Однажды вечером. Часть 4. 4. Без любви

Лидия.  Из дневника.
2002 год,17 октября, Катманду

В индуизме есть монахи, которых называют садху, но нет монастырей, потому что очищение кармы – личное дело каждого. Садху живут отдельно от людей и иногда принимают на себя самые необычайные обеты, например, молчания в течение многих лет, иногда всей жизни, или отказ стричь ногти, которые вырастают до невозможной длины, или обет стояния на одной ноге в течение многих лет. Как это происходит в реальной жизни, я себе не представляю, хотя в Непале, где индуистские храмы возведены рядом с буддистскими, я увидела необычайные зрелища. Смысл жизни садху в достижении мокши через  медитации. Садху отреклись от камы – любых жизненных наслаждений, отреклись от артхи – работы на материальное благополучие, и встали на дхарму - путь личного освобождения.
Шива, живший около пяти тысяч лет назад в Индии, разработал сто двенадцать способов медитации. Некоторые из них включают в себя секс, как способ входа в сверхсознание и достижения духовного освобождения. Символический образ Шивы – Лингам (физическая форма мужских гениталий), что значит «столб света». Лингам находится в Йони (физической форме женских гениталий), что значит «священное место». И основная задача поиска на пути к Нирване – достижение гармонического союза мужского и женского начал, которые есть в каждом из нас.
Сиддхартха Гаутама  был первым, кто обратил внимание на то, что практика и философия индуизма в реальной жизни не освобождает человека от  дхукхи, страдания, и вся жизнь человека есть страдания и смерть. Он осознал в себе стремление и желание освободить себя от страданий, это была цель его кармы в течение сотен и сотен жизней до его рождения.  Он и вошел в историю как Будда и основатель буддизма, или, как говорят буддисты, будда-дхармы, как  путь избавления от страдания. Буддисты, в противовес индуистам, служат собственному осознанию мира как единства противоположностей и идут по пути просветления. Они не ставят своей задачей посвятить себя Добродетели, потому что и понятия такого в буддизме нет. Вернее, нет понятия, что есть Бог, который поощряет добродетель и наказывает грех.  Задача каждого буддиста-монаха достичь личного просвещения и давать другим возможность идти к очищению и освобождению души путем добрых дел.
Основное служение человечеству возможно через монастырскую жизнь, потому что жизнь монаха направлена полностью и только на служение, распространение учения и помощь людям в достижении мокши. Каждая семья отдает в монастырь хотя бы одного ребенка в 5-6 лет.  Ребенок не обязан становиться монахом, у него есть выбор. Его не принуждают к молитвам и постам. Все, что происходит – весело, как игра. Когда подходит время, молодого человека посвящают в таинства и опять дают ему выбор: остаться в монастыре, чтобы постигать мокшу, или вернуться в мир. Испытание длится семь лет, по истечении которых и принимается решение.
Основная задача монаха-буддиста – отступиться от Эго и практиковать отсутствие «Я». Вот здесь и наша христианская добродетель: «не суди, да не судим будешь». Отсутствие «Я» - это отсутствие мерок, по которым ты судишь мир. Для этого нужно, прежде всего, добиться тишины в голове. Для этого и уходят в отшельники, принимают обеты молчания. Отсюда «не  место красит человека, а человек место», то есть нужно искать не место себе, а себя на своем месте. Следовать своей вере нужно не прекословя, доверяя своему Учителю.
"Десять наставлений":
    - не убивать;
    - не брать того, что тебе не дали;
    - соблюдать обет безбрачия;
    - не лгать;
    - не пить спиртные напитки;
    - есть только в отведенное для еды время;
    - не носить украшений;
    - не искать чувственного удовольствия в пении, танцах, публичных представлениях;
    - не искать жизненных удобств, комфорта;
    - не копить богатство.
Следующий шаг - это обучение в одной из буддийских монастырских школ. Это специальные школы, где "сами" и "самини" более глубоко изучают буддийские тексты, учатся китайскому письму, пению, медитации и всем остальным умениям, которые необходимы рукоположенному члену буддийской монашеской общины. Конечная цель учебы - понять учение Будды.


Рецензии