Кваркуш - грива небесного скакуна
То, где я сейчас нахожусь, – одно из самых необычных по ощущениям мест Прикамья – хребет-плато Кваркуш…
Сами манси давно уже не пасут здесь. Последний из них – Сергей Бахтеяров – был помещен в дом престарелых, но бежал оттуда и пропал без вести… Олени же всё так и бродят … Но, несмотря ни на что, земля эта остается прежней землёй. И вокруг меня сейчас совсем другой мир, как бы другая планета, другое измерение, со своими непонятными чужакам законами, которые раскрываются только чувствующему, внимательному, дружески настроенному и открытому. И если этот контакт удаётся, если ты оказываешься достойным стать на время частью этого плато, достойным слиться с ним, тогда его невидимый Хозяин готов исполнить все твои желания…
Во все стороны разносится пестрая тундра, где-то пронзительно-зелёная, где-то кирпично-бордовая, где-то ярко-желтая… Вдалеке на северо-западе темнеют на фоне массива Гошьян-Мыка (отсюда кажущиеся размером не больше древесной почки, а вблизи – с три двухэтажных дома) скалы-останцы Три Брата… Тоскливо пищит, перебегая от берёзового ёрника к можжевельнику какая-то птица, рыжевато-коричневая сзади и чёрная (через ярко-белую полоску) спереди… А за моей спиной горбатит свои валуны, как доисторический, первобытный зверь, Вогульский Камень, с которого я только что спустился. Он патриарх этого места, вершина хребта Кваркуш...
Уже более десяти раз я поднимался сюда и в одиночку, и как проводник, но ощущение, полученное от первой встречи с этим местом, не тускнеет. Иногда сидишь, прижавшись к покрытым лишайниками кварцитовым глыбам Трех Братьев, отключаешься от своих проблем и вообще потока мысли, и перед глазами начинают появляться какие-то неясные силуэты… То три великана-лучника… То огромный извивающийся змей песочного цвета… То седой старик с березовой клюкой и глазами юноши… И все это складывается в какую-то цепочку событий, как будто сам дух Кваркуша нашептывает мне какой-то древний забытый эпос…
О Кваркуше подлинных мансийских преданий, к сожалению, не сохранилось. Даже название «Кваркуш» не местного (вогульского), а, видимо, коми-язьвенского происхождения и означает просто «Голое, рассеченное место»… Манси же назвали хребет Пурап-Нёр, но как это расшифровывается, мне неизвестно, хотя вторая часть слова явно показывает на связь с Нёр-Ойкой – хозяином Урала. Иногда местные называют Кваркуш также Гривой, особенно, когда хребет затянут космами туч… Может быть, это необычное место, заставляющее оцепенеть, потому и вталкивает в моё воображение свои образы, что требует, связав их и продолжив, сложить миф о себе…
Миф о Кваркуше
«…Итак, положил Нуми-Торум свой пояс на землю, а на его бляшках- горах поселился после изгнания с небес со своими детьми, воинами и челядью один из его старших сыновей, ставший хозяином Урала – Нёр-Ойка. Каждая вершина уральская – это его потомок или воин. Сам же Нёр-Ойка поселился сначала над верховьями Вишеры к югу от впадения в нее реки Ниолс – на Молёбном Камне.
Но не понравилось всё это старому противнику Нуми-Торума – Куль-Отыру – хозяину нижнего мира, одному из творцов земли. Это он в виде чёрной гагары поднял когда-то со дна Древнего Океана щепоть ила для создания тверди. Но за то, что утаил часть ила для себя, то есть противопоставил себя Создателю, парившему тогда в виде белого орла над бесконечной водой, он был спущен под землю. Куль-Отыр-то и тряс её от обиды и зависти – это было его последнее удовольствие. Но когда земля была укреплена Поясом Нуми-Торума, Куль-Отыр оказался лишён и этой последней своей забавы. В гневе покрылся он ядовито-зелеными лишаями, а из глаз его посыпались красные искры, которые тут же превратились в тучи летающих кровососущих монстров. Щелкнул пальцами Куль-Отыр, и лиственничные леса, покрывавшие тогда большие пространства земли, превратились в остроголовых великанов-менквов. Это полчище и послал Куль-Отыр с Запада на Урал, чтобы разрушить ненавистный Пояс. И двинулась армия, круша все на своем пути, убивая и увеча детей Нёр-Ойки.
Поздно спохватился Хозяин Урала, способный побеждать и изгонять врага взглядом, – силой Куль-Отыра он был лишён своего дара. Значительная часть Священного Пояса была уже искрошена в щебень, только невысокие холмы-корни напоминали о нём – это сегодняшний Средний Урал. И тогда бросил Нёр-Ойка по Уралу клич для сбора, а сам с остатками дружины дал сражение в районе между своими последними крепостями – Денежкиным и Конжаковским Камнями. Это была страшная битва. Врага удалось выбить на время к западу. Но почти вся дружина пала, а самого его чуть было не захватили в плен. На месте этой битвы сегодня горы будто раскиданы в разные стороны. Отступил Нёр-Ойка в тайгу, к истокам Сосьвы, чтобы собрать здесь новые силы. К нему на помощь со всего Урала, и с крайнего севера, и с крайнего юга спешили самые сильные воины, такие как Ишерим и Иремель. А демоны продолжают натиск: войско Куль-Отыра добралось уже к Северному Уралу. Не было никаких сил их сдержать – из всей дружины в живых остались только Три Брата – великаны-лучники. Ещё бы чуть-чуть продержаться к приходу подкрепления… И обратился тогда, забыв гордость, Нёр-Ойка своему младшему брату, любимому сыну Нуми-Торума – Мир-Суснэ-Хуму, поставленному в обход старших братьев смотреть за всем миром, разъезжающему над землей на белом крылатом коне Товыт-Луве…
И пришел на помощь брат к брату. Отрезав прядь от гривы своего жеребца, он дунул на неё и бросил на землю. Извиваясь в воздухе, превратилась белая прядь в большого змея песочного цвета, и полетел он к остаткам Священного Пояса. Лёг змей между ним и приближающимся врагом в виде неприступной стены с зубцами и пятью башнями. На эту новую преграду поднялись со своими луками три последних дружинника Нёр-Ойки, чтобы остановить врага хоть на какое-то время, до прихода помощи…
И снова была тяжёлая схватка. Где пролетали золотые стрелы братьев – там пролегали просеки в войске Куль-Отыра. Но силы были неравные. Враги вгрызались в неприступные камни крепостей и разрушали их в щебень. Много их было убито стрелами, но и сами лучники были уже на пределе. А помощи всё не было. И когда демонам и менквам удалость пробить брешь в преграде, встали там братья намертво и превратились в кварцитовые останцы…
Тогда пришлось вступать в битву самому вечно юному Мир-Суснэ-Хуму. Ему запрещено было Отцом вставать на землю не только своими ногами, но даже копытами его коня. Тогда он принял образ дряхлого старика, опирающегося на березовую клюку, и сошел на самую высокую из башен стены…
Когда появился этот трясущийся горбатый дед перед врагом, от хохота демонов согнулись ели и кедры, и загремели камнепады на склонах Священного Пояса… Но махнул он своей клюкой – и враги полетели в разные стороны. Противник замер в замешательстве. Никто не мог победить этого нового бойца – все падали с пробитыми головами и переломанными костями. Тогда вышел против неузнанного никем Мир-Суснэ-Хума сам Куль-Отыр. Этот поединок казался бесконечным, не одно людское поколение могло родиться и умереть во время его. Но, наконец, приподнял старик Куль-Отыра над седой головой и бросил со всей силы на землю. Да так, что ушёл тот под неё…
Тут подоспел и Нёр-Ойка с прибывшим подкреплением из отборных воинов. Они погнали вражескую армию назад, и почти вся она была уничтожена. Правда, часть демонов успела уйти под землю, теперь это духи людских болезней. Часть из них выродилась, измельчала в болотах, превратившись в комаров и мошку. А часть уцелевших менквов спряталась в глубине тайги. Они и теперь обитают там. Манси рассказывают много сказок о встречах охотников с ними. Причём, силой их одолеть невозможно, только умом и хитростью.
Отверстие в земле на Кваркуше, где Куль-Отыр ушёл вниз, Нёр-Ойка заткнул, как будто пробкой, невысокой горой – теперь это мрачная вершина Гроб, похожая на могилу. А вот от великой стены уже к приходу Нёр-Ойки почти ничего не осталось, только высокий вал да груды камней на месте башен – это теперешние вершины-Мыки. Самый высокий из них – Вогульский камень – единственное место на земле, куда ступала нога сына верховного бога Нуми-Торума – Мир-Суснэ-Хума, хранителя земли и людей.
Возвышаются над долинами вершины Главного Урала, а перед ними тянется широкий вал Кваркуша – остатки великой стены Мир-Суснэ-Хума, сделанной из пряди его небесного скакуна…»
Сегодня это нашептанное Кваркушем предание, как и предание о Жигалане, уже ходит среди некоторых туристов, посещающих плато. Мне было предложено даже снять по нему документальный фильм… Но не это главное, а то, что когда его рассказываешь, у слушающих сразу же возрастает уважение к этой территории, каждая ее деталь наполняется смыслом и перестает быть просто красивой причудой природы.
Мансийский миф о том, как появились Уральские горы
Йоли-Торум-сянь, сестра верховного бога Нуми-Торума, мать мира, на землю спустилась. Крылатая Калм – вестница богов – на землю спустилась. На земле стали жить. Однажды Йоли-Торум-сянь говорит Крылатой Калм:
– Поднимись к своему отцу, Нуми-Торуму. Так ему скажи: «Кожистая земля наша всё качается, на месте не стоит. Когда появятся на земле люди, как они будут на ногах держаться? Нуми-Торум, отец мой, укрепи нашу землю!»
Крылатая Калм поднялась к Нуми-Торуму. Вошла в его дом. Нуми-Торум за столом сидит, правой щекой о посох опирается. Спрашивает дочь:
– Крылатая Калм, какое слово ты принесла, с какою речью ко мне пришла?
Крылатая Калм отвечает:
– Нуми-Торум, отец мой, наша земля, как ни велика стала, а всё ещё движется, на месте не стоит. Когда появится человек, не устоять ему на ногах. Ты укрепи нашу землю.
Нуми-Торум голову опустил. Пока он так сидел, котел с рыбой вскипел. Потом голову поднял и сказал дочери:
– Я сделаю, как ты сказала, землю опояшу.
Крылатая Калм вышла из дома Нуми-Торума, спустилась обратно на землю. Йоли-Торум-сянь спрашивает её:
– С чем пришла, какую весть принесла? Крылатая Калм отвечает ей:
– Нуми-Торум, отец мой, обещал укрепить землю; сказал, что опояшет её.
После этого Нуми-Торум спустил на землю свой пояс. Его пояс был украшен тяжёлыми резными бляшками. Земля глубоко осела в воду и стала неподвижной. На том месте, где пояс бога лёг, теперь Уральский хребет проходит. Самая середина земли это…
Свидетельство о публикации №219010701008