Мыс Лисученко

Из книги А.И.Груздева «Береговая черта: имя на карте»:
 «Мыс Лисученко выступает в 6.6 мили к Востоку от мыса Поворотного. Обследован и назван в 1860 году эх.шх. «Восток» по фамилии участника экспедиции топографа Лисученко».
-Владимир Сергеевич, вы сможете сводить моих знакомых к мысу Лисученко? Из всех туристов, которых я знаю, там побывали только Григорий Воронков и Маргарита. Но они шли к нему от озера Шапалово. Сказали, что этот путь длинный и тяжелый. Слышала, что вы не раз ходили к этому мысу, и знаете другие пути-дороги. Мне хотелось бы посвятить этот поход Дню туриста. –С такими словами обратилась ко мне заведующая отделом краеведения Центральной библиотеки Зоя Николаевна Ковалева.
В просьбе Зои Николаевны отказать было невозможно. Умеет она найти подход к людям. Да и был я последний раз на мысе Лисученко лишь весной этого года. Самый прекрасный для посещения этого места месяц июль пропустил. Именно в июле у мыса Лисученко можно увидеть редчайший цветок- голубую лилию. Все вершины и склоны хребтов в июле и до середины августа покрыты разноцветным покрывалом самых разнообразных цветов, которые есть в Приморском крае.  Тут и лилия поникающая, лилия двурядная, лилия даурская, лилия ложнотигровая. Но можно увидеть и совсем редкую лилию голубую и даже белую. Целые поляны лилий красодневовых, ярко-красных цветов лихниса сверкающего, желтых цветов купальницы китайской и гвоздики китайской.  В траве прячутся цветы ириса одноцветкового, венерины башмачки из семейства орхидные. В затемненных местах встречаются красные цветы- пионы обратнояйцевидные, которые в народе называют  Марьиным корнем и  белые пионы горные. В лесу много герани волосистой. Тут же можно увидеть сине-фиолетовые цветы борца. На скалах еще местами продолжает цвести рододендрон остроконечный. Как-то увидел даже цветы рододендрона не пурпурно- розового цвета и не малинового, а белого цвета. Тоже большая редкость. Начинают цвести эдельвейсы. Только здесь эти цветы покрывают белыми коврами вершины хребтов. Пробираясь через кустарники и высокую траву, всюду натыкаешься на цветы и лианы повоя вздутого. Но больше всего на открытых склонах, не заросших травами, синих цветов- это довольно редкое растение- ширококолокольчик. Сразу за каменными пляжами цветет шиповник даурский, который называют морским. Здесь на берегу огромные заросли этого шиповника. Удивляюсь, почему ботаники не посещают мыс Лисученко? И если бы только росли у этого мыса эти названные мною цветы! Тут их десятки и десятки мною известных, а еще более мне неизвестных растений. Это же для них настоящая кладовая цветов!
Ответил Зое Николаевне, что действительно есть к мысу Лисученко другие маршруты и гораздо более легкие, чем от озера Шапалово. От Малой бухты Спокойной, до которой можно доехать на любой автомашине. Путь этот мне знаком и я готов сводить туристов к одному из самых красивых мысов Приморского края. Встал рано. На небе облака. Это плохо. Именно в солнечный день почти идеально круглые гранитные камни, насыпанные по берегу у моря светятся так ярко, что смотреть на них для глаз больно. Много кварца в этих шарах. Да и скалы, стоящие у воды, в солнечный день смотрятся не так мрачно. Ну, да ладно. Как говорит в этих случаях заслуженный турист России Станислав Кабелев: «С неба камни не сыплются, значит надо идти в поход». Водитель микроавтобуса довез нашу небольшую группу туристов лишь до перевала к бухте Спокойной. Он сказал нам, что дорогу размыло последними дождями и ехать по ней невозможно. Это означало, что путь наш к мысу Лисученко значительно увеличился и более часа мы теряли на дорогу, по которой ездят на автомашинах. Но шагая по этой дороге, мы убедились, что дорога нормальная и вполне проходимая для любого вида автомашин. Это плохо. За такие деньги /по шестьсот рублей с каждого туриста/ водитель мог бы провести даже по плохой дороге. Преодолев два перевала и прибыв в бухту Малая Спокойная, туристы решили перекусить. Сначала посетили памятник погибшим 10 августа1945 года в бухте Тазгоу/ныне бухта Спокойная/  летчикам. Самолет ПБИ-1 «Каталина», был подбит японцами. До берега не дотянул. Упал, как говорили местные жители, недалеко от бухты. Весь экипаж погиб. Место их захоронения установить не удалось. Памятник был установлен комсомольцами-поисковиками Находкинского морского торгового порта в 1982 году. Во время нашего перекуса в бухте у берега произошло событие, которое мы сначала приняли за спектакль. На огромной скорости на пляж заехал автомобиль УАЗ-469. Из кабин машины выскочили вооруженные люди в масках и бросились к катеру, который стоял у берега. Рядом с катером и у домика стояло несколько мужчин, которые перед этим выгрузили из катера какие-то мешки. Капитан катера, увидев вооруженных людей, стал медленно отходить от берега. Кто-то из подбегающих к берегу дал из автомата очередь в сторону катера, но было понятно, что стрельба была холостыми патронами. Катер, набирая скорость, вышел из бухты и скрылся за скалами. Только тут мы осознали, что произошло задержание браконьеров. Позже, когда мы возвратились назад в эту бухту, охранник рассказал нам, что на троих рыбаков были составлены административные протоколы, и они будут наказаны штрафами по 25 тысяч рублей.  Ничего себе, оказался спектакль!
Путь наш проходил мимо высокой вершины, на которой стоял металлический геодезический тригоном. Так как вершина находилась недалеко от дороги, то пригласил людей взойти на нее. С нее, как я знал, открывался отличный вид на обе бухты, а также на скальный комплекс Замок. Едва мы успели вскарабкаться на вершину, как по заказу между облаков появилось солнце. Все вершины высокого хребта, который является отрогом хребта Тачин Гуан и заканчивается у мыса Поворотного, осветились словно волшебным светом. Скалы, спускающиеся по хребтам от этих вершин к бухте, стали притягательно- рельефны. Скальный комплекс Замок стоял среди зеленого моря леса каким-то инородным, даже неземным явлением. Хорошо просматривалось озеро Шапалово и мыс Поворотный. Даже были видны скалы далекого мыса Лапласа. Нет, совсем не пожалели туристы, которые не побоялись преодолеть каменные нагромождения. Дорога, которая начиналась за последней базой отдыха в Малой бухте Спокойной и шла по вершине отрога хребта к главному хребту, слилась с дорогой, которая была проложена еще в пятидесятые годы. По ней в течении нескольких лет ездили автомашины с стратегическими ракетами. От той сверхсекретной в то время воинской части сохранились лишь капониры, в которых стояли автомашины, и одно каменное здание- казарма солдатская. Осталась еще дорога, по которой иногда гоняют мотоциклисты. Она начала зарастать, а местами вообще заросла и стала едва проходимой. Ближний путь- едва видимая тропинка, вел к вершине мыса. Но тут я решил схитрить. Подумав, что если народ провести этим путем, где большую часть пути придется продираться через заросли мелкого дубняка, березы и таволожки, то они спускаться к каменному пляжу с вершины мыса уже не захотят. Поэтому повел людей кружным путем- по вершине главного хребта. Но и тут надо знать сворот к мысу Лисученко. Как-то в сильном тумане ушел к озеру Шапалово. Дорога закончилась у последней каменистой вершины. Далее по вершине хребта, который все больше и больше стал зарастать дубняком и ольхой. Здесь на хребте сохранился кедр. Почти сразу же увидели полянки эдельвейса. Это просто удивительно, но стоят цветы с июля. И много- много астры и горноколостник.        
У последней вершинки хребта, с которой открывается каменной пляж, дождался туристов. Рассказал им, как несколько лет назад, пришли на это место с Олегом Дмитриевым и Анжелой. Стали громко разговаривать и смеяться. В этот момент со стороны ключа раздался мощный рык тигра. Мы, аж, от неожиданности и страха вжались в землю. Тигр рявкнул еще раз. Поняли, что он трапезничает, и мы ему помешали. Спустились к каменному пляжу. Набрали воды и быстро поднялись на вершину мыса, где и заночевали. Костер наш на всякий случай горел всю ночь. Туристы, выслушав этот рассказ, стали поглядывать по сторонам. Заверил их, что в этих местах давно тигр не появлялся, так как зверь исчез. Слишком много появилось охотников. Можно уверенно сказать, что в сравнении с семидесятыми годами, когда прибрежная полоса охранялась пограничниками, оленей, кабанов и косуль было не в десятки, а в сотни раз больше, чем в настоящее время. И вновь нам несказанно улыбнулась удача. Только спустились на каменный пляж, как облака расступились, и появилось солнце. Пляж сразу же приобрел иной вид. Все увидели знаменитую скалу Пушкин, которую первыми обнаружили мы с Олегом Дмитриевым еще лет двадцать тому назад. Все у кого были фотоаппараты, приступили к съемке этой скалы, каменных шаров, набегающих  на них волны, двух рыбацких сейнеров, которые стояли в сотне метрах от берега. И только после этого накрыли стол и стали обедать. На границе между шиповником и каменными шарами цвел очиток. Здесь очитка было три вида: желтые цвета, пурпурного и малинового.  Не стал рассказывать туристам, что еще большая красота их ожидает с вершины мыса. Показал, что дальнейший путь будет через сам мыс и вершину горы. Когда поднялись, то все были поражены красотой побережья. От вершины горы, которая возвышалась над мысом, расходились скалы, спускаясь к морю. Скал было сотни и самой разнообразной формы. Можно с уверенностью сказать, что такого нагромождения скал больше нет нигде в Приморском крае. Даже меркнут необыкновенные мысы Лапласа и Олимпиады. Здесь еще одна достопримечательность- скала в виде фигуры молящегося человека. На рассвете этот камень, который стоит на скале, настолько похож на человека, что так и хочется его окрикнуть. На моих снимках эта скала получила название: «Молящийся на рассвете». Уходить с этого места не хочется. Сюда я всегда приходил встретить рассвет. Для этого надо было переночевать в палатке на вершине мыса. Иногда здесь бывает такой силы ветер, что может сдуть палатку вместе с туристом и опрокинуть в пропасть. Никто из туристов уходить с мыса не собирался. Объяснил им, что обратный путь длинный и надо успеть засветло выйти к бухте. Только это обстоятельство заставило их покинуть это необыкновенный природный памятник. Сразу же очутились в едва проходимом кустарнике. И о сейде- мегалитическом сооружении, поставленном великанами- атлантами, также решил умолчать. Путь наш лежал мимо этого необыкновенного памятника. Преодолев около двух километров заросшей дороги, вышли к мегалиту неожиданно. И вновь удивление и радость. Конечно, все сфотографировались рядом с этим сейдом. Спустились к морю в 19 часов. Но в это время мы должны были придти к  месту, где нас высадил водитель. Все понимали, что путь к автомашине займет уже не час, а два или даже три. Но Зое Николаевне удалось дозвониться до него, и он подъехал к нам. Возвращаясь к поселку Первостроителей, увидели грандиозный закат. Солнце своими последними лучами осветило тучи, которые приняли кроваво- красный цвет. Так прекрасно мы отметили День туризма. Мы –это З.Н.Ковалева, Татьяна Полулях, Надежда Яровикова, Галина Афанасьевна Мизинчикова, Маргарита и двое жителей села Владимиро- Александровское Людмила Федоровна- директор картинной галереи и пенсионер Пеннер Герхард Давыдович. Ну и автор данной статьи.
 
Фото-путешественник Владимир Маратканов


Рецензии