскоро удаляется. Полежав, Маша и Настя спускаются в овраг. Увожу их к Покше через лес. Пасутся на иве.
С 10-00 до 13-30 отдыхают. Маша выбрала место лежанки прямо рядом со мной. Позже подошла и плюхнулась рядом Настя. Сегодня она доставляет больше хлопот. Уходит далеко вперёд, намеревается перейти речку.
15-00. Маша попаслась и вернулась ко мне на место лежанки, Настя нет, легла там, где паслась.
Ухожу звать лосят на пойку. Они совсем близко от лагеря на самом краю поля, но не идут. Кричу очень долго. Пробую подгонять, ничего не помогает. На мой голос появляются Маша и Настя. Осторожно обходят лосят. Маша заходит им в лоб, принимает угрожающий вид и гонит лосят на меня. Запускаю их в загон, кормлю. Поим мы их жиденькой тёплой смесью ЗОМА (заменителя овечьего молока) с добавлением дробленой запаренной овсянки, постепенно приучая и переводя на овсянку. Для каждого в загоне сделаны металлические кормушки в станках, которые после кормления необходимо тщательно промывать тёплой водой, деревянную конструкцию необходимо отчищать от загрязнений и постоянно содержать в чистоте. Воду беру из ключа, который бьёт в овраге. В овраг сделаны деревянные сходни, когда они покрываются корочкой льда, спускаться и забираться по ним с вёдрами бывает очень проблематично. Маша с Настей подходят к загону. Предлагаю им овсянку, Настя ест, Маша отказывается. Потом все лежат вокруг загона. Доделав дела, увожу всех на клевер. Здесь их и оставляю.

24 сентября 1987 года

Нахожу Машу и Настю на клевере. В этот раз они откочевали намного дальше. Кормлю лосят. Машу с Настей снова потчую кашей. Маша сегодня ест. После все лежат у загона и уходят на клевер. Управляюсь с делами, не упуская их из виду. Пасутся напротив лагеря в пределах видимости. Пока хожу за водой, буквально минут пятнадцать, Маша с Настей исчезают, все поиски напрасны. Пробегала, прокричала 4,5 часа. Обошла в округе всё, что можно и не по одному разу. Обещали прийти с пеленгатором, но не пришли. Вечером попеленговали с антенны и сообщили, что лосихи находятся близ Михайловского.

25 сентября 1987 года

Кричу в районе Михайловского. Безуспешно. Лосих находят с пеленгатором близ дороги на Рыжково за первым поворотом от лагеря. Пасутся на клевере. На голос идут хорошо. Хлеб едят с удовольствием. Настя в поисках хлеба лезет и лезет в рюкзак. После она разрезвившись носится как угорелая, брыкается, подскакивает ко мне, строит уши, бьёт землю копытами, явно приглашая порезвиться вместе. По клеверу идём до поповского дома. Лёжка с 10-00 до 12-00. Причём ложатся они теперь ближе к снопикам, на которых я обычно усаживаюсь. Потом по клеверу же доходим до лагеря. Кормлю кашей. Весь день льёт дождь. Спускаемся к реке на иву. Пасутся. Отдыхают с 13-00 до 17-00. Опять пасутся. Маша в последнее время стала послушнее. Настя, напротив, проявляет самостоятельность, уходит от нас. Когда Наталья начинает звать лосят, Маша приходит в волнение. Лосята появляются из-за речки. Наталья уходит в другую сторону. Зову лосят, они переплавляются. Маша вся дрожит в предвкушении удовольствия. В явном азарте следует за лосятами, почти не реагируя на мои окрики. Правда, у лагеря дожидается, пока я выкарабкаюсь и подойду к лагерю. Лосята намыливаются удрать на поле. Маша чуть ли не на цыпочках обходит их в лоб и гонит к самому загону, после чего идёт пастись на клевер. Обрадовавшись, начинаю загонять их в загон. Но не тут то было. Появляется Настя. Такой взгляд я видела разве что у человека. Она вся исходит ревностью и отгоняет лосят от загона, а может быть от меня, прямо к полю. У Насти странный характер. Она вся на эмоциях. Радость, так радость. Злость, так злость. Всё стандартно. Стандартный тип мышления и восприятия действительности. Но в то же время Настенька с подковыркой. Есть в ней что-то глубоко затаённое, злобненькое, злорадное. Иногда даже становится страшно. Она делает всё как бы ненароком, случайно, но чувствую, что специально. Манька простая, но с хитринкой, не с подлой только, а так, если можно сказать, «по-мужицки» какая-то смекалистая. Она гораздо спокойнее Насти. Настя пугливая. У Машки этакий залихватский видок, бегает со сбитой набок антенной, с огоньком в глазёнках, где бы нашкодничать. Мордашка у Маши всё-таки гораздо симпатичнее Настиной. Но Настя мне кажется намного преданнее, а с Манькой, чувствую, ещё намучаюсь.
Оставила лосих на клевере в 20-00. Они наелись и отдыхали.
Первое время часто плутала, возвращаясь домой затемно, сложно было найти дорогу, не зная местности.

26 сентября 1987 года

6-00. Лосихи на голос не идут.
6-35. Нигде нет. Обошла поле. Находим их только с пеленгатором, причём на том же месте, где нашли в прошлый раз. А ведь кричала… И не вышли.
Полина Николаевна и Оля уводят их на уздечках на ферму. Маша с Настей сильно бесятся, не хотят идти, но приходится.
Ухожу на выходной.


Рецензии