Русская народная песня. Я-Я. 47 песен

Энциклопедия русской народной песни от восемнадцатого века до наших дней. 1612 песен
=========================

Я б тебя поцеловала!!

Я б тебя поцеловала,
Да, боюсь, увидит месяц,
Ясны звёздочки увидят.
С н-еба звёздочка скатится
И расскажет синю-морю,
Сине-море скажет вёслам,
Вёсла  Яни-рыболову,
А у Яни люба Мара.
А когда узнает Мара,
Все узнают в околотке,
Как тебя я ночью лунной
В благовонный сад впускала,
Как ласкала, целовала,
Как серебряная яблонь
Нас цветами осыпала.
А. Н. Майков (i 82 i 1897). 1872 г. Музыка Черепнина.
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

Я в деревне живал, по роще гулял!!

Я в деревне живал,
По роще гулял,
По роще, по роще, по роще гулял!
По роще гулял,
Метелки вязал.
Метелки, метелки, метелки вязал!
На возы складал,
Буренку впрягал,
Буренку, буренку, буренку впрягал!
В Орел отсылал,
Там их продавал.
Я там их, я там их, там их продавал!
Случилося ехать
Мне Курской второй,
Мне Курской, мне Курской, мне Курской второй!
Увидел красотку
Прекрасну собой,
Прекрасну, прекрасну, прекрасну собой!
Под окошком сидит,
На меня (не) глядит,
На меня, на меня, на меня (не) глядит!
Я тихонько подкрался,
За ручку схватил,
За ручку, за ручку, за ручку схватил!
За ручку схватил,
Метелкой дарил,
Метелкой, метелкой, метелкой дарил!
Она недовольна
Подарком моим,
Подарком, подарком, подарком моим!
Метелку я продал
Да шаль ей купил,
Да шаль ей, да шаль ей, да шаль ей купил.
Она недовольна
Подарком моим,
Подарком, подарком, подарком моим!
Буренку я продал,
Салоп ей купил,
Салоп ей, салоп ей, салоп ей купил!
Она недовольна
Подарком моим,
Подарком, подарком, подарком моим!
Она подбиралась
К деньжонкам моим,
К деньжонкам, к деньжонкам, к деньжонкам моим
Деньжонки украла -
Ушла от меня,
Ушла-то, ушла-то, ушла от меня!
Я ее поймал,
Семь раз целовал!
Семь раз я, семь раз я, семь раз целовал!
==============
Орловская губ. От извочиков.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я в пустыню удаляюсь!!

Я в пустыню удаляюсь
От прекрасных здешних мест;
Сколько горестей смертельных
Мне в разлуке должно снесть!
Оставляю град любезный,
Оставляю и того,
Кто на свете мне милее
И дороже мне всего.
Пременить нельзя предела,
Нельзя страсти истребить,
Знать, судьба мне так велела,
Чтоб в пустыне одной жить.
В тёх местах уединенных
Вображать буду тебя.
О, надежда мыслей пленных!
Ты тревожишь здесь меня.
Повсечасно буду плакать
И тебя воспоминать;
Ты старайся, мой любезный,
Взор несчастный забывать.
Уж вздыханьем и тоскою
Пособить не можно нам,
Коль несчастны мы судьбою
И противны небесам.
Здесь собранья, здесь веселье,
Здесь всё радости живут,
А меня на зло мученье
В места страшные влекут.
Уменьши моё мученье
И в разлуке тем уверь;
Не забудь меня несчастну,
Тем тоску мою умерь.
Знаю, что и ты страдаешь
И вздыхаешь обо мне;
Но и ты знай, мой любезный,
Что я мучусь по тебе.
Ах, прости, прости, любезный!
Разлучили нас с тобой;
Не забудь меня цесчастну
И не будь пленён иной.
М. В. Зубова (ум. В 1779 г.). 1830 г. М. В. Римская-Корсакова, в замужестве зубовой. В 50-х годах 20-го века была любимая песня у арестантов.
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Я вечер в гости ходила, близь компании была!!

Я вечер в гости ходила,
Близь компании была,
Хорошего Николиньку
В любовь себе взяла.
Он хорош, пригож и статен
Весел, ласков на словах,
Весел, ласков на словах,
Тароват во всех делах.
Не постыдно с ним водиться,
Можно радостью назвать.
При учтивом разговоре
Прежде речь мою склонил;
Помешкавши маленько,
Звончаты гусли открыл,
Звончаты гусли открыл,
Танцевать с собой просил.
А я стала танцевать,
Стал он крепко руки жать;
Стал он крепко руки жать -
Показался в лице жар.
Начала его стыдиться,
Перестала танцевать,
Вышла в сени прохладиться,
Чтобы жар с лица согнать.
Любезный друг не вробел,
Скоро за руки схватил,
Возле себя посадил.
А я пуще обробела
И ответа не дала,
И ответа не дала,
Что одна дома была.
Ни батюшки, ни матушки
Дома нету никого...
Пойду, выду, провожу,
Во след его погляжу,
На дорожке стючи,
Надорвалась, плакамчи.
==============
Орловская губ. От извочиков.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я вечор в лугах гуляла. Незабудочки!!

Я вечор в лугах гуляла,
Грусть хотела разогнать
И цветочков там искала,
Чтобы к милому послать.
Долго, долго я ходила:
Погасал уж солнца свет;
Все цветочки находила,
Одного лишь нет как нет!
Нет цветочка дорогого
Я в долинах не нашла;
Без цветочка голубого
Я домой было пошла.
Шла домой с душой унылой;
Недалёко от ручья
Вижу вдруг цветочек милой:
Вмиг его сорвала я!
Незабудочку сорвала,
Слёзы покатились вдруг.
Я вздохнула и сказала:
Не забудь меня, мой друг!
Не дари меня ты златом,
Подари лишь мне себя:
Что в подарке мне богатом?
Ты скажи: Люблю тебя!
Г. А. Xобанский (1767 - 1796). Выпустил два сборника стихов.
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Я вечор, добрый молодец, загулялся!!

Я вечор, добрый молодец, загулялся,
С разлапушкой, красной девицей, застоялся,
Как про все-то я с разлапушкой перебаял,
Я одно-то тайное словечушко позабыл сказати;
- Ты не плачь, моя любезная, не плачь, не печалься!
Как велел-то мне мил сердечный друг нарядиться:
- Нарядись-ка ты, моя сударушка, во цветное платье,
Набелись-ка ты, моя сударушка, нарумянься,
Ты возьми-ка, моя сударушка, с собой зелена вина,
Ты и выдь-ка, выдь, моя сударушка, в чисто поле,
Ты и стань-ка, стань, моя сударушка, под белой березой!
Со стояньица мои резвы ноженьки подломились,
Со маханьица мои белы рученьки опустились,
Со гляденьица мои очи ясные помутились,
С огорченьица моя буйная головушка с плеч скатилась.
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я вновь пред тобою стою очарован!!

Я вновь пред тобою стою очарован
И в ясные очи гляжу,
И вновь непонятной тоскою взволнован,
Я жадных очей не свожу.
Я думаю: ангел, какою ценою
Куплю дорогую любовь?
Отдам ли я жизнь с непонятной тоскою,
С томленьем прошедших годов?
Признав, как святыню, во всём твою волю,
Могу об одном лишь молить:
Чтоб ты мою жизнь, мою горькую долю
Заставила вновь полюбить!
Рыбинский рукописный сборник. Переделка стихотворения В. Красова «Стансы. Опять пред тобой я стою очарован. 1842 г.
+++++++++++++++

Я живу, не унываю. Песня бедняка!!

Я живу, не унываю,
Никогда не забываю
Завещание отца:
Сушит горе молодца,
Сокрушает не работа,
А кручина да забота
Их осилишь как-нибудь,
Только тужиком не будь.
Все решай напропалую,
Напевая удалую
Под удары трепака
Эту песню бедняка:
Семь бед, семь бед —.
Все равно один ответ!»
Я подумал: быть героем,
Не страшиться перед боем,
Лучше в битве умереть,
Чем, бездействуя, стареть.
Я боролся — знает небо —
Из-за жизни, из-за хлеба;
Много веры у меня.
Я решительно и твердо
Шел вперед, вступался гордо
За себя и за других,
Незабвенных, дорогих
Семь бед, семь бед —
Все равно один ответ!
Не проклятия и ропот,—
Из всего я вынес опыт:
Торжествует в мире зло,
Многим очень тяжело
Там, где чувство невозможно,
Доверяйся осторожно;
Удалая голова,
Строго взвешивай слова!
Мудреца узнаешь в споре,
Друга истинного в горе,
Сердце женское в любви
И по-моему живи:
Семь бед, семь бед —
Все равно один ответ!
Я богатством не пленяюсь,
За довольством не гоняюсь,
Сказка — складка, песня — быль.
Про себя поет бобыль:
Унижаться не умею,
Оттого и не имею
Лишних денег, но живу,
Бедняком хотя слыву;
Мне в углу своем не тесно,
И да будет всем известно:
Люди сильные, я вам
Обижать себя не дам
Семь бед, семь бед —
Все равно один ответ!
Себялюбием не болен,
Долей скромною доволен,
Честным людям друг и брат,
Я помочь всегда им рад.
Точно солнышко в ненастье,
Мило мне чужое счастье;
Одинокий, счастлив км,
Этим счастием чужим
Да, люблю я жизнь, но, верьте,
Не боюсь я грозной смерти,—
Силы есть и молод я
Не страшит она меня:
Семь бед, семь бед —
Все равно один ответ!
Н. А. Панов. .
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Я ишёл, молодец, дорогою..!!

Я ишёл, молодец, дорогою,
Запала молодца долгая ночь;
И где ж молодцу ночевать будет?
Ночевать молодцу во сыром бору,
Во сыром бору, под сосною,
Под сосною, под зеленою;
Постелюшка – ковыл трава,
В изголовьице – корешки,
Одеяльице – темная ночь,
Темная ночь, осенняя;
Я лежу, молодец, послушаю,
Не шумит ли зелена сосна,
Не тужит ли молода жена,
Не горюет ли родная матушка,
Молода жена с малыми детушками,
С малыми детушками, с малолетными?
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я капустку полола качанистую!!

Я капустку полола качанистую,
Ай люли, ай люли, качанистую,
Качанистую капустку, клубенистую,
Ай люли, ай люли, клубенистую!
Ко мне скок в огород - бог помочь подает,
Ай люли, ай люли, бог помочь подает! -
Разудаленькой мальчишка - зовут Ванюшкою,
Ай люли, ай люли, зовут Ванюшкою.
- Разлапушка девушка, полюби-ка ты меня,
Ай люли, ай люли, полюби-ка ты меня!
- Я любить-то не люблю и смотреть-то не хочу!
Ай люли, ай люли, и смотреть-то не хочу.
Из ума-то ты дурак, из разума простоват,
Ай люли, ай люли, из разума простоват.
Из разума простоват, а из платья бедноват,
Ай люли, ай люли, а из платья бедноват.
- Разлапушка девушка, чем же лучше ты меня?
Ай люли, ай люли, чем же лучше ты меня?
Ни умом, ни красотой, ни походочкой частой,
Ай люли, ай люли, ни походочкой частой;
Ни походочкой частой, поговоркой, ласкотой,
Ай люли, ай люли, поговоркой, ласкотой.
==============
Тверская губ. Круговые, хороводные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я ли в поле да не травушка была!!

Я ли в поле да не травушка была,
Я ли в поле не зелёная росла;
Взяли меня, травушку, скосили,
На солнышке в поле иссушили.
Ох, ты, горе моё, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!
Я ли в поле не пшеничушка была,
Я ли в поле не высокая росла;
Взяли меня, срезали серпами,
Склали меня на поле снопами.
Ох, ты, горе моё, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!
Я ли в поле не калинушка была,
Я ли в поле да не красная росла;
Взяли калинушку, поломали
И в жгутики меня посвязали.
Ох, ты, горе моё, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!
Я ль у батюшки не доченька была,
У родимой не цветочек я росла;
Неволей меня, бедную, взяли
И с немилым, седым повенчали.
Ох, ты, горе моё, горюшко!
Знать, такая моя долюшка.
И. З. Суриков (1841-1880). Музыка П. Чайковского.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Я лугами шла, я болотом шла..!!

Я лугами шла, я болотом шла,
Я цветы рвала я лазоревые;
Я сорву цветок, я совью венок
На головушку на буеного
На Александрину.
На головушке золот венок,
Шляпа черная с лентой алой,
С лентами алыми, с позументами.
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я любила его жарче дня и огня. Русская песня!!

Я любила его
Жарче дня и огня;
Как другие любить
Не могут никогда!
Только с ним, лишь одним,
Я на свете жила;
Ему душу мою,
Ему жизнь отдала!
Что за ночь, за луна,
Когда друга я жду.
И, бледна, холодна,
Замираю, дрожу.
Вот он идет, поёт:
Где ты, зорька моя?
Вот он руку берёт,
Вот цалует меня!
Милый друг, погаси
Поцалуи твои;
И без них, при тебе,
Огнь пылает в крови;
И без них, при тебе,
Жжёт румянец лицо,
И волнуется грудь,
И кипит горячо;
И блистают глаза
Лучезарной звездой.
Я жила для него.
Я любила душой.
Л. Кольцов (1809 1842). 1843 г. Музыка М. Балакирева, А. Варламова, А. Дюбюк, В. Соколова и др.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Я малая была, я не знала ничего!!

Я малая была - я не знала ничего,
Я выросла велика, я узнала про любовь,
Какова-то есть любовь на свете горяча,
Горяча-то любовь, зломучительная,
Зломучительная, заразительная.
Полюбила я дружка много лучше, чем себя.
Я думала, молода, милый вечно будет мой,
И слышу я от людей: мил смеется надо мной,
Над моей русой косой, над девичьей красотой.
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я маленький хлопчик!!

Я маленький хлопчик,
Принес Христу снопчик.
С праздником поздравляю,
Здоровья желаю.
==============
Рязанская губ. Песни-Припевки.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я московский озорной гуляка!!

Я московский озорной гуляка,
По всему тверскому околотку,
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.

Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.

Цыплёнок пареный, цыплёнок жареный
Пошёл на речку погулять.
Его поймали, арестовали, велели паспорт показать.
Паспорта нету, гони монуту, монеты нет садись в тюрьму,
Тюрьма закрыта, садись в корыто, корыта нет иди домой.

Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?

Я хожу в цилиндре не для женщин —
В глупой страсти сердце жить не в силе,
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.

Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.

Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.

И теперь уж я болеть не стану,
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.

Цыплёнок пареный, цыплёнок жареный
пошёл на речку погулять.
Его поймали, арестовали, велели паспорт показать.
Паспорта нету, гони монуту, монеты нет садись в тюрьму,
Тюрьма закрыта, садись в корыто, корыта нет иди домой.
+++++++++++++++

Я на горку шла!!

Я на горку шла, тяжело несла,

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

Тяжело несла в решете овса,

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

В решете овса, полтора зерна.

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

Я домой пришла, овес высыпала,

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

В нетопленную печь овес ссыпала.

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

Уж я три-то дня сушила и четыре дня толкла,

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

На девятый день я блинов напекла.

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

Я блинов напекла да к соседушке пошла,

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

А соседка недобра, не попотчевала.

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

Уж я губушки надула и домой пошла,

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

Я домой пришла, мужа выбранила:

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

«Уж ты, куричье дыханье, петушино воздыханье».

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

Уж и бил меня муж, колотил меня муж.

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

Он ко нитке привязал, соломиной наказал.

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

Я со этих ли побоев три недели хворала.

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

На четвертую неделю выздоравливала.

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

Уж я съела, молода, да блинов стопу,

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

Блинов стопу, пирогов сотню,

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

Быка-третьяка, телку, гуся, порося,

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

Телку, гуся, порося, еще уточку,

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

Еще уточку на закусочку.

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

А лихая свекровь позавидовала:

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

«Как тебя, моя молодушка, не разорвало?» -

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

«Разорви того живот, кто неправдою живет,

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.

Еще старых старух, что не любят молодух!»

Припев:
Уморилась, уморилась, уморилася.
+++++++++++++++

Я на камушке сижу!!

Я на камушке сижу,
Я топор в руках держу
Аи, ли, аи, люди,
Я топор в руках держу

Я топор в руках держу.
Вот я колышки тешу.
Аи, ли, аи, люди,
Вот я колышки тешу.

Вот я колышки тешу,
Изгород горожу,
Аи, ли, аи, люли,
Изгород горожу.

Изгород горожу,
Я капусту сажу,
Аи, ли, аи, люли,
Я капусту сажу,

Я капусту сажу
Да все беленькую
Аи, ли, аи, люли,
Да все беленькую

Да все беленькую,
Я кочаненькую,
Аи, ли, аи, люли,
Я кочаненькую.

У кого нету капусты,
Прошу к нам в огород.
Аи, ли, аи, люли,
Прошу к нам в огород.

Прошу к нам в огород,
Во девичий хоровод.
Аи, ли, аи, люли,
Во девичий хоровод.
+++++++++++++++

Я на корыте сижу, корысти жду..!!

Я на корыте сижу, корысти жду,
Я еще посижу, я еще подожду.
Уж как погодя маленько корысть на двор,
Корысть на двор и со радостью.
Кому же мы спели, тому добро,
Кому вынется, тому скоро сбудется, не минуется.
===========
Москва. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я назову тебя зоренькой!!

Часто сижу и думаю,
Как мне тебя называть,

Скромную, тихую, милую?
Как мне тебя величать,

Скромную, тихую, милую?
Как мне тебя величать.

Я назову тебя реченькой,
Только ты дальше теки.

Я назову тебя звёздочкой,
Только ты дольше свети.

Я назову тебя звёздочкой,
Только ты дольше свети.

Я назову тебя зоренькой,
Только ты раньше вставай.

Я назову тебя солнышком,
Только везде успевай.

Я назову тебя солнышком,
Только везде успевай.

Я назову тебя радугой,
Только ты ярче гори.

Я назову тебя радостью,
Только ты дальше зови.

Я назову тебя радостью,
Только ты дальше зови.
+++++++++++++++

Я не думала ни о чём в свете тужить!!

Я не думала ни о чём в свете тужить,
Пришло время, начало сердце крушить;
С воздыханья белой груди тяжело!
То ли в свете здесь любовью прослыло:
Полюбя дружка, от горести изныть,
Кто по сердцу мне, не сметь того любить?
Злые люди все украдкою глядят,
Меня, девушку, заочно все бранят.
Как же слушать пересудов мне людских?
Сердце любит, не спросясь людей чужих;
Сердце любит, не спросясь меня самой!
Вы уймитесь, злые люди, говорить!
Не уймётесь научите не любить!
Потужите лучше в горести со мной:
Было время, и на вас была беда.
Чьё сердечко не болело никогда?
Всяк изведал грусть-злодейку по себе,
А не всякий погорюет обо мне!
Что же делать с горемычной головой?
Куда спрячешь сердце бедное с тоской?
Друг не знает, что я плачусь на него;
Людям нужды нет до сердца моего.
Вы, забавушки при радости моей,
Цветы алые, поблёкните скорей!
Вас горючими слезами оболью,
Вам одним скажу про горесть я свою.
Как без солнышка не можно вам пробыть,
Мне без милого не можно больше жить.
А. Ф. Мерзляков. 1830 г.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Я нигде дружка не вижу, ни в долинах, ни в лугах!!

Я нигде дружка не вижу,
Ни в долинах, ни в лугах,
Ни в долинах, ни в лугах,
Ни в зеленыих садах.
Уж вы слуги, мои слуги,
Слуги верные мои,
Вы идите, приведите,
Кого я верно люблю.
Уж я верно-то люблю
Белого, кудрявого,
Детинушку бравого.
Расчесал он мелки кудри
Мелким рыбьим гребешком,
Расчесавши мелки кудри,
Черну шляпу надевал;
Надевши черну шляпу,
Ко сударушке пошел.
Случилось мому любезному
Через речушку пройти,
Через эту быстру речку
Тонка лавонька лежит.
Тонка лавонька обломилась,
Мой милый утонул.
Поплыла его черна шляпа
Вниз по Волге по реке,
По холодной по воде.
Прибивало эту шляпу
Ко крутому бережку.
Никто эту шляпушку,
Никто пуховую
Не осмелится поднять.
Со дворянского двора
Из высока терема
Красна девица-душа
Посылает своих слуг:
- Вы подите, слуги верны,
Слуги верные мои,
Поймайте черну шляпу,
Черну шляпу со пером;
Принесите черну шляпу
Во высокий во терем.
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я очи знал, о, эти очи!!

Я очи знал, о, эти очи!
Как я любил их, знает бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина!
Дышал он грустный, углублённый
В тени ресниц её густой,
Как наслажденье, утомлённый
И, как страданье, роковой.
И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слёз.
Ф. И. Тютчев (1803 1873). 1854 г. Стала цыганским романсом.
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

Я по бережку пахаживала!!

Я па бережку пахаживала,
Я па крутому пагуливала,
Чернабыльничик заламывала,
Гусей-лебедей заганивала.
Ужоли гуси наплавались?
Я, на вас глядя, наплакалась.
Я, наплакавшись, дамой пашла!
Навстречу мне, младёшиньки,
Маладой стержант малодинькАй,
Каломениц-добрай моладиц-душа!
Он стал со мной заигрывати,
На резвы ноги наступывати,
За белы руки пахватывати,
За белы руки, за бело лицо!
Мое личенько разгарчивае,
Ретиво сердце распальчивае,
Моя матушка догадливая,
Приду домой - догадаится,
С чево лицо разгараится,
С чево лицо, а с чево белое мое?
Я у печушки не стаивала,
Я и суп-каши не варивала,
Я большой семьи не кармливала!
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я по лугу похаживала..!!

Я по; лугу похаживала,
Гусей лебедей заманивала:
– Тиго, гуси, тиго, серые, домой,
Вы, чать, гуси, наплавалися,
А я, ходючи, наплакалася.
Живучи я на чужой стороне
У чужова отца матери,
Изжила я свово милого дружка,
Нажила я себе мужа дурака.
Ах, он, матушка, дурак, совсем дурак,
Сударыня, дурацкий сын,
От дурачества в солдаты он пошел,
С половины пути письмецо прислал,
Во письме прислал червонец золотой:
– Ах ты, душенька, жена молода,
Заплати, жена, долги за меня,
На остаток сладкой водочки купи,
Созови ты всех друзьев, братьев моих,
Всех друзьев, братьев, товарищев,
Напой их пьяна до;пьяна,
Помяни ты меня, мужа дурака.
===========
Московская губ. Звенигород. Деревня Воронки. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я по сеням ходила, я по новым гуляла!!

Я по сеням ходила, я по новым гуляла,
Ах ты, люли, я по новым гуляла.
Я по новым гуляла, русу косу чесала,
Ах ты, люли, русу косу чесала.
Русу косу чесала, к себе милого ждала,
Ах ты, люли, к себе милого ждала.
- Уж ты, миленький ты мой, раскрасавец дорогой!
Ах ты, люли, раскрасавец дорогой.
Раскрасавец дорогой, зачем ходишь ко иной?
Ах ты, люли, зачем ходишь ко иной?
Зачем ходишь ко иной, похваляешься ты мной?
Ах ты, люли, похваляешься ты мной.
Похваляешься ты мной, моей русою косой,
Ах ты, люли, моей русою косой.
Моя русая коса - всему городу краса,
Ах ты, люли, всему городу краса,
Всему городу краса, молодцам сухота,
Ах ты, люли, молодцам сухота.
Молодцам сухота, красным девицам честь-хвала.
Ах ты, люли, красным девицам честь-хвала.
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я по сеням, сеням ходила!!

Я по сеням, сеням ходила,
Я по новым, новым гуляла!
Ой да люли, ой да люли,
Ой да люли, люли-хти мне!
Я по новым, новым гуляла,
Ручки в пазушку клала.
Уж ты, милый, милый, душа мой,
Разласковый парень дорогой!
Разласковый, шельма, дорогой,
Зачем ходишь ко иной?
Выхваляешься ты мной,
Моей русою косой.
Моя руса-русая коса -
Всему городу краса!
Ребятушкам сухота,
А подружкам - честь, хвала!
Ой да люли, ой да люли,
Ой да люли, люли-хти мне!

==============
Орловская губ. От извочиков.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я по травоньке шла, по муравеньке шла!!

Я по травоньке шла,
По муравеньке шла,
Тяжело несла:
Коромысло да валек,
Еще милого платок.
На бел камешек ступила,
Туфель новый проломила,
Чулок белый промочила.
Мне не жаль туфля нового;
А мне жаль чулка белова:
Туфли батюшка купил,
Чулки милый подарил.
- Душа, ягода моя,
Не садись против меня,
Не гляди мне во глаза.
- Я бы рада не глядела,
Мои глазоньки глядят,
Полюбить, радость, хотят!
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я пойду ж, пойду вдоль по улице!!

Я пойду ж, пойду вдоль по улице,
Пойду, погуляю.
Я зайду ж к своей сударушке,
Зайду, побываю:
- Што здорова ли ты, моя сударушка,
Здорова ли поживаешь?
==============
Архангельская губ. Разные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я пойду ли, я пойду ли!!

Я пойду ли, я пойду ли,
Я пойду ли, младешинька, во зеленый сад,
Я рассею ль, я рассею ль,
Рассею ли горстку мачку.
Уродися, уродися,
Уродися, горстка мачку, во садочку!
Уродися, уродися,
Уродися, да и Павлушка, в роду умной,
Уродися, уродися,
Уродися, Иванович, и разумной.
Я не пил бы, я не ел бы,
На девичьей вечеринке посидел бы!
Что девичья, что девичья,
Что девичья вечеринка веселенька.
Там играют, там играют,
Там играют красны девки, веселятся.
Забавляют, забавляют.
Забавляют да и Павлушку, забавляют.
Величают, величают,
Величают Иваныча, величают.
Уж девица, ты, красавица,
Что ничем мою душу запалила,
Что ни свечою, не лучиною,
Своею врожденной красотою.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я пойду, пойду косить на зелёный луг. Песня!!

Я пойду, пойду косить
На зелёный луг:
Ты, коса моя,
Коса острая,
Не тупися ты
О младу траву!
Не влюбляйся ты,
Сердце бедное:
Как коса моя
О горелый пень,
Горемычное,
Расшибёшься ты.
Красны девицы
Переменчивы;
Обещанья их,
Словно ласточки:
Повестит весну,
Да и спрячется.
Так и девица
Нам сулит любовь
И с ним счастие:
Оглянешься ты 
В чёрном облаке
Унеслося всё.

Хор
Нам, брат, песнями
Не кормить коней;
За погодушкой
Скосим луг скорей;
Там пускай себе
Косы тупятся!
Добра молодца
Не уймёшь никак
Песней жалобной:
Долго будет он
Поджидать милой
В ночь осеннюю.
Александр Корсак (Род. Около 1807 г.). 1829 г. Под этим псевдонимом выступал А. И. Римский-Корсаков, приятель Глинки.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Я помню чудное мгновенье!!

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадёжной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
А. С. Пушкин (1799 1837). 1825 г. Музыка М. Глинки (1838).
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

Я посею ли, млада-младенька!!

Я посею ли, млада-младенька,
Цветиков маленько.
Весна станет, станет наступати,
Цветы расцветати.
Дождик, дождик, дождик благодатный,
Ты полей цветочки!
Солнце, солнце, солнце золотое,
Распусти листочки!
Пчёлка, пчёлка, пчёлка-хлопотунья,
Собери с них пыльце!
Ты сплети, сплети из них веночек,
Красная девица!
Один из вариантов этой песни поёт рядчик в «Певцах» И. С. Тургенева.
Русская классическая народная песня
+++++++++++++++

Я посею ль, млада-молоденька. Рязанская губ!!

Я посею ль, млада-молоденька, цветиков маленько.
Стали цветы расцветати - сердце обмирати.
Я на цветики взирала, сердцем обмирала,
Сердечушком обмирала, дружка поджидала.
Идет, идет моя радость, идет да не скоро.
Вижу, вижу: моя радость не хочет любити!
- Люби, люби, моя радость, кого ты захочешь,
Я довольна, друг, тобою - простимся со мною!
Уж я с горя, со кручины пойду во светлицу.
У девицы во светлице поют разны птицы,
Они пели, распевали разными голосами.
Я б списала голос-голосочик на тонкой листочик,
Что на тоненький листочик, на белу бумажку;
Я послала б голосочик к любезному другу,
Что к любезному дружечку со маленькой пташкой.
Как велит ли мне надежа хорошо ходити?
- Ходи, ходи, моя радость, ходи хорошенько!
Не ходи, моя надежа, ко соседу в гости.
У соседа во беседе холост, неженатый,
Холост на ногу ступает и вон вызывает,
На двор, на двор на часочик, на одну минуту!
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевског>
+++++++++++++++

Я поставлю квашонку на донушке..!!

Я поставлю квашонку на донушке,
Я покрою квашонку алыим бархатом,
Подвяжу я квашонку черныим соболём,
Я поставлю квашонку на печном столбе.
Ты взойди, моя квашонка, полны;м полна,
Ты полным полна, со краями ровна.
Кому же мы спели, тому добро.
Кому вынется, тому скоро сбудется, не минуется.
===========
Москва. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я рассею, молода-младенька. Орловская губ!!

Я рассею, молода-младенька,
Цветиков маленько, цветиков маленько.
Стали цветы расцветати -
Сердце замирати, сердце замирати.
Замирай-мирАй, мое сердечко,
По милом дружечку, по милом дружечку.
Слышу, вижу, сама я догадалась,
Что любит иную, что любит иную.
Люби, люби, душа, моя радость,
Люби, кого хочешь, люби кого хочешь.
Я тобою, душа моя, довольна,
Гулять с тобой полно, гулять с тобой полно.
Полно, полно, не хочу я,
С кем гуляю, право, не скажу!
Во горнице, во новой светлице
Поют разныя птицы, поют разны птицы,
Разныя птицы поют, распевают
Разными голосами, разными голосами.
Славная птичка, птичка-кинарейка
Голосом тоненька, голосом тоненька.
Я слушала, млада, пернимала
Этот славный голосочик.
Напишу я этот голосочик
На тонкий листочик, на тонкий листочик
И сошлю я этот голосочик
В славный Питер-городочик!
==============
Орловская губ. От извочиков.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я с тобой гуляла ай-яй-яй!!

1 куплет
Я с тобой гуляла ай-яй-яй
В губы целовала ай-яй-яй
Ох тёмные ночи, ох карие очи
Мама, дочку не ругай.
Как же так случилось, ай-яй-яй
Что в тебя влюбилась ай-яй-яй
А сердечко бьётся и наружу рвётся
Как ему не запрещай яй-яй-яй

Припев:
Я любила, я страдала
Тёмна ночка так длинна
А теперь любви не стало
И горюю я одна
А теперь любви не стало
И горюю я одна

2 Куплет
Говорил что любишь ай-яй-яй
Что со мною будешь ай-яй-яй
Зачем доверяла?
Зачем позволяла
Себя крепко обнимать
А луна над речкой ай-яй-яй
Как моё сердечко ай-яй-яй
Одиноко светит
Никого не встретит
Сколько слёз не проливай ай-яй-яй

Припев:
Я любила, я страдала
Тёмна ночка так длинна
А теперь любви не стало
И горюю я одна
А теперь любви не стало
И горюю я одна

3 куплет
Знаю ты с другою ай-яй-яй
В роще за рекою ай-яй-яй
Говоришь что любишь
И её целуешь
Точно также как меня
Я пойду за речку ай-яй-яй
Брошу я колечко ай-яй-яй
Ты катись колечко, плачь моё сердечко
Но любви не забывай яй-яй-яй

Припев:
Я любила, я страдала
Тёмна ночка так длинна
А теперь любви не стало
И горюю я одна
А теперь любви не стало
И горюю я одна
+++++++++++++++

Я сегодня молоденька, мало спала, мало спала!!

Я сегодня, молоденька, мало спала, мало спала;
Соболиное одеяльце продержала, продержала...
Уж я ждала, поджидала к себе друга, к себе друга.
Я насилу дорогаго дождалася, дождалася.
Я из горенки в светелочку ходила, ходила;
Я из шкапчика графинчик вынимала, вынимала;
Пополнее стакан меду наливала, наливала;
Я милу дружку стаканчик подносила, подносила:
- Изволь выкушать, душа-радость, молодчик, вот молодчик!
На меня ли, красну девку, не надейся, не надейся!
Уж я девка, уж я девка сговорена, сговорена,
Сговорила меня матушка родная, вот родная
За такаго, за безгоднаго мальчишку, за мальчишку.
Не ему бы, дураку, мною владети, мной владети;
Что владеть бы мной первому другу, перву другу
Со которым я во девушках водилась, я водилась,
Со которым я колечком обручилась.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я сижу молода, возле реченьки..!!

Я сижу, молода, возле реченьки,
Меня реченька утопить хочет.
Я сижу, молода, возле полымя,
Меня полымя обжечь хочет.
Я сижу, молода, возле милого,
Меня миленький журит бранит.
Он журит бранит и прибить хочет:
– Постригись ты, моя немилая!
Постригись, моя постылая!
На постриженье тебе дам сто рублей.
На посхименье – тысячу.
Я сострою тебе келью новую,
И я вырублю в келье три окошечка:
Уж как первое окошко во божью церковь,
А другое окошко во зелен ли сад,
А третье окошко на синё море. –
Уж я в первое окошко погляжу, богу помолюсь,
А в другое погляжу, сердце взвеселю,
А в третье погляжу, слезами зальюсь.
Уж не мне, младой спасатися,
Уж не младой душу спасти.
===========
Москва. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я скромна, тиха, уединенна. Сандрильона!!

Я скромна, тиха, уединенна,
Целый день сижу одна,
И сижу обыкновенно
Пред камином у огня.
Это м-есто для девицы
Не неприличное ничуть, 
Так за что ж меня сестрицы
Замарашечкой зовут?
Но пускай они бранятся,
А я всё буду молчать;
Будет время постыдятся
Замарашечкою звать.
Зачем, искорка, упала
Из камина ты сюда?
Там ты больше бы пылала.
Теперь тухнешь навсегда.
Я вздохну, ты потухаешь;
Кто вздохнёт здесь обо мне?
Жалок тот, кто остаётся
В чужедальней стороне!
Князь А. А. Шаховской (1777-1846). 1806 г. Из оперы «Любовная почта». Цитируется в комедии А. Н. Островского «Старый друг лучше новых двух».
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

Я у матушки выросла в холе!!

Я у матушки выросла в холе
И кручины не ведала злой,
Да счастливой девической доле
Позавидовал недруг людской.
Речи сладкие стал он, лукавый,
Мне нашёптывать ночью и днём;
И наскучили смех и забавы,
И наскучил мне матери дом.
Сердце билось испуганной пташкой,
Не давало ни часу заснуть;
Подымалась под тонкой рубашкой
Высоко моя белая грудь.
Я вставала с постели босая,
И, бывало, всю ночь напролет
Под окошком кого-то ждала я:
Всё казалось мне, кто-то идёт.
Я ждала и дождалась милого,
И уж как полюбился он мне!
Молодца не видала такого
Прежде я никогда и во сне.
Очи карие бойко глядели
На меня из-под
Чёрных бровей:
Допытать они, видно, хотели,
Что в душе затаилось моей.
Допытали они, что готова
Хоть на гибель для них я была.
И за милым из дома родного
Я, как малый ребёнок, пошла.
Был он барин богатый и где-то
Всё в далеких краях проживал;
Слышь, лечился и только, на лето
Он в поместья свои наезжал.
Только лаской его и жила я,
Белый свет с ним казался милей;
Нипочём было мне, что дурная
Шла молва про меня у людей.
Да не думала я, не гадала,
Что любви его скоро конец:
Вдруг постыла милому я. стала 
И с другой он пошёл под венец.
Не пригожим лицом, не красою
Приманила дворянка его 
Приманила богатой казною,
Много взял он за нею всего.
С той поры будто солнышка нету,
Все глухая, осенняя ночь;
Как ни жди, не дождёшься рассвету,
Как ни плачь, а беде не помочь.
И с красой я своей распрощалась!
Не узнала б теперь меня мать:
Ни кровинки в лице не осталось,
Словно зелья мне дали принять.
Ах! изменой своей не отравой 
Он с лица мне румянец согнал.
Буду помнить я долго, лукавый,
Что ты ночью мне летней шептал!
А. Н. Плещеев (1825 1893). 1860 г.
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

Я хожу, гуляю да по хороводу!!

Я хожу, гуляю да по хороводу,
Заинька беленький.
Смотрю, выбираю хорошего тестя,
Я нашел, выбрал хорошего тестя.
Я хожу-гуляю да по хороводу,
Смотрю, выбираю хорошую тёщу,
Я нашел, выбрал хорошую тёщу.
Я хожу, гуляю да по хороводу,
Смотрю, выбираю хорошего братца,
Я нашел, выбрал хорошего братца.
Я хожу, гуляю да по хороводу,
Смотрю, выбираю хорошую сестрицу,
Я нашел, выбрал хорошу сестрицу.
Я хожу, гуляю да по хороводу,
Смотрю, выбираю хорошую любушку,
Я нашел, выбрал хорошую любушку.
Весело гуляю с хорошим тестем,
Весело гуляю с хорошей тёщей,
Весело гуляю с хорошим братцем,
Весело гуляю с хорошей сестрицей,
Весело гуляю с моей милой любушкой.
Я на тестя рассержусь,
С-богатыим разбранюсь!
- Уж ты, тёща, не бранись,
Пожалуйста отвяжись!
Оседлаю я коня - свово брата со двора!
Милая сестрица, ты нам не певица!
Подумаю думушку - поцелую любушку. (Вар:
Разойдуся с любушкой)
 Припев поется после каждого стиха.
==============
Рязанская губ. Песни-Припевки.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Я хочу вам рассказать, как нас стали обирать дармоеды-кулаки. Песня!!

Я хочу вам рассказать,
Как нас стали обирать
Дармоеды-кулаки,
Полицейские крючки.
А министры и цари
На нас смотрят издали,
Указ новый написали,
Чтобы чище обирали,
Попы пьяные орали,
Народ бедный надували.
Царь наш, батюшка-спаситель,
Вашей шайки предводитель,
Хорошо ты управляешь:
Честных в каторгу ссылаешь,
Суд военный утвердил,
Полны тюрьмы понабил,
Запретил всему народу
Говорить ты про свободу.
Кто осмелится сказать —
Велит вешать и стрелять.
П. А. Моисеенко (1852— 1923), один из первых рабочих революционеров, по профессии ткач. Организатор Морозовской стачки в Орехово-Зуеве в 1885 г.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Я чернец, я маладец!!

Я чернец, я маладец,
Диво лилё, ладо мае!
Я светогорец, я богомолец,
Диво лилё, ладо мае!
Я свеошельник из Москвы,
Диво лилё, ладо мае!
Ухватил девушку за праву ручушку,
Диво лилё, ладо мае!
Да поднял, матушка, павыше сибя,
Диво лилё, ладо мае!
Ударил, матушка, аб сыру землю,
Диво лилё, ладо мае!
Отшиб, матушка, сердце с печенью,
Диво лилё, ладо мае!
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Яблонка кудрявая, все ли у тебя веточки!!

Для сирот

Яблонка кудрявая,
Все ли у тебя веточки?
Все ли у тебя сроднички,
Свет Дарьюшка?
– Все у меня сроднички,
А нет ни батюшки, ни матушки
Подымитесь, ветры буйные,
Со восточной со сторонушки.
Разнесите мать сыру землю!
Ты востань ка, родной батюшка,
Ты востань ка, сударыня матушка,
Благослови ка меня горькую,
Благослови ка меня несчастную,
Ко суду божью ехать,
Золот венец принять!
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ягода-малина нас к себе манила!!

Может помнишь тот сказочный сон,
Позабыт он тобой или нет,
Плыл над полем малиновый звон,
Занимался малиновый свет.

Ягода-малина нас к себе манила,
Ягода-малина летом в гости звала,
Как сверкали эти искры на рассвете,
Ах, какою сладкой малина была.

Тихо лес шелестел колдовской,
Лишь для нас пели в нем соловьи,
И малиною спелой такой
Пахли теплые губы твои.

Ягода-малина нас к себе манила,
Ягода-малина летом в гости звала,
Как сверкали эти искры на рассвете,
Ах, какою сладкой малина была.

Ты мне слово одно повтори,
Над которым не властны века.
И пускай от сиянья зари
Вновь малиновой станет река.

Ягода-малина нас к себе манила,
Ягода-малина летом в гости звала,
Как сверкали эти искры на рассвете,
Ах, какою сладкой малина была.
+++++++++++++++

Як до мэнэ Якив прыходыв!!

Як до мэнэ Якив прыходыв,
Коробочку ракив прыносив.

А я тии раки забрала,
А Якова с хаты прогнала.

- Иды, иды, Яковэ, с хаты!
Нигдэ тоби, Яковэ, спаты!
Нигдэ тоби, Яковэ, спаты,
Бо на пичи батько и маты.

А на скрыни сын та нэвистка, -
Нэма тоби, Яковэ, миста.
А в люлюки братови диты, -
Нигдэ тэбэ, Яковэ, дитэ.

А у синцах – злые собакы, -
Забьют тоби, Яковэ, бакы!
Избириться, хлопцы, по грошу,
Купить мини ленту хорошу.

А я буду в лентах ходыты,
Будут мэнэ хлопцы любыты.
+++++++++++++++

Ясно в тереме свечи горят!!

Ясно в тереме свечи горят,
Ясно в тереме свечи горят.
Горько плакала Аннушка,
Горько плакала Васильевна.

Унимал ее батюшка,
Уговаривала матушка:
- Ты не плачь, наша умница,
Перестань, наша разумница!
Мы тебя ведь не в полон дадим,
Мы тебя не полонить хотим,
Мы тебя дадим за умного,
За умного, за разумного,
За тихаго, за смиреннаго
За Ивана за Васильевича.

Мы тебя ведь не одну пустим,
Мы тебе дадим ведь кучера,
А еще дадим форейтора!

- Ты, родимой мой батюшка,
Ты, родная моя матушка,
Ведь все кучера разъедутся,
А форейторы разойдутся,
Останусь я, молодёшенька,
У чужого у чужителя,
У чужого у чужителя,
У чужого отца с матерью.
==============
Тверская губ. Свадебные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++


Рецензии