Однажды на Диком Западе - рецензия на фильм

C'era una volta il West
Италия, США, 1968
Режиссёр – Серджио Леоне
Сценарий: Серджио Леоне, Серджио Донати, Дарио Ардженто, Бернардо Бертолуччи
Музыка – Эннио Морриконе
В главных ролях: Чарльз Бронсон, Генри Фонда, Клаудия Кардинале, Джейсон Робардс
Жанр: спагетти-вестерн, драма-притча
_____________________________

Три сильных мужчины, связанные смертельным противоборством. Три мужчины и ещё одна женщина, которая окажется втянутой в эту страшную молчаливую схватку. Выйдет ли кто из неё победителем?

В 60-х и 70-х годах 20 века в итальянском кинематографе появился на свет и стал необычайно популярен новый жанр – спагетти-вестерн. За 20 лет было снято почти 600 фильмов этой тематики. Основоположником жанра и самым выдающимся его представителем был Серджио Леоне. Его фильмы совершенно не похожи на американские вестерны, хотя в них присутствуют обязательные для жанра атрибуты: прерии, ковбои, разбойники, маленькие городки Запада, которые специально для съёмок спагетти-вестернов возвели на юге Италии. Аранжировка американская, но американские вестерны обычно плоские, а фильм Леоне по силе и глубине это просто какой-то вестерновый «Макбет» или «Гамлет».

Вестерны я вообще-то не слишком жалую, но «Однажды на Диком Западе» реально поразил моё воображение. Я никогда ничего подобного не видела в старых фильмах. Да и в новых, если у режиссёра и всей труппы нет большого таланта - и близко к этому не встретишь. И самое удивительное – совершенство и эффектность видеоряда и звука. Не верится, что на таком техническом уровне можно было снять кино полвека назад. И если говорить о звуке, то музыка Эннио Морриконе – сама по себе, конечно, нечто, но сила фильма не в том, что за музыка использована в нём, а КАК работает звук.

Приёмы, открытые Леоне, сложены в копилку кинематографа и то и дело эксплуатируются самыми разными режиссёрами, но такой уровень – это работа гения. К примеру, звук пули, выпущенной в крайне драматичный момент и переходящий в паровозный гудок, ошеломляет насквозь, настолько внезапно неожиданно наступает резкий контраст. А печально-зовущая бесхитростная и в то же время пронзительная, звучащая рефреном на протяжении всего фильма, мелодия гармошки, прилипшей к губам героя Бронсона, заставляет застыть не только зрителя, но и героев фильма, и даже природу, она звучит и плачет в полной тишине. И это так мастерски сделано, что поверить невозможно, что звук записан на моно аудиодорожку.

Сценарий писали вместе с Леоне двое маститых итальянцев: Дарио Ардженто и Бернардо Бертолуччи. Но слов в фильме очень мало. Зато много крупных планов, медленных сцен, где герои словно играют в гляделки, испытывая силу друг друга в противоборстве взглядов – и это во многом визуальная основа картины.

Всё предельно просто, и много бытовых деталей, будто участвующих в мистерии человеческого духа. Внимание режиссёра к мелочам, как ни парадоксально, свидетельствует, о глубине замысла.

Очень яркие, эпичные образы–типажи: герой Фонды – красивый и страшный Фрэнк, убийца с голубыми глазами, не гнушающийся самых мерзких поступков ради своей выгоды; загадочный невозмутимый бродяга Гармошка персонаж Бронсона; бандит Шайен - себе на уме, хладнокровный, мудрый – герой Робардса – их противоборство решительно достигает шекспировского размаха.

Эти характеры важней самого сюжета, они проецируют в себе какие-то космогонические силы, которые нашли себе выход в напряжённой битве закалённых мужчин. Это не реализм, это не приключения, это, упаси Боже, никакая не романтика. Это красивая в своей первозданности жизнь Дикого Запада. Самая её суть. Её стиль. Легенда и миф. Сублимация её начала и грядущего конца. 11 из 11


Рецензии
Всё же на мой субъективный взгляд «Хороший, Плохой, Злой» в его же исполнении позабористее будет. Что интересно, при практически одном хронометраже кажется, что «Однажды на Диком Западе» идёт в 2 раза дольше. Всё-таки не все киношедевры выдерживают испытание временем и былые находки начинают восприниматься, как ненужные длинноты и затяжка времени.
7 из 10

Вольфганг Браузер   07.02.2019 17:57     Заявить о нарушении
Вот у меня "Хороший, Плохой, Злой" как раз не очень пошёл.

Оксана Аболина   12.02.2019 17:44   Заявить о нарушении
А вот предлагаю посмотреть «Золотая пуля» Дамиано Дамиани, для контраста (у Вас вроде рецензии на него нет). Только смотреть надо полный вариант, а то его иногда режут-вырезают:)

Вольфганг Браузер   13.02.2019 00:30   Заявить о нарушении
"предлагаю посмотреть «Золотая пуля» Дамиано Дамиани" -

незабываемый фильм. Он воссоздаёт реальную историю, а не легенду.

Сазонов Сергей   07.03.2019 16:55   Заявить о нарушении
Незабываемые диалоги, поэтому фильм особенно хорош в старом советском дубляже.

Вольфганг Браузер   07.03.2019 22:00   Заявить о нарушении