О фильме Батальонъ - 2014 г

НЕ НАДО ВОЕВАТЬ МОЛОДЕНЬКИМ КРАСИВЫМ ДЕВУШКАМ ЭТО НЕ ИХ ДЕЛО!

Фильм режиссёра Дмитрия Месхиева "Батальон" произвёл на меня сильное, но угнетающее впечатление. Всё дело в том, что Первая мировая война для моего поколения остаётся бессмысленной империалистической бойней, в которую царская Россия ввязалась по милости Николая Второго. И пусть даже девушки из женского батальона полны патриотизма и желания защитить родную землю, но ведь немцы не лезли на нашу территорию до объявления войны. Именно Первая мировая ввергла страну в голод, хаос, политический кризис, погибель множества людей, и в конце концов - в революцию! Так к чему пенять на то, что армия стала недееспособной, солдаты не желают воевать, а хотят брататься с противником и возвращаться в свои деревни, чтобы делить там землицу. Словом, разброд, шатание, полная неуправляемость удручают. А Керенский довольно подло поступает, решив сформировать женский батальон, чтобы он показывал пример патриотизма на фронте и поднял в войсках воинственный дух. Но ведь на войне убивают! Там бесприютно, страшно, там всюду смерть ходит по пятам за юными хрупкими созданиями - девушками, рождёнными не для войны...

Я задумалась, а почему девицы разных сословий пришли записываться в женский батальон? Некоторые, конечно, решили мстить врагу за убитых родных. Кто-то бежал от тяжёлой жизни в деревне или на рабочих окраинах, кто-то хотел защитить себя от неопределённости и ужаса революционного слома привычной жизни. Некоторые, возможно, пришли в батальон, чтобы почувствовать наконец, что они имеют равные права с мужчинами. Ведь вопросы женской эмансипации были очень актуальны в начале ХХ века. К тому же, в женском батальоне все получили равные права и одинаковый статус. И дамы благородного происхождения, и простые крестьянки или служанки были зачислены туда простыми солдатами. И всем им пришлось отказаться
от своей женской сущности: кудри им постригли чуть не наголо, вместо нарядных платьев - грубые солдатские шинели, вместо женских привычных занятий - военные ученья по полной программе, да такие сложные, что не всякий мужчина справится.
Насчёт главной героини фильма - Марии Бочкарёвой, которую сыграла артистка М. Аронова, - всё предельно ясно: она неженственна по сути своей, её место, действительно, в армии. Она прекрасный командир - умный, требовательный, спокойный, справедливый и при этом - заботливый. Эмоционально Бочкарёва - человек всё-таки по-женски чуткий, и поэтому она понимает девушек, но послаблений им не даёт: долг, служба прежде всего. А они её по-настоящему любят: в этих суровых условиях Мария Бочкарёва выполняет функцию не только командира, но и мамы родной, которая всё рассудит по справедливости, поможет и поддержит в трудную минуту. Именно она научила девушек стойкости духа и верности присяге!
Когда девушки попадают на передовую, становится до боли ясно, что не место им в солдатских окопах, не должны они никого убивать и сами умирать в расцвете юности! Это неестественно! А ведь им приходится идти врукопашную против здоровенных немцев-мужчин, колоть врага штыком, не жалеть для него пули. Натуралистические сцены смерти, крови, грязи, кадры страшной газовой атаки заставляют сердце сжиматься.

Большое отвращение у меня вызывает российский полк, укомплектованный мужчинами-солдатами, которые, фактически потеряли человеческий облик: это сборище мерзавцев и деклассиррванных элементов. У них на уме сплошная похоть, пьянство и разгул анархии. Так вот, Керенский со своим временным правительством лучше бы наводил дисциплину и закручивал гайки в действующей армии, чем посылал на верную смерть юных девочек! И главное - неизвестно за что! Монархия ведь уже пала, империя развалилась, старый мир рухнул, а новый ещё не возник. Так что трагедия женского батальона на фоне глобальной трагедии страны выглядит пугающе.
Но меня при этом покорили мужество, выдержка, самоотверженность героинь, готовых отдать жизнь за свою страну! Только вот нужна ли была стране такая жертва?


Рецензии