Маркс и Бог. Три 3

Мы в статье "Прощай, марксизм. Два" (http://www.proza.ru/2019/01/06/1623 ) указали на некоторые некорректные подходы "научного атеизма", но не отреагировали на вопрос о Теосе. Есть Теос или его нет.  То есть,  по существу отвержения идеи Бога (как любил поговаривать Дидро, что эта гипотеза ему не нужна)  что есть ли То, о чем говорит религиозная метафизика.  Остановимся лишь на общих моментах.  У всякого явления есть причина, это общий и важнейший принцип причинности. Но как быть с самыми глубокими  и масштабными причинами. Как сотворилась вселенная. Наука с этим поступает ну равно как с тем, почему тает снег.  Температура повысилась выше нуля, снег растаял.  Также и бытием вселенной. Взорвалось и появилось. Между тем, чем масштабнее явление, чем оно для нас отдаленней и необъятней, тем более проблематично  понять и разъяснить. То есть, причина Вселенной со всеми её законами  должна быть. И жизнь должна произойти оо чего-то животворного.  Возникновение жизни из неживотворного ещё более фантастично, чем от животворного. То есть, причина причин  , скорее всего, непостижима, так что мы не можем её описать.  Мы можем верить или не верить. Мы можем, то есть,  постулировать (почему можно создавать постулаты а геометрии, а нельзя для мироздания?) , а понять и утверждать наверняка, кто-что этот феномен - Личность и ли Принцип, мы не можем. Личность как бы предпочтительнее, так как личность сложнее, чем принцип.  Но что это за личность, тут мы будем фантазировать. 

Нам тут важно остановиться на том, что научных оснований  для предположения, что животворящего непостижимого начала нет,  нельзя. Ибо наука как не крути, в целом всё равно говорит о том, что Причина есть, но она  состоит из сплошь гипотез -фантазий, причем многие ученые ведут себя хуже клерикалов, и утверждают, что их-то гипотеза есть истина. Клерикалы ссылаются на свои Писания, то есть, в этом не обманывают: так сказано в Писании. А ученые, хотя им ничего не ясно, но утверждают, что всё ясно.  Маркс в этом отношении был лишь человек своего времени.  У науки был ореол героизма. Религия  тормозила, злобно инвизиторствовала, анафемствовала, обслуживала институты социальной несправедливости, то есть, вела себя, так сказать, "безбожно".  Маркс был европейским рационалистом (диалектика была как бы успокоительная таблетка от  рационалистической мигрени), так что он пошёл  за наукой. Но (здесь локус-сальтус!) не факт, что наука - это "спасение"  от социальных проблем. Наука рождает технологии, и последние создают новые и новые проблемы. Поставив в деле социальной справедливости и оптимального общественного развития (ключевое понятие тут "коммунизм")   на лошадку  "Наука".  Маркс получил сиеминутные выгоды (так    тогдашний интеллект крутился-вертелся вокруг Адама Смита, Гегеля, Фейербаха, Фурье и т.п.) . "Манифест" был  парафразом Торы, а "Капитал" заменителем "Нового Завета"...   Но  очень странно, что главная книга коммунистов, называется "Капитал" , которой   больше пристало быть главной книгой капиталистов.  У Маркса, конечно, есть тому разъяснения. Капитализм относительно хорош, потому получив развитие, он создает предпосылки для коммунизма.  Это чистейшей воды силлогизм.  Хотя Маркс, скорее всего верил в эту чепуху. Но ещё более вероятно, что он, будучи представителем класса мелкой буржуазии не мог придумать иной идеологии нежели именно буржуазной.
 Но всё же, хоть это и не о Боге, но отметим, что марксизм внес нечто позитивное, ровно как и демонизируемая им религия.  По мнению Маркс религия была анестезией,  успокоителем (слово "опиум" во времена Маркса понималось как лекарство). Проблема была в том, что Маркс-Энгельс захватили "олимп". Возможно, именно это не нравилось Бакунину.  Но всё-таки Маркс был коммунист, интернационалист,  критик капиталистической эксплуатации (это то, о чем немало говорится и в "Новом завете" и везде, где  надо), то есть, он старался. Да и христианство, хотя в сущности и предлагало по существу именно коммунизм, но  выдохлось, так что даже в секуляризированном виде  выглядело очень хило. Выбирать было не из чего.
--
Продолжение темы о Марксе:
 http://www.proza.ru/2019/01/07/1125


Рецензии