Две линии природы души
Он рассказывал, что в 19 веке, во Франции жил талантливый исследователь Emile Hennequin (1858-1888),который выяснил и доказал, что каждый творец, будь то художник, писатель или композитор, имеет свой круг почитателей. Людей, которые читают книги писателя от корки до корки, интересуются его биографией, живут с его произведениями в душе долгие годы. То есть он им очень близок и созвучен. Так вот, эти почитатели, строем своей души и характером похожи на тех творцов, которыми они восхищаются. И когда они смотрят эти картины, или читают эти произведения, то тем самым они лучше узнают самих себя и природу своей души.
Люди разные, говорил М.Е.Бурно, но их внутренняя природа, прежде всего, имеет два основных полюса – линию Платона и Линию Демокрита – и это вечное движение.
Один человек чувствует тело природным источником своего духа, то есть по складу является материалистом и реалистом.
Другой с самого детства чувствует, что красота ему посылается свыше, что духовное, тонкое и прекрасное исходит не из него, как источника духа, а он является лишь его приёмником, он чувствует, как эта благодать ниспосылается ему. Это есть его природная предрасположенность к идеалистическому мироощущению.
И это очень важно, прежде всего человеку узнать, к какому мироощущению он по своей природе предрасположен, к реалистическому-материалистическому, или к идеалистическому.
Тут важно понимать, подчеркивал М.Е. Бурно, что и тот и другой человек по своему одухотворены. И материалист, при всем том, что он чувствует тело источником духа, может быть одухотворен как Чехов или Пушкин, которые были в своей сущности не идеалистическими людьми, не верующими, не религиозными, в обычном смысле. Они были одухотворенными в том смысле, что для них тоже высшей ценностью являлся Дух и не важно, что при этом источником Духа для них являлась саморазвивающаяся природа. Например, Пушкин писал:
“Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит…”
То есть Пушкин видел вечность не в вечности своей души, а в вечности своих произведений, которые люди будут читать.
Чтобы проиллюстрировать две разновидности природы души, Бурно привел несколько произведений искусства. Например, реалиста Рафаэля и его картину «Три Грации», где изображены реальные, полнокровные женщины, тела которых излучают изнутри теплый свет. Они таковы природой своей, то есть для художника подлинная действительность – это материальное тело.
И вот в трех Грации на картине Боттичелли «Весна» (итал. Primavera) мы не видим такой телесности, эти женщины словно сотканы из Духа. Это является примером сновидного изображения. Боттичелли был человеком с идеалистическим мироощущением, художник, для которого подлинная действительность – это духовная действительность, в его картинах мы всегда чувствуем изначальность духа.
Или еще более древние произведения искусства. Изображение головы Коры с афинского Акрополя, которая тоже обладает свойствами светящейся телесности и теплоты.
И загадочная, не от мира сего, Нефертити – одно из самых известных произведений амарнского стиля древнеегипетского искусства.
М.Е.Бурно подчеркивал, что эти две линии природы души можно проследить через искусство с самых древних времен.
И глубокое познание самого себя может начаться для человека через осознание своей принадлежности к одной из этих линий, и дальнейшее раскрытие подлинной духовности, созвучной природе своей души.
И можете начать прямо сейчас, осознав, что вам ближе.
Вы чувствуете себя источником Духа, или он нисходит к вам?
Вам ближе Рафаэль или Боттичелли?
Вас больше чарует красота Коры, или Нефертити?
#WedenskySchool #ЖивоеСлово #ОПредназначении #ТекстСилы #ЖивыеОтношения (red 23/01/20
Свидетельство о публикации №219010600359