Дневник лосевода. 16 - 24 октября 1987 года

16 октября 1987 года

Ночью заморозки, днём температура +9+11 градусов, ветер юго-восточный, слабый, безоблачно.
Прихожу в 10-20. Лосихи на старом месте. Гоши с ними нет. По другому краю поля ездит трактор. На зов первой подходит Маша. Едят с жадностью, выбивают пакет из рук, пихаются. Маша сегодня какая-то странная. Заторможенность, потом, вдруг, всплеск возбуждения. Может, покрылась? Под хвостом желтоватая мутная слизь. У Насти такой нет. После подкормки лосихи явно не желают оставаться на поле, продвигаются в сторону правого леса. Заходим. Ждут, когда я их поведу. За незнанием леса вожу их долго, идут. Ельники не подходят, старого и очень удобного (Гошиного) найти не можем. Наконец, останавливаемся. Лосихи грызут кору деревьев. Сзади нас раздаётся сильный треск. Мы с Машей идём на разведку, похоже, ей это очень нравится. Прогулявшись немного, возвращаемся к Насте. Укладываемся. Маша интересуется, что я делаю, не перепадёт ли что-нибудь вкусненькое. Я пишу на шуршащем пакете. Обнюхивает дневник и ложится совсем рядом. Лежим все тесной кучкой.
В 15-00 выходим на поле. Трактор работает уже совсем близко. Опыляет. Увожу лосих на иву, с нами уходит Ната. Переходим речку, пасёмся на зелёном лужке рядом со стогом. Едят траву неохотно, не сравнишь с озимыми. Манька под вечер совсем разошлась, сожрала мой торт (домашний), так и лезет в рот. У меня привычка жевать травинку. Маша приближается и жует мою травинку с другой стороны. Настя больше пасётся на иве. От меня не отходят. Ухожу в 18-00. Начинает смеркаться. Некоторое время идут за мной, потом отстают.

17 октября 1987 года

Ночью заморозки, днём температура +9+11 градусов, ветер южный, слабый, безоблачно.
Выхожу в 9-00. Идём с Олей без пеленгатора. Ищем до 14-00. Безуспешно. В 14-30 прихожу на поле. Маша с Настей здесь. Подкармливаю. Подходим к стогу. Рядом пасётся Лейка. Что будет? Драк нет. Всё спокойно. Ухожу в 15-45. На поле пять дикарей.

18 октября 1987 года

Заморозки, утром температура -3 градуса, днём не больше +1, ветер умеренный, небо затянуто тучами, это первый день без солнца.
Приходим в 9-15 вместе с Олей. Она ведёт Лучину. Теперь на поле пять наших лосих: Маша, Настя, Ната, Лейка, Лучина. На зов Маша с Настей выбегают из оврага очень быстро. Едят культурно. Не пихаются. Все ведут себя миролюбиво, столкновений нет. Пасутся. Мы с Олей роемся в стоге, пытаясь соорудить себе логово. Лосихи ложатся. Маша совсем рядом, Лейка и Лучина справа поодаль, Настя ближе к лобовому лесу, Ната там же, но ближе к нам. Видя Олю, Маша хнычет, но от стога не отходит. Часто встаёт, нюхает всё, что я беру в руки, надеясь что-нибудь выпросить.
По краю поля проходит человек. Подходит к Насте. Она не боится, нюхает предложенный хлеб, но не берёт.
К 15-30 лосихи постепенно переходят к правому лесу (дорога). Оттуда как раз вышло четыре дикаря. На поле к моему уходу только шесть дикарей. Ухожу в 16-15.

19 октября 1987 года

Теплее, чем вчера, небо серое, ветер слабый.
Прихожу в 10-45. Лосих нет. На зов не выходят. Долго кричу у правого леса, захожу вглубь, кричу у лобового, иду в левый. Прохожу его до хвостика поля, далее вглубь к речке. Нигде нет. Возвращаюсь вдоль реки. Сейчас 12-35. На поле пусто. Опять захожу в правый лес, зову, слышу колокольчик. Выхожу на Нату. Она выходит на поле. В 14-00 ухожу за пеленгатором, в 15-20 возвращаюсь без него. Лосихи на краю поля у правого леса близ тропинки. На голос идут неохотно. При подкормке начинают пихаться. Не даю хлеба, пока не угомонятся. Дальше легче. Ложатся у стога. Ухожу в 17-00. На поле пять дикарей.

20 октября 1987 года

Температура 0 градусов, ветер слабый, небо серое.
Сегодня сначала кормлю лосят. Прихожу к ним в 7-00. Лосята на поле напротив лагеря. Идут хорошо, пойка проходит отлично (в 7-40). В 9-00 приезжает трактор. Увожу лосят вдоль берега по иве. Идут хорошо. Доходим до Ямайкиного брода, идём вверх по лосиной тропе. Выходи на клевер под Михайловское (правый закуток по спуску к старому лагерю). По пути пасёмся на иве, пасутся нервно, стоит мне отойти, бросают иву. На клевер выходим в 10-00. Здесь их и оставляю. Иду к Маше и Насте. На поле их нет. Прохожу правый лес, зову, никаких результатов. Обычным путём через овраг возвращаюсь к полю. Совершенно случайно замечаю Настю, переходящую реку. Колокольчиков не слышно. На голос идут вяло, неохотно, но всё-таки идут. Раздавая хлеб, получаю сильный удар под дых Машиной мордой, шлёпаю её по носу и не даю хлеба пока не успокоится. От шлепка Маша съёжилась, зажмурила в страхе глаза, после чего ведёт себя спокойнее. Выходим на поле. Пасёмся до вечера. Рядом пасётся Ната. Ухожу в 17-00. На поле восемь дикарей.

21 октября 1987 года

Температура примерно -3 градуса, ветер слабый.
Лосят нахожу напротив того места, куда вывела, но по ту сторону дороги, вглубь поля. Увожу в лагерь. Пойка (7-45) проходит успешно. Пока прибираюсь, уйдя на иву пропадают Лидер, Лель, Апельсин и Марьян. Остальных увожу до наших кустов, в надежде, что на голос выйдут пропавшие. Не выходят. Возвращаемся на поиски. Безрезультатно. Решаю оставить их на иве у лагеря. Ямбург и Лимон не дают уйти. Ухожу четыре раза, в последний раз перехожу речку. Находят. Совсем отчаявшись, возвращаюсь и натыкаюсь на беглецов. Решаю вести, но не могу докричаться и отыскать Буяна с Ямщиком. Уходим без них, вывожу семерых на клевер возле старой дорогой. Сегодня идут бойчее. Покидаю их в 10-45.
Машу с Настей нахожу в 11-30 напротив моего брода. Подкармливаю, Маша снова получает по морде. Увожу к шалашу, здесь много ивы, хорошая зелёная полянка, и рядом еловый лес. Наше поле напротив за речкой. Сейчас 13-30. Лосихи угомонились, лежат напротив шалаша.
Маша с Настей первую половину дня стали проводить в лесу или на иве, а во вторую выходят на поле. Освоились окончательно. Я разожгла костёр. Лосихи легли рядом. Пасутся на иве. Целый день провели на одном месте. Ухожу в 16-30.

22 октября 1987 года

Температура примерно -3 градуса, всё вокруг в инее, ветер слабый, небо серое.
В 10-00 лосих на месте не нахожу. Нет их и на поле и по обеим сторонам реки от стога до шалаша. Иду за пеленгатором. Ищу от Михайловского. Выхожу на поле. Маша с Настей у кромки левого леса. Похоже, я двигалась вслед за ними. Первый день даю в качестве подкормки картошку. Маша сначала выплюнула, потом начала брать. Ест с удовольствием. Настя плюётся. Удаётся всунуть ей в рот картошку только заодно с хлебом. Нашла их в 13-00. Сейчас 13-40. Лежат у стога, отдыхают. Пасутся вокруг. В 15-45 приходит Ната. Пасётся рядом. Ухожу в 17-00. Максимальное число дикарей бывших сегодня на поле – одиннадцать.

23 октября 1987 года

Холодно, ветер слабый, деревья совсем уже белые от инея, под вечер опять будет сильный туман.
В 10-00 лосих на месте не обнаруживаю. Зову по берегу от стога до каменного брода, обхожу поле, иду в левый лес до Михайловского. Когда возвращаюсь обратно в 12-45, лосихи лежат близ правого леса. Картошку едят хорошо обе, без хлеба. Пасутся у стога. Настя очень интересуется пакетом с тетрадями, засовывает в него морду до самых ушей. Прячу в норку, вырытую в стоге, Настя лезет туда, причём в стоге скрывается не только голова, но и передние ноги.
В 15-30 собираюсь отвести лосих на иву, но только беру рюкзак, как лосихи возбуждаются, хотя до этого были совершенно спокойными. Получаю удар копытом от Насти. Гоняюсь за ней с прутиком. Маша тоже возбуждается, прут её не страшит. Увожу на иву. Носятся как угорелые. Там их и оставляю.

24 октября 1987 года

Выходной.


Рецензии